Антикоррупционная программа ФТС в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 10:02, реферат

Описание работы

осударственная коррупция определяется как продажа государственными служащими государственной собственности в частных целях. Например, государственные служащие часто берут взятки при выдаче лицензий, разрешений на прохождение таможни или взятки за предотвращение входа на рынок конкурентов фирмы-взяткодателя.
Целью настоящего реферата является рассмотрение понятия коррупции, рассмотрение ключевых терминов в сфере борьбы с коррупцией в России, а также рассмотрение Антикоррупционной программы ФТС России.

Файлы: 1 файл

таможня.docx

— 32.03 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

 

Антикоррупционная программа ФТС в России

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно  важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни, как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались с взяточничеством. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и видах.

Коррупция – очень сложное  политическое и социальное явление, в нем причина и следствие  часто переплетаются между собой, и довольно часто становится трудно определить, является ли то или иное проявление коррупции следствием старого, или это проявления чего-то нового.

Чаще всего авторы работ, посвященных коррупции, рассматривают ее «традиционный» вид – государственную коррупцию, которая считается такой же старой, как сама история государственной власти, и включает среди прочего торговлю лицензиями, голосами избирателей, административными и судебными решениями, казенными должностями.

Государственная коррупция  определяется как продажа государственными служащими государственной собственности  в частных целях. Например, государственные  служащие часто берут взятки при  выдаче лицензий, разрешений на прохождение таможни или взятки за предотвращение входа на рынок конкурентов фирмы-взяткодателя.

Целью настоящего реферата является рассмотрение понятия коррупции, рассмотрение ключевых терминов в сфере  борьбы с коррупцией в России, а  также рассмотрение Антикоррупционной программы ФТС России.

 

 

Определение понятия коррупции  и ключевых терминов в сфере борьбы с коррупцией в России.

Коррупция – использование лицом своего публичного статуса вопреки интересам общества и государства для извлечения выгоды, как для себя, так и для других лиц, а также предоставление такой выгоды лицу, имеющему публичный статус, лично или через посредников, а также посредничество в предоставлении такой выгоды лицу, имеющему публичный статус. Лица, имеющие публичный статус:

  1. Физические лица, постоянно, временно, или по специальному полномочию выполняющие должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях;
  2. Физические лица, имеющие статус кандидатов для избрания в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления коммерческими и некоммерческими организациями;
  3. Юридические лица и другие публичные организации.1

Высокий уровень коррупции во многих развивающихся странах существенно  снижает эффективность работы государственных  органов.

Таможенные службы не являются исключением, и их часто приводят в качестве примера в числе наиболее коррумпированных. Учитывая важную роль, которую таможенная служба играет в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества, наличие коррупции в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического развития страны и перспективы национального развития, с учетом важности данной проблемы международное таможенное сообщество при участии Всемирной таможенной организации (далее ВТО) выработало стратегию борьбы с коррупцией.

Антикоррупционная стратегия ВТО изложена в Арушской декларации ВТО, одобренной сессией Совета ВТО в июне 2003 года.

Она содержит 10 принципиальных направлений:

1. Четкое управление и приверженность  идее.

2. Наличие регулятивных стандартов.

3. Открытость и прозрачность.

4. Автоматизация.

5. Реформирование и модернизация  службы.

6. Аудит и расследование.

7. Кодекс чести.

8. Управление кадрами.

9. Моральная и организационная  культура.

10. Взаимодействие с бизнесом.2

Новая редакция Арушской декларации ВТО разработана с учетом того, что таможенные службы ее государств-членов работают в разных социальных, политических и экономических условиях. Поэтому декларация намеренно не носит предписывающий характер. В ней предусматривается общий концептуальный базис, при этом фактическая реализация каждого ключевого элемента остается на усмотрение конкретной таможенной службы.

Борьба с коррупцией в настоящее  время актуальна для Федеральной таможенной службы России и выходит на более качественный уровень.

В условиях расширяющихся международных  связей проблема борьбы с коррупцией не разрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных, скоординированных  мер противодействия. Это предполагает более тесное международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, выработку  и закрепление антикоррупционных мер в нормах международного права.

Концепция национальной безопасности России рассматривает коррупцию  как чрезвычайно опасное явление, т.к. в России негативная традиция была широко распространена в среде чиновников.

Для норм российского права, в том  числе и таможенного законодательства, характерна высокая степень неопределенности, противоречивости, благоприятствующая коррупции. В России имеется большое  количество административных и бюрократических  барьеров на пути реализации физическими  и юридическими лицами их прав, для  преодоления которых им приходится искать покровительство у должностных  лиц. На практике преодоление правовых барьеров, созданных для всех предпринимателей, осуществляется путем введения правовых льгот для предпринимателей, опекаемых  чиновниками.

Нормы российского уголовного права  не охватывают деяния, признаваемые коррупционными кругами за рубежом. Не считаются  коррупцией такие действия, как подкуп иностранного должностного лица, принятие решения в условиях конфликта  интересов, незаконное обогащение должностного лица.

Правовая ответственность за подкуп не применяется к юридическим  лицам. Отсутствуют нормы, предусматривающие  ответственность за незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот, переход  государственного служащего на работу в частную компанию, которая находилась в ведении этого лица при исполнении им обязанностей государственной службы.

Помимо таких традиционных проявлений коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным  положением, можно выделить следующие  формы коррупционного поведения:

1) непосредственное участие должностных  лиц таможенных органов в коммерческой  деятельности для извлечения  личной или корпоративной выгоды;

2) использование служебного положения  для «перекачки» государственных  средств в «свои» коммерческие  структуры и обналичивание денег;

3) предоставление льгот для своей  корпоративной группы с отвлечением  государственных ресурсов;

4) злоупотребление служебным положением  в процессе лицензирования, квотирования  экономической деятельности и  при осуществлении других форм  ведения рыночной экономики.

Трудность выявления данного вида преступлений заключается в их латентности  и незаинтересованности взяткополучателя и взяткодателя в ликвидации сложившихся  между ними преступных связей.

В Федеральной таможенной службе России был проведен анализ ведомственных  нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в таможенной сфере, на коррупционность, а также хозяйственных  договоров, одной из сторон в которых  выступают таможенные органы.

Действенными мерами по противодействию  коррупции являются:

а)  широкое внедрение электронного декларирования и отделение таможенника от участников ВЭД в процессе принятия решений по таможенному оформлению и контролю товаров;

б)  ротация руководителей таможенных органов,

в)  повышение профессионализма сотрудников подразделений собственной безопасности таможенных органов.

Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений,       совершаемых таможенниками, являются: получение взятки (ст.290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК России), превышение должностных полномочий (ст.286 УК России) и халатность (ст.293 УК России Как сообщает сегодня пресс-служба Федеральной таможенной службы РФ, "подразделения таможенных органов по противодействию коррупции выявляют наибольшую часть преступлений коррупционной направленности, выявляемых в таможенной сфере всеми правоохранительными органами Российской Федерации. В первом полугодии 2012 года этот показатель составил 84 %". 
               По материалам подразделений таможенных органов по противодействию коррупции в первом полугодии 2012 года возбуждено 63 уголовных дела, в том числе 49 - по преступлениям коррупционной направленности /38 - в отношении двадцати должностных лиц таможенных органов и 11 – в отношении пяти взяткодателей/. Проведено 127 служебных проверок, по результатам которых уволено из таможенных органов 4 должностных лица и к дисциплинарной ответственности привлечено 66 должностных лиц. В первом полугодии 2012 года за совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности, осуждено 19 должностных лиц таможенных органов. В числе примеров выявленных фактов получения взятки ФТС приводит уголовное дело в отношении должностного лица таможенного поста Морской порт Владивосток по факту получения им от генерального директора коммерческой организации 617,5 тыс рублей посредством перевода денег на банковский счет за беспрепятственное осуществление внешнеэкономической деятельности. Дело было возбуждено 1 февраля 2012 года по материалам Службы по противодействию коррупции Дальневосточного таможенного управления. 
Кроме того, 6 марта 2012 по материалам отдела по противодействию коррупции Мурманской таможни /Северо-Западное таможенное управление/ было возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица таможни по факту получения им взятки в размере 286 тыс рублей за незаконное перемещение через таможенную границу партии товара. В соответствии с установленным процессуальным порядком, уголовное дело было возбуждено Мурманским следственным отделом на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации.

Этому способствуют:

1)  отсутствие четкой законодательной  базы для борьбы с коррупцией;

2) неисполнение законов и низкий  уровень правосознания и нравственного  климата в стране, потеря нравственных  ориентиров, когда преступники выглядят  «образцами для подражания»;

3) высокий уровень коррумпированности  государственного аппарата и  бизнеса в целом;

4) недостатки в подборе, изучении  и расстановке кадров;

5) недостаточная оплата труда;

6) отсутствие четкой регламентации  действий таможенника и должного  контроля за его работой, способствующее недобросовестному отношению к своим служебным обязанностям и нарушениям дисциплины, недостаточная личная примерность руководителей таможенных органов;

7) низкий уровень воспитательно-профилактической  работы руководителей всех уровней;

8) недоработки в таможенном законодательстве, позволяющие находить "лазейки"  для преступных элементов и  безнаказанно допускать нарушения  таможенных технологий;

9) кадровый протекционизм (родственный,  земляческий, приятельский, корпоративный,  национальный), позволяющий недобросовестным  участникам ВЭД и коррумпированным  таможенникам продвигать на должности  своих людей и с их помощью  выстраивать коррупционные схемы,  извлекая незаконные прибыли;

10) покровительство как несправедливое  поощрение денежными средствами, материальными или иными благами  лиц или групп лиц на основе  существующих отношений, а не  за заслуги в службе;

11) иные негативные явления и  факторы.

Масштабы существующей коррупции  в таможенных органах оказывают  негативное влияние на деятельность государства (недополучение сумм налогов и сборов в федеральный бюджет, ухудшение инвестиционного климата), на бизнес-сообщество (недобросовестная конкуренция, дополнительные издержки и затраты) и на функционирование таможенной системы (подрывают правовые основы таможенного администрирования, ограничивают возможности решения правительственных задач, создают негативный морально-психологический климат в коллективах и отрицательно влияют на имидж таможенников в обществе).

Проблемы коррупции должны решаться системно и комплексно, в том числе  путем проведения мероприятий, предусматривающих  решение организационных, кадровых и правовых вопросов с помощью  специальных нормативных правовых мер, в том числе общегосударственных, направленных на демотивацию коррупционных проявлений, содержащихся в других федеральных и ведомственных программах (например, предоставление не связанных с зарплатой льгот, которые было бы трудно получить в другом месте).

Борьба с такими явлениями, как  устойчивость коррупционных связей, недостаточный уровень социальной защищенности, низкий уровень профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов, требует проведения программных  мероприятий в виде ротации кадров, развития системы профессиональной подготовки и повышения уровня социальных гарантий.

Возможно применение в таможенных органах элементов подбора кадров, применяемых в ФСБ России, когда  на каждого принимаемого в органы кандидата ответственные сотрудники дают рекомендации сроком на 5 лет и  несут за кандидата определенную ответственность.

 

Антикоррупционная программа ФТС России

Работа по противодействию  коррупции в таможенных органах  осуществляется в соответствии с  Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 и от 13 марта 2012 г. № 297. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование их структуры. 8 августа 2011 года в структуре центрального аппарата ФТС России создано Управление по противодействию коррупции, проведены соответствующие мероприятия в таможенных органах.3

Большая часть преступлений коррупционной направленности в  таможенной сфере выявляется подразделениями  по противодействию коррупции таможенных органов. В 2012 году этот показатель составил 83% от общего числа таких преступлений, выявляемых всеми правоохранительными  органами России в отношении должностных  лиц таможенных органов. За 9 месяцев 2012 г. за подобные нарушения осуждены 27 таможенников.

По итогам оперативно-служебной  деятельности подразделений по противодействию  коррупции таможенных органов с  момента их создания (2011 г., см. Справку) возбуждено 192 уголовных дела, из них 133 – по преступлениям коррупционной  направленности (110 – в отношении 73 должностных лиц таможенных органов  и 23 – в отношении 11 взяткодателей). Из коррупционных правонарушений наиболее распространено получение взятки - 32,3 % (43 уголовных дела).

Подразделения по противодействию  коррупции рассматривают, в том числе, и обращения граждан и организаций. Только за 3 квартала текущего года рассмотрено 331 обращение, из них по фактам коррупции – 178 (нашли подтверждение 34 факта, то есть более 19% от общего числа обращений). По результатам рассмотрения обращений девять таможенников понесли дисциплинарную ответственность, 57 материалов направлены в следственные органы (по ним возбуждено 9 уголовных дел, по которым проходит 8 должностных лиц таможенных органов).

Информация о работе Антикоррупционная программа ФТС в России