Антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий; ее сущность и виды; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для нашей страны.

Содержание работы

Введение -3
1)Сущность и виды монополий -5
2)Монопольная власть -15
3)Особенности монополизма
и антимонопольное регулирование в России -17
Заключение -23
Список используемых источников -25

Файлы: 1 файл

кр 2 экономика костя.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике.

Несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Р. Ф.:

1.   Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

2.   Принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

3.   Малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции: [6]

1.   Наладить антимонопольный контроль над проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 2003 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 222 млрд. рублей);

2.   Ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

3.   Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

4.   Согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Так как деятельность МАП была не совсем эффективна, 9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, руководителем которой стал Игорь Юрьевич Артемьев. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г[7].

Понимая важность развития Федеральной антимонопольной службы 26 июля 2006 года, был принят новый закон "О защите конкуренции" N 135-ФЗ. Принятие закона давно требовало развитие рынка, и поэтому особых препятствий в утверждении он не испытал, но все же в законе множество недоработок, и возникают определенные прения по поводу терминологии.

Также 27.07.06 был одобрен Федеральный закон от 27.07.2006 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".  Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Совершенно законодательства не существует, и поэтому будем надеяться, что оно будет развиваться, подстраиваясь под рыночные изменения.

Но как сказал один из известных политиков: "Зачем принимать новый закон, если мы старый соблюсти не можем"[8]. Поэтому главным вопросом остается деятельность ФАС, сможет ли этот государственный орган регулировать предписанную ему сферу.

На данный момент деятельность ФАС имеет несколько направлений:

1. Контроль над деятельностью естественных монополий.

Работа ФАС России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

2. Контроль над размещением госзаказов.

Постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных" Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов, за размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, контроль над которыми осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

Функции и полномочия ФАС России в сфере контроля над размещением госзаказов определены Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере.

Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом "О рекламе", принятым в 1995 году.

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

1.   предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;

2.   защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, - привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;

3.   взаимодействие с органами саморегулирования рекламы;

4.   контроль экономической концентрации;

Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль экономической концентрации в соответствии с главой 7 Федерального Закона "О защите конкуренции".

 

 

 

Заключение

В процессе данной работы мне удалось определить, что:

   монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы;

   нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален;

   велики барьеры вступления в отрасль;

   главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;

   главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений

   Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути нежели зарубежные;

   основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства;

   основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;

Я рассмотрел основные причины возникновения монополий; ее сущность и виды; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений это процесс длительный, сложный, а для большинства предприятий губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. М. : ИТД “КноРус”, 1999

2.  Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики: Учебник. Изд. 2-е..- М., НОРМА, 2000

3.  Ромашкин П.С. Власть монополий. – М., 1958.- с.87.

4.  Архипов А.И. Экономика. – М., 2005.- с.112

5.  Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7.

6.  Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.- Международная академия современного знания 2000г

7.  Райзенберга Б.А.: «Курс экономики». Учебник – ИНФРА-М, 1997г

8.  Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория». Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2000г.

9.  Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2001г

10.    Комментарий к закону о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. А. П. Ткачев. – М.: Юстицинформ 2002. С. 128

11.    Указ Президента России №314 от 9 марта 2004 г.

 

 

 

 



[1] Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. М. : ИТД

“КноРус”, 1999.

 

[2] Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики: Учебник. Изд. 2-е..- М., НОРМА, 2000 .

[3] Ромашкин П.С. Власть монополий. – М., 1958.- с.87.

[4] Архипов А.И. Экономика. – М., 2005.- с.112

[5] Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7

[6] Комментарий к закону о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. А. П. Ткачев. – М.: Юстицинформ 2002. С. 128

[7] Указ Президента России №314 от 9 марта 2004 г.

[8] Немцов Б. телепередача «К барьеру» ведущий Соловьев В., от 20 июня 2006 г.


Информация о работе Антимонопольное законодательство