Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:30, доклад
Антимонопольное законодательство- это комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, на противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Антимонопольное законодательство является главным инструментом антимонопольной политики. Антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.
Сегодня мы живем в эпоху
рыночной экономики, а значит - свободной
конкуренции. Потребители конкурируют
между собой за необходимые продукты.
Предприятия стремятся
Однако рыночной экономике препятствует такое явление как монополизм - тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.
Данная тема является актуальной,
так как антимонопольная
Основной целью данной работы является раскрытие сущности и рассмотрение основных положений антимонопольной политики в России. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:
1) Изучение функций, задач и принципов антимонопольной политики.
2) Исследование государственного
регулирования естественных
Антимонопольное законодательство- это комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, на противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Антимонопольное законодательство является главным инструментом антимонопольной политики. Антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.
К его основным задачам относятся:
- Обеспечение благоприятных
условий и стимулов для
- Снятие всех преград
на пути активизации
- Определение правового
режима регулирования
- Защита интересов малого
и среднего
- Создание условий для
развития национальной
В конституции РФ можно
выделить статьи, на которых базируется
публично-правовое регулирование антимонопольной
деятельности России: ст. 2, 8, 10, 11, 12, 34, 51.
Особое значение имеют ст.8, ч.2 ст.34,
закрепляющие, что в Российской Федерации
не допускается экономическая
В Федеральном законе от
28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой
деятельности в РФ» установлены
антимонопольные правила для
хозяйствующих субъектов, осуществляющих
торговую деятельность, и хозяйствующих
субъектов, осуществляющих поставки продовольственных
товаров, а также установлены
антимонопольные требования к органам
государственной власти субъектов
РФ, органам местного самоуправления
в области регулирования
В статье 13 ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой
деятельности в РФ» установлено,
что хозяйствующим субъектам, осуществляющим
торговую деятельность по продаже продовольственных
товаров посредством
Полномочия Федеральной
антимонопольной службы регламентированы
Положением о ФАС. В программе
развития конкуренции в РФ определены
направления для реализации конкурентной
политики, определяются ее приоритеты
и основные направления; данная Программа
включает меры антимонопольного регулирования,
иные защитные меры, а также меры
по развитию конкуренции, расширяющие
возможности и стимулирующие
предпринимательскую
Основной массив антимонопольно-правовых отношений регулируется Федеральным законом от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Данным ФЗ регламентируются вопросы определения и правового регулирования монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции. Установлены правовые основы запрета на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.
Несколько лет назад вступили
в силу изменения в ст.178 Уголовного
кодекса РФ, предусматривающие не
только штрафы и дисквалификацию, но
и лишение свободы за действия,
ограничивающие конкуренцию. Последствия,
которые оказались весьма серьезными
как для компаний и их руководителей,
судов и органов
Принятые изменения
Первым среди экономистов на необходимость увеличения санкций указал нобелевский лауреат Г. Беккер: если нелегальные действия приносят нарушителю некий выигрыш, то ожидаемая сумма санкций (произведение их размера на вероятность применения) должна быть не меньше этого выигрыша. Только в таком случае можно предотвратить нарушение закона, поскольку оно станет невыгодным для потенциального нарушителя.
Принципиальное отличие
уголовной ответственности от прежней
системы административной ответственности
состоит в возможности
Введение уголовных санкций
за нарушение антимонопольного законодательства
является необходимым и действенным
для России. Оно предоставляет
российской антимонопольной политике
новый, весьма эффективный инструмент.
Его применение в текущих условиях
связано со значительными отрицательными
моментами, что связано с
Таким образом, можно сказать,
что процесс формирования национального
антимонопольного законодательства и
особенно его практическое применение
несут за собой возникновение
сложных теоретических и