Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:17, реферат
Монополизм порождается рынком. Цели монополистов несложно определить. Производители стремятся не только к максимизации прибыли, но и захвату как можно большего объема потребительского излишка. О существовании на рынке монополизма мы можем наблюдать на примерах удержания высоких цен, торможению технического прогресса, нарушению действия рыночных механизмов. Получив право на реализацию товара, он стремится к максимальному количеству прибыли. Монополисты по своему усмотрению устанавливают цены на производимую ими продукцию, создают искусственно повышенный покупательный спрос за счет создаваемого ими дефицита. Для поддержания искусственного созданного ими дефицита они сдерживают развитие технологии, чтобы не лишиться монополистических выгод.
Теоретическая часть к контрольной работе № 1
Билет № 24
Минникова Анастасия Сергеевна
294 группа
Фирма может называться монополией, если в отрасли присутствует одна фирма, если благо, производимое ею, не имеет близких заменителей, если отсутствует возможность появления в данной отрасли других фирм. Такая фирма, не имеющая конкурентов по отрасли, становится полноправным хозяином на рынке своего блага.
Монополизм порождается рынком. Цели монополистов несложно определить. Производители стремятся не только к максимизации прибыли, но и захвату как можно большего объема потребительского излишка. О существовании на рынке монополизма мы можем наблюдать на примерах удержания высоких цен, торможению технического прогресса, нарушению действия рыночных механизмов. Получив право на реализацию товара, он стремится к максимальному количеству прибыли. Монополисты по своему усмотрению устанавливают цены на производимую ими продукцию, создают искусственно повышенный покупательный спрос за счет создаваемого ими дефицита. Для поддержания искусственного созданного ими дефицита они сдерживают развитие технологии, чтобы не лишиться монополистических выгод. Скупая новейшие патенты на изобретения, они держат их до тех пор, пока барьеры для входа в отрасль не снизятся настолько, чтобы у других участников появилась возможность вступления в отрасль . Для более полного представления воздействия монополии на потребителей рассмотрим и изучим график, характеризующий последствия монополии для общественного благосостояния.
1
B1 – спрос равен предложению в конкурентной отрасли, B2- предельная выручка равна предельным издержкам в монопольной отрасли, Q1- объем производства конкурентной отрасли, Q2 –объем производства монопольной отрасли, P1 – цена конкурентного рынка, P2- цена монополиста.
От монополизации главным
образом проигрывают
Итог таков, что потребителям с экономической точки зрения не выгодно иметь дело с монополией. Во- первых сокращается потребительских излишек, во – вторых, из-за монополии сокращается количество продукции на рынке, в-третьих, монопольная цена слишком высока для потребителя.
При употреблении термина монополия в нашем понимании возникает целый список негативных факторов. Неэффективное производство, резко завышенные цены, недопроизводство – это всё, только маленькая корзинка отрицательных факторов монополии. Потребитель терпит большой ущерб от деятельности монополии. Это выражается в сокращении потребительского излишка, высоких ценах на продукцию, плохом качестве продукции. К сожалению, рынок не может выйти из этой ситуации самостоятельно; в таких условиях улучшить ситуацию может только государство, проводящее антимонопольную политику.
Прежде чем, проводить любую антимонопольную политику, необходимо определиться с тем, каких результатов мы хотим достичь, а также с типом регулируемой монополии. В современном мире существует множество монополий, но в основном классификация представлена тремя типами: естественной, административной, экономической. Естественная монополия отражает ситуацию, когда спрос в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Основными характеристиками естественной монополии являются: нежелательная конкуренция, неэластичный спрос, высокие барьеры входа. Типичными примерами естественной монополии являются электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность. Несмотря на то, что в естественной монополии присутствуют несколько положительных моментов, её нужно регулировать вследствие ряда негативных последствий.
Существуют ценовые и неценовые методы регулирования естественной монополии. Второе наилучшее решение, пиковое ценообразование, двухчастный тариф, регулирование дохода всё это - ценовые методы регулирования естественной монополии. Множество видов, но все ли они эффективны?
Двухчастный тариф – разные цены для разных категорий потребителей.
Данный вид ценового регулирования выгоден как государству, так и потребителю. За цену P1 платят те покупатели, которые готовы оплатить только предельные издержки (P=MC). Обычные такими покупателями являются семьи, частные лица, а так же потребители социальных благ – больниц, школ. При потреблении на уровне цены P1, монополист несет потери в площадь B. Цену P2 платят покупатели, способные оплачивать высокий уровень своих расходов. Примерами таких покупателей обычно являются фирмы. Цена P2 устанавливается таким образом, чтобы прибыль естественной монополией от категории потребителей P2, компенсировала потери, вызванные предельным ценообразованием для первой категории покупателей. Из этого следует, что монополия в принципе организует безубыточное производство, и поэтому государству не надо платить субсидии монополии.
Пиковое ценообразование. Пиковое ценообразование применяется тогда, когда наблюдаются сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить. В качестве примера стоит привести телефонные услуги и транспорт. Суть пикового ценообразования заключается в том, что вне пика потребители оплачивают переменные и предельные издержки, которые являются их собственными издержками. В период пика происходит резкий рост спроса. Из-за повышения спроса прежних мощностей уже не хватает, а для дополнительных мощностей требуются дополнительные расходы в размере b. Возникшие издержки должны быть оплачены потребителями, предъявляющими повышенный спрос. Поэтому в период пика цены устанавливаются на более высоком уровне и постоянные издержки начинают оплачивать потребители.
Паушальный налог не зависит от объема производства и может быть отнесен к постоянным затратам. Введение налога повлияет лишь на средние общие затраты AC, предельные же общие затраты MC не изменятся.
2
Данный график показывает, что цена и ущерб от существования монополии не меняются. Прибыль монополии сокращается. Из вышесказанного следует, что паушальный налог полностью ложится на плечи монополиста. Монополист хотел бы, но не может даже частично переложить налог на покупателей ни через высокую цену, ни через меньший объем выпуска. Примерами аккордного налога является подушный налог, взимаемый за право выезда за границу. Прежде чем приступить к процедуре изготовления заграничного паспорта каждый гражданин должен заплатить налог в размере 2500 рублей. По правилу Рамсея этот налог является эффективным, так как мы не может его избежать. Тем не менее, никто не может дать гарантию, что данный налог будет соблюдаться с законами социальной справедливости.
X – неэффективность производства в условиях монополии – есть разница между минимально возможными для данного выпуска уровнем издержек и реальным уровнем издержек монополиста. Описать данное положение попытаемся через график.
3
Издержки в условиях совершенной конкуренции равны ACc=MCc, а выпуск составляет Qc. В условиях монополии уровень издержек возрастает до уровня ACm=MCm, соответственно выпуск становится Qm. Потребительский излишек сокращается с APcC до величины ApmM. Величина BPcEK есть потери в результате X-неэффективности. Ресурсы в эту величину используется неэффективно. В условия совершенной конкуренции объем произведенной монополией мог бы быть с более низкими издержками. Существуют и другая причина X-неэффективности монополии: монополист не стремится минимизировать издержки. К примеру, у какого-то менеджера монопольной компании появилась цель увеличить свою власть и влияние. Вследствие чего фирма-монополист будет нанимать больше персонала и производить любой объем выпуска с большими издержками, чем конкурентная фирма. Если к X- неэффективности стремятся сами собственники фирмы, это означает, что они готовы жертвовать своей прибылью, чтобы иметь больше свободного времени.
Аспект, на который стоит обратить внимание, – это восприимчивость к достижениям НТП ( научно – технического прогресса). В отличие от монополии, конкурентная среда фирмы заставляет её внедрять и развивать НТП, но экономическая прибыль от внедрения новшеств далеко не долговечна, поэтому материальные стимулы невелики. В ситуации с чистой монополией отсутствие конкурентной среды минимизирует стимулы для внедрения НТП. С другой стороны, внедрение новшеств уменьшает издержки монополии и закрепляет барьеры для вступления в отрасль, т.е. монополия увеличивает свою власть, что и является основным побудительным мотивом для внедрения инноваций.
1 Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов: учебник для бакалавров/ H. M. Розанова. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012.- 514 с. – Серия: Учебники НИУ ВШЭ