Антикоррупционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:12, реферат

Описание работы

Под коррупцией понимается «порча, подкуп» (от лат. В настоящее время коррупцию целесообразно определять к социальное явление, которое вносит дезорганизацию в работу системы государственного управления. Используя свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корвстных целях для личного обогащения или в групповых интересах должностное лицо дискредитирует авторитет власти nepeд личностью, обществом и государством.

Файлы: 1 файл

КОРРУПЦИЯ.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Под коррупцией понимается «порча, подкуп» (от лат. В настоящее время коррупцию целесообразно определять к социальное явление, которое вносит дезорганизацию в работу системы государственного управления. Используя свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корвстных целях для личного обогащения или в групповых интересах должностное лицо дискредитирует авторитет власти nepeд личностью, обществом и государством.

Коррупция проявляется в различных сферах жизни общества в которых противостоят и переплетаются силы власти и капитала. Она негативно влияет на стабильность в обществе и государстве, напрямую угрожает национальным жизненно важным интересам, деформирует систему духовно-нравственных ценю Под воздействием коррупции личность, общество и государство оказываются в опасности, в связи с тем что коррупционные отношения обладают способностью к саморазвитию и имеют тенденцию к ускоренному распространению. Незаконно приобретенные капиталы порождают использование более сложных конспиративных механизмов развития коррупции. Через коррумпированные связи осуществляется взаимодействие между властными полномочиями государственных служащих и нелегальным  наличным капиталом. Растут незаконные выплаты, побочные вознаграждения, переплаты за выполненную работу, обеспечивается недостаточный контроль или попустительство в реализации перспективных экономических проектов. Все это ведет интеграции коррупционных отношений и образованию организованных коррумпированных структур в государственных органах власти и управления.

Обязательные юридические признаки коррупции:

  1. бязательный субъект коррупционных отношений — должностное лицо (либо лицо, приравненное к нему), уполномоченное на выполнение государственных функций;
  2. умышленная вина, корыстная или иная заинтересованность субъектов коррупционных отношений;
  3. действие или бездействие — использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций (либо лицом, приравненным к нему), вопреки интересам службы, своего служебного положения либо связанных с ним возможностей, либо авторитета организации, в которой он служит;
  4. корыстная цель — противоправное получение для себя или своих близких родственников имущественных или неимущественных благ, льгот и преимуществ в результате выполнения или невыполнения определенных действий по службе либо за обещание выполнить или не выполнить их в будущем.

Последствия коррумпированного поведения весьма разнообразны, начиная с нарушения нормальной деятельности аппарата управления и до нарушения имущественных интересов различных собственников, политических, трудовых, жилищных и иных прав граждан.

Признаками коррупции являются прямое или завуалированное участие должностных лиц и государственных служащих в деятельности коммерческих структур; содействие (организационное или ресурсное) негосударственным структурам; дифференцированное использование, манипулирование информацией, имеющей коммерческий характер; прямое или косвенное вымогательство.

В докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступности на общество в целом» на 2-й се Комиссии по предотвращению преступности и уголовному правосудию Экономического и социального совета ООН (13-23 августа 1993 г.) было отмечено, что «коррупция является одним из менее разрушительных явлений, которое свойственно организованной преступной деятельности». Докладчик обратил внимание на использование коррупции как средства в достижении цели представителями организованной преступности: «Коррупция государственных должностных лиц всегда являлась одним из предполагательных средств организованных преступных группировок ставной частью их стратегии и тактики, которая предпочитает использованию открытого насилия»

В международном документе — Межамериканской конвенции против коррупции, подписанной государствами-участниками Организации американских государств 29 марта 1969 г. в столице Венесуэлы г. Каракасе, — приводятся следующие формы проявления коррупции:

1) «вымогательство или получение правительственным чиновником или лицом, которое выполняет государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества себя или иного физического или юридического лица в обмен на их государственных обязанностей, а также предложение или предоставление таких предметов или выгод»;

2) «любое действие или не совершение действия при исполнении своих обязанностей правительственным чиновником или лицом, выполняющим государственные обязанности, в целях незаконного получения выгоды для себя или третьего лица»;

3) «ненадлежащее использование правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству или любой организации или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, к которому этот чиновник или лицо, исполняющее государственные обязанности, имеет доступ вследствие или в процессе исполнения своих обязанностей»;

4) «переадресование правительственным чиновником в целях, не связанных с теми, для которых они были предназначены, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого принадлежащего государству движимого и недвижимого имущества, денежных средств или ценных бумаг, которые такой чиновник получил благодаря своему служебному положению с целью распоряжения, хранения или по другой причине, независимому учреждению или частному лицу»

 

Комплексный подход к организации борьбы с коррупцией обеспечивает Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2002 г. № 500. В первую очередь меры направлены на противодействие коррупционным проявлениям в следующих сферах:

нормотворческая деятельность;

служба в государственном аппарате и местное самоуправление;

судебная и правоохранительная деятельность;

лицензирование, экспертиза и сертификация продукции и услуг;

предпринимательство;

приватизация и разгосударствление;

банковская деятельность;

бюджетный процесс и кредитование;

эмиссия ценных бумаг;

государственные заказы и закупки;

получение и оказание гуманитарной помощи.

Основной задачей Государственной программы является попечение защиты прав, свобод и законных интересов государственной собственности, общества и государства с коррупции. Основными субъектами борьбы являются прокуратура, органы государственной безопасности и внутренних дел. За организацию борьбы с коррупцией отвечает Прокуратура Pecпyблики Беларусь. В целях повышения эффективности противодействия коррупции на республиканском уровне целесообразно расширить функции Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь (по профилактике, научному обеспечению, международному сотрудничеству и т. п.).

Цели и задачи антикоррупционной политики.

Цель - снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:

предупреждение коррупционных правонарушений;

создание правовых механизмов, препятствующих подкупу лиц, имеющих публичный статус, а также подкупу граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; •

обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами; возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями; мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;

формирование антикоррупционного общественного сознания; содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений, эффективную охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина;

содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;

создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.

Правовую основу антикоррупционной политики составляют конституция государства, нормы, закрепленные в законах, а также в иных нормативных правовых актах, предусматривающих меры предупреждения коррупции, пресечения коррупционных правонарушений и ответственности за них.

Уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения устанавливается соответствующими национальными нормативными правовыми актами.

Антикоррупционная деятельность политических партий и других общественно-политических объединений, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами,

н пяется соответственно их уставами и иными учредители документами.

Антикоррупционная политика государства строится с учетом международных правовых стандартов. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства являются составной частью правовой основы антикоррупционной политики. Если международным договором государства установлены иные правила по сравнению с на национальным законом, то применяются правила международного договора.

Основные элементы системы мер по реализации антикоррупцинной политики государства:

предупреждение коррупционных правонарушений;

пресечение коррупционных правонарушений;

ответственность за коррупционные правонарушения;

возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики. В целях повышения эффективности международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики целесообразно создать и принять правовые основы, определить цели и принципы, выделить приоритеты и разработать механизмы оказания правовой помощи по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях.

Правовая основа международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики:

международное сотрудничество государства в сфере анти коррупционной политики регулируется в соответствии с конституцией, законодательными и иными нормативными правовыми актами государства, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами государства;

международные договоры государства в сфере антикоррупцион ной политики, заключаемые от его имени, подлежат ратификации в случаях и порядке, установленных законодательством государства

Международное сотрудничество государства в сфере антикор рупционной политики призвано:

а) содействовать реализации целей и задач антикоррупционной 
политики, изложенных в международных правовых актах (про 
шедших ратификацию в государстве);

б) обеспечить предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие коррупционных правонарушений, в том числе совершаемых служащими международных организаций, при осуществлении междунарлдного сотрудничества

в) способствовать унификации антикоррупционных норм 
национальных законодательств и внедрению международных 
и коррупционных стандартов;

г) обеспечить повышение антикоррупционного рейтинга 
укрепление международного авторитета государства.


Информация о работе Антикоррупционная политика