Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 10:24, курсовая работа
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России была выбрана данная тема курсовой работы.
1. Введение. - 3 -
2. Монополия: понятие, сущность, виды. - 5 -
3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. - 12 -
3.1. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. - 15 -
3.2. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. - 19 -
4. Методы антимонопольной политики в России. - 23 -
5. Заключение. - 27 -
6. Приложение. - 30 -
7. Список литературы. - 34 -
Ясно, что эффективное регулирование естественных монополий предполагает контроль за их эксплутационными и капитальными расходами на основе детального изучения каждого аспекта деятельности компании.
Еще один вариант регулирования естественной монополии предполагает инициирование органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна или обременительна из-за наличия существенной экономии от масштаба. Регулирующий орган проводит аукцион и предоставляет на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. В этом случае на рисунке 6 (Приложение) объем выпуска составит при цене , однако часть получаемой монополистом прибыли будет перечислена в бюджет, как плата за право обслуживать рынок. При прочих равных условиях, чем большим будет число конкурирующих за это право предприятий, тем большая часть прибыли может быть изъята в бюджет.
Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка, поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.
Главной целью всякой
антимонопольной политики является
пресечение монополистических
В случае искусственного
монополизма основным направлением
регулирования является противодействие
формированию таких монополий, а
порой и разрушение уже сложившихся.
Для этого государство
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.
Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным из них является индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH):
IHH=(X1)2+(X2)2+…+(XN)2,
где XN - доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.
Чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. Так, при чистой монополии, когда все сто процентов рынка контролируются одной фирмой, он достигнет своего максимума 10000 (т.к. 1002=10000). Если же в отрасли действует, скажем, более десяти тысяч фирм равного размера (то есть фактически сложились условия совершенной конкуренции), индекс упадет ниже единицы.
Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда IHH<1000. По формуле можно подсчитать, что это условие выполняется, если доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших - 44%, трех - 54%.
Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.
Все формы переплетения фирм-конкурентов фактически имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности действуют заодно, как правило, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому они запрещены законами большинства развитых рыночных стран. Причем за ряд нарушений, связанных с созданием картелей, во многих странах предусмотрена даже уголовная ответственность.
Сложнее обстоит дело
с государственным
В связи с описанным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки:
Поведенческий подход в принципе точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.
Доказать, скажем, необоснованное
монополистическое завышение
Поэтому юридически монопольная цена, скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами.
В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.
Зато недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики.
Методы антимонопольной политики в России.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики.
Главной проблемой и одновременно трудностью при демонополизации является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На Западе демонополизация
предприятий-гигантов возможна путем
их разделения на части. Там монополисты
формировались путем
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. А случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур - бывших министерств, главков, а также областных властей - такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.
Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют - предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью огромного количества инструкций и распоряжений они вполне могут.
Второй путь - иностранная
конкуренция - явился, вероятно, самым
действенным и эффективным
Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.
Третий путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия - это всегда рост производства и новые рабочие места.
В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.6
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из следующих законодательных актов:
К основным функциям антимонопольного органа относится:
Заключение.
Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Не случайно, в наше
время нет ни одной развитой страны,
где бы отсутствовало специальное
антимонопольное
Информация о работе Антимонопольная политика государств: цели, проблемы, механизм реализации