Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:30, доклад

Описание работы

Антимонопольное законодательство- это комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, на противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Антимонопольное законодательство является главным инструментом антимонопольной политики. Антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 17.26 Кб (Скачать файл)

Сегодня мы живем в эпоху  рыночной экономики, а значит - свободной  конкуренции. Потребители конкурируют  между собой за необходимые продукты. Предприятия стремятся эффективно работать и привлекать внимание потенциальных  клиентов именно своим товаром. Любое  предприятие хочет увеличивать  объем производства, снижая затраты. Широкий ассортимент различных товаров и услуг нередко ставит перед покупателем проблему выбора. Поэтому в современной экономике для успешного конкурентного противоборства какой-либо компании первой необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать её технический уровень.

Однако рыночной экономике  препятствует такое явление как монополизм - тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.

Данная тема является актуальной, так как антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики  государства. Проблемы монополизации  хозяйственной жизни остро стоят  перед многими государствами, в  том числе и перед Россией.

Основной целью данной работы является раскрытие сущности и рассмотрение основных положений антимонопольной политики в России. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:

1) Изучение функций, задач  и принципов антимонопольной  политики.

2) Исследование государственного  регулирования естественных монополий,  как одного из основных направлений  антимонопольной политики.

Антимонопольное законодательство- это комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, на противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Антимонопольное законодательство является главным инструментом антимонопольной политики. Антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

К его основным задачам относятся:

- Обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития  конкуренции и предпринимательства  в национальной экономике.

- Снятие всех преград  на пути активизации конкуренции  на правовой основе, позволяющее  исключить монопольные действия  субъектов рынка, центральных  органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов.

- Определение правового  режима регулирования ответственности  за монопольные действия и  нарушения правил честной конкуренции.

- Защита интересов малого  и среднего предпринимательства  от произвола крупного бизнеса.

- Создание условий для  развития национальной экономики.

В конституции РФ можно  выделить статьи, на которых базируется публично-правовое регулирование антимонопольной  деятельности России: ст. 2, 8, 10, 11, 12, 34, 51. Особое значение имеют ст.8, ч.2 ст.34, закрепляющие, что в Российской Федерации  не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию.

В Федеральном законе от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в РФ» установлены  антимонопольные правила для  хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих  субъектов, осуществляющих поставки продовольственных  товаров, а также установлены  антимонопольные требования к органам  государственной власти субъектов  РФ, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В статье 13 ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в РФ» установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных  товаров посредством организации  торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Полномочия Федеральной  антимонопольной службы регламентированы Положением о ФАС. В программе  развития конкуренции в РФ определены направления для реализации конкурентной политики, определяются ее приоритеты и основные направления; данная Программа  включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие  возможности и стимулирующие  предпринимательскую деятельность.

Основной массив антимонопольно-правовых отношений регулируется Федеральным законом от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Данным ФЗ регламентируются вопросы определения и правового регулирования монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции. Установлены правовые основы запрета на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.

Несколько лет назад вступили в силу изменения в ст.178 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие не только штрафы и дисквалификацию, но и лишение свободы за действия, ограничивающие конкуренцию. Последствия, которые оказались весьма серьезными как для компаний и их руководителей, судов и органов государственной  власти, так и для экономики  в целом. Новая система санкций  существенно повлияла на стимулы  экономических агентов, следовательно - и на результаты функционирования компаний и условия конкуренции.

Принятые изменения соответствуют  общей логике развития российского  антимонопольного законодательства в  последние четыре-пять лет. Федеральная  антимонопольная служба России прилагает  значительные усилия для повышения  роли антимонопольного законодательства как инструмента сохранения условий  конкуренции. С точки зрения общества, эти усилия можно только приветствовать, поскольку слабая конкуренция - одно из важнейших препятствий, ограничивающих экономический рост и эффективность  использования ресурсов.

Первым среди экономистов  на необходимость увеличения санкций  указал нобелевский лауреат Г. Беккер: если нелегальные действия приносят нарушителю некий выигрыш, то ожидаемая  сумма санкций (произведение их размера  на вероятность применения) должна быть не меньше этого выигрыша. Только в таком случае можно предотвратить  нарушение закона, поскольку оно  станет невыгодным для потенциального нарушителя.

Принципиальное отличие  уголовной ответственности от прежней  системы административной ответственности  состоит в возможности применить  санкции не к компании, а к отдельному руководителю (группе руководителей). Таким образом, можно наказать инициаторов  незаконных действий.

Введение уголовных санкций  за нарушение антимонопольного законодательства является необходимым и действенным  для России. Оно предоставляет  российской антимонопольной политике новый, весьма эффективный инструмент. Его применение в текущих условиях связано со значительными отрицательными моментами, что связано с несбалансированностью  инструментов конкурентной политики.

Таким образом, можно сказать, что процесс формирования национального  антимонопольного законодательства и  особенно его практическое применение несут за собой возникновение  сложных теоретических и практических проблем. Разрабатывая и реализуя такое  законодательство, государство вынуждено  балансировать между опасностью разрушительного монополизма с  одной стороны, а с другой - с  угрозой ограничения созидательной  конкуренции. Все это еще раз  указывает на то, что антимонопольное  законодательство России нуждается  в значительном усовершенствовании.


Информация о работе Антимонопольная политика государства