Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:12, реферат
Под коррупцией понимается «порча, подкуп» (от лат. В настоящее время коррупцию целесообразно определять к социальное явление, которое вносит дезорганизацию в работу системы государственного управления. Используя свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корвстных целях для личного обогащения или в групповых интересах должностное лицо дискредитирует авторитет власти nepeд личностью, обществом и государством.
Под коррупцией понимается «порча, подкуп» (от лат. В настоящее время коррупцию целесообразно определять к социальное явление, которое вносит дезорганизацию в работу системы государственного управления. Используя свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корвстных целях для личного обогащения или в групповых интересах должностное лицо дискредитирует авторитет власти nepeд личностью, обществом и государством.
Коррупция проявляется в различных сферах жизни общества в которых противостоят и переплетаются силы власти и капитала. Она негативно влияет на стабильность в обществе и государстве, напрямую угрожает национальным жизненно важным интересам, деформирует систему духовно-нравственных ценю Под воздействием коррупции личность, общество и государство оказываются в опасности, в связи с тем что коррупционные отношения обладают способностью к саморазвитию и имеют тенденцию к ускоренному распространению. Незаконно приобретенные капиталы порождают использование более сложных конспиративных механизмов развития коррупции. Через коррумпированные связи осуществляется взаимодействие между властными полномочиями государственных служащих и нелегальным наличным капиталом. Растут незаконные выплаты, побочные вознаграждения, переплаты за выполненную работу, обеспечивается недостаточный контроль или попустительство в реализации перспективных экономических проектов. Все это ведет интеграции коррупционных отношений и образованию организованных коррумпированных структур в государственных органах власти и управления.
Обязательные юридические признаки коррупции:
Последствия коррумпированного поведения весьма разнообразны, начиная с нарушения нормальной деятельности аппарата управления и до нарушения имущественных интересов различных собственников, политических, трудовых, жилищных и иных прав граждан.
Признаками коррупции являются прямое или завуалированное участие должностных лиц и государственных служащих в деятельности коммерческих структур; содействие (организационное или ресурсное) негосударственным структурам; дифференцированное использование, манипулирование информацией, имеющей коммерческий характер; прямое или косвенное вымогательство.
В докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступности на общество в целом» на 2-й се Комиссии по предотвращению преступности и уголовному правосудию Экономического и социального совета ООН (13-23 августа 1993 г.) было отмечено, что «коррупция является одним из менее разрушительных явлений, которое свойственно организованной преступной деятельности». Докладчик обратил внимание на использование коррупции как средства в достижении цели представителями организованной преступности: «Коррупция государственных должностных лиц всегда являлась одним из предполагательных средств организованных преступных группировок ставной частью их стратегии и тактики, которая предпочитает использованию открытого насилия»
В международном документе — Межамериканской конвенции против коррупции, подписанной государствами-участниками Организации американских государств 29 марта 1969 г. в столице Венесуэлы г. Каракасе, — приводятся следующие формы проявления коррупции:
1) «вымогательство или получение правительственным чиновником или лицом, которое выполняет государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества себя или иного физического или юридического лица в обмен на их государственных обязанностей, а также предложение или предоставление таких предметов или выгод»;
2) «любое действие или не совершение действия при исполнении своих обязанностей правительственным чиновником или лицом, выполняющим государственные обязанности, в целях незаконного получения выгоды для себя или третьего лица»;
3) «ненадлежащее использование правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству или любой организации или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, к которому этот чиновник или лицо, исполняющее государственные обязанности, имеет доступ вследствие или в процессе исполнения своих обязанностей»;
4) «переадресование правительственным чиновником в целях, не связанных с теми, для которых они были предназначены, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого принадлежащего государству движимого и недвижимого имущества, денежных средств или ценных бумаг, которые такой чиновник получил благодаря своему служебному положению с целью распоряжения, хранения или по другой причине, независимому учреждению или частному лицу»
Комплексный подход к организации борьбы с коррупцией обеспечивает Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2002 г. № 500. В первую очередь меры направлены на противодействие коррупционным проявлениям в следующих сферах:
нормотворческая деятельность;
служба в государственном аппарате и местное самоуправление;
судебная и правоохранительная деятельность;
лицензирование, экспертиза и сертификация продукции и услуг;
предпринимательство;
приватизация и разгосударствление;
банковская деятельность;
бюджетный процесс и кредитование;
эмиссия ценных бумаг;
государственные заказы и закупки;
получение и оказание гуманитарной помощи.
Основной задачей Государственной программы является попечение защиты прав, свобод и законных интересов государственной собственности, общества и государства с коррупции. Основными субъектами борьбы являются прокуратура, органы государственной безопасности и внутренних дел. За организацию борьбы с коррупцией отвечает Прокуратура Pecпyблики Беларусь. В целях повышения эффективности противодействия коррупции на республиканском уровне целесообразно расширить функции Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь (по профилактике, научному обеспечению, международному сотрудничеству и т. п.).
Цели и задачи антикоррупционной политики.
Цель - снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:
предупреждение коррупционных правонарушений;
создание правовых механизмов, препятствующих подкупу лиц, имеющих публичный статус, а также подкупу граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; •
обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами; возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями; мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
формирование антикоррупционного общественного сознания; содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений, эффективную охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина;
содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.
Правовую основу антикоррупционной политики составляют конституция государства, нормы, закрепленные в законах, а также в иных нормативных правовых актах, предусматривающих меры предупреждения коррупции, пресечения коррупционных правонарушений и ответственности за них.
Уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения устанавливается соответствующими национальными нормативными правовыми актами.
Антикоррупционная деятельность политических партий и других общественно-политических объединений, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами,
н пяется соответственно их уставами и иными учредители документами.
Антикоррупционная политика государства строится с учетом международных правовых стандартов. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства являются составной частью правовой основы антикоррупционной политики. Если международным договором государства установлены иные правила по сравнению с на национальным законом, то применяются правила международного договора.
Основные элементы системы мер по реализации антикоррупцинной политики государства:
предупреждение коррупционных правонарушений;
пресечение коррупционных правонарушений;
ответственность за коррупционные правонарушения;
возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.
Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики. В целях повышения эффективности международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики целесообразно создать и принять правовые основы, определить цели и принципы, выделить приоритеты и разработать механизмы оказания правовой помощи по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях.
Правовая основа международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики:
международное сотрудничество государства в сфере анти коррупционной политики регулируется в соответствии с конституцией, законодательными и иными нормативными правовыми актами государства, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами государства;
международные договоры государства в сфере антикоррупцион ной политики, заключаемые от его имени, подлежат ратификации в случаях и порядке, установленных законодательством государства
Международное сотрудничество государства в сфере антикор рупционной политики призвано:
а) содействовать реализации
целей и задач антикоррупционной
политики, изложенных в международных
правовых актах (про
шедших ратификацию в государстве);
б) обеспечить предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие коррупционных правонарушений, в том числе совершаемых служащими международных организаций, при осуществлении междунарлдного сотрудничества
в) способствовать унификации
антикоррупционных норм
национальных законодательств и внедрению
международных
и коррупционных стандартов;
г) обеспечить повышение антикоррупционного
рейтинга
укрепление международного авторитета
государства.