Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
Цель данной работы – антимонопольная политика государства. Исходя из поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:
Раскрыть понятие и виды конкуренции.
Определить понятие, сущность, виды и формы монополий.
Рассмотреть историю возникновения и развития монополий в России.
Раскрыть такие аспекты антимонопольной политики как:

Файлы: 1 файл

Антимонопольная политика.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

сМИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

Факультет: Экономический

 

Кафедра: Экономической  теории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Антимонопольная политика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент:____________________________

(Ф.И.О., подпись, дата)

 

 

Группа: ______________

 

 

 

 

Руководитель

должн., уч.степень, звание:__________________________

(Ф.И.О., подпись, дата)

2011 
Содержание

 

 

 

 

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного  количествса разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно  порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Проблема взаимоотношения  государства и хозяйствующих  субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство  выполняет важнейшие функции  в хозяйственной системе. Объективные  экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Одним из важных видов государственного регулирования  является регулирование монополий.

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция  на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции.

Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.

Именно конкуренция  превращает экономическую систему  страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой  рукой рынка".

Но здоровая конкуренция  невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Цель данной работы – антимонопольная политика государства. Исходя из поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:

    1. Раскрыть понятие и виды конкуренции.
    2. Определить понятие, сущность, виды и формы монополий.
    3. Рассмотреть историю возникновения  и развития монополий в России.
    4. Раскрыть такие аспекты антимонопольной политики как:
  • История развития антимонопольной политики
  • Антимонопольное законодательство в России
  • Контроль за экономической концентрацией
  • Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
  • Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
  • Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий
  • Особенности антимонопольной политики в России
  • Область проблем антимонопольного регулирования в России

1. Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция  — это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

Конкуренция — это  динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка  товарами. Конкуренция — это элемент  рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться)1 означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике  такое столкновение неизбежно, ибо  оно порождается следующими объективными условиями:

•  наличием множества равноправных рыночных субъектов;

•  полной экономической обособленностью каждого из них;

•  зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

•  противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и  выживание есть экономический закон  рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция — двигатель  экономического прогресса. Это объясняется  тем, что рыночное соперничество  приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится  не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку2 сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные  корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

1.1 Виды конкуренции

Различают конкуренцию:

1)  функциональную (это конкуренция определенного товара);

2)  видовую (по цене и качеству);

3)  межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

4)  внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в томе III «Капитала».

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основные методы добросовестной конкуренции:

•  повышение качества продукции,

•  снижение цен («война цен»),

•  реклама,

•  развитие до- и послепродажного обслуживания,

•  создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

•  экономический (промышленный шпионаж);

•  подделка продукции конкурентов;

•  подкуп и шантаж;

•  обман потребителей;

•  махинации с деловой отчетностью;

•  валютные махинации;

•  сокрытие дефектов и т.д.

Современное процветание  разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствуют о том, что образование монополий — закономерный процесс, и объясняется это тем, что сама конкуренция — важный элемент рыночного механизма — порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.3

2. Монополия: понятие, сущность, виды и формы

Выход в свет работ  «Теория монополистической конкуренции» (Эдуард Чемберлин, 1933) и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (Джоан Робинсон, 1933), где были исследованы  новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкуренции.

Последняя предполагает функционирование на рынке одной  или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

2.1 Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

1. Монополия возникает  из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным  ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.

2.2 Понятие монополии

Монополия (от греч. «моно» — один и «полео» — продаю) — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной  конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» — немногий, «полео» — продаю) — основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» — малочисленный и «опсония» — покупка) — превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.4

Монополия – это когда  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы  и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

·       монопольно высокими ценами

·       ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

1.    Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2.    Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

3.    Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:

·        Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

·        Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

·        Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

·        При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

·        Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

Информация о работе Антимонопольная политика