Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 16:46, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
• рассмотреть понятие конкуренции и монополизма, разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики;
• узнать о защите конкуренции и методах антимонопольного регулирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие, факторы и признаки монополии 5
1.2 Подходы к понятию монополия в работе экономистов 7
1.3 Негативные последствия монополизации рынков 10
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИПОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 13
2.1 Антимонопольная политика 13
2.2 Антимонопольная политика США 15
2.3 Антимонопольная политика России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Рыночные отношения в РФ, как известно, находятся на стадии становления, сталкиваясь с огромными трудностями, препятствиями, противоречиями, что не может не влиять на процесс формирования эффективного антимонопольного законодательства. Тем не менее, в стране сложилась определённая система антимонопольного регулирования, которая постоянно совершенствуется, изменяется, дополняется.
В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины возникновения монополий; что собой представляет антимонопольная политика и как её регулировать. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольную политику как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики различных стран. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.