Антинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:46, реферат

Описание работы

Хотелось бы сказать, что инфляция является очень сложным
социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция
существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не
с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
II. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ 4
III. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 11
IV. ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ
И ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С НЕЙ 16
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика государства.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)


Антиинфляционная политика государства

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

II. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ 4

III. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 11

IV. ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ

И ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С НЕЙ 16

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25


I. ВВЕДЕНИЕ

Хотелось бы сказать, что инфляция является очень сложным
социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция
существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не
с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных
обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое
количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то
в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Процесс инфляции отличается упорством, способностью к опасному
расширенному самовоспроизводству и неприятными социально-экономическими
последствиями, связанными с перераспределением богатства и дохода нации.
Практическая актуальность этой проблемы подтверждается цифрами
ежегодного прироста потребительских цен в промышленно развитых странах
(в %, %):

Годы

страна 1961-1970 гг. 1971-1980 гг. 1981-1990 it.

США 2,7 7.8 4.7

Япония 5.8 9.0 2.0

Великобритания 4.1 13.7 6.5

Италия 4.0 13 8 9.6

Франция 4.1 9.7 6.3

ФРГ 2.7 5.1 2.6



Для России с началом перехода ее к рынку инфляция превратилась в одну из
самых болезненных проблем.

Рост цен составил:

в 1992 г. - 30 раз,

в 1993 г. - 10 раз,

в 1994 г. - 3 раза,

в 1995 г. - 2 раза.

И хотя темпы роста инфляции относительно снижаются, тем не менее всего
за 4 года цены возросли на 180.000%.

Понятие "инфляция" возникло после гражданской войны в Северной Америке
(1861-1865гг.). Инфляция была характерна для денежного обращения: России
- с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в
период войны за независимость 1775 -1783 гг. и гражданской войны
1861-1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в..
Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно
высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны,
когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496
квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.

Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является
порождением современности, а имела место и в прошлом.

Инфляция, как правило, проявляется в росте товарных цен и относительном
обесценивании национальной денежной единицы. Что является причиной
этого? И всякий ли рост цен является инфляционным? Сторонники
классической (монетаристской) концепции, считающие рынок
саморегулирующейся системой, относят к инфляционному только тот рост
цен, который вызван расстройством денежного обращения и переполнением
каналов денежного обращения избыточной денежной массой. Все остальные
изменения цен, вызванные естественными сезонными и другими колебаниями
спроса и предложения, изменениями условий производства товаров,
воздействием внешнеэкономических связей и т.п., считаются
неинфляционными, подвластными механизму рыночного самоурегулирования без
государственного вмешательства. Классическая концепция, таким образом,
считает инфляцию чисто денежным феноменом, однофакторным явлением.
Кейнсианская точка зрения на рыночный механизм подчеркивает
ограниченность его адаптационных возможностей, одностороннюю
эластичность цен. В этих условиях всякое повышение цен достаточно
необратимо и означает начало инфляции, передавая инфляционный импульс
всей системе цен. Это - многофакторная теория инфляции как
макроэкономического, системного явления. Пытаясь добиться универсального
и всеобъемлющего понятия инфляции, из его признаков приходится исключить
рост цен, поскольку в практике централизованно регулируемого планового
хозяйства цены фиксировались прейскурантами, а инфляция проявлялась в
форме товарного дефицита, избыточных денежных сбережений и наличия
"черного" рынка.

СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ

Определение инфляции

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал
употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865
гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в.
этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое
распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в
XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической
литературе - с середины 20-х годов.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов
обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает
обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Есть и другие определения инфляции:

Инфляция – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее
покупательской способности.

Другие считают, что инфляция – это рост цен, вызванный переполнением
денег, сфер обращения бумажными деньгами сверх их нормальных
потребностей.

Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи
с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.

Следует отметить, сколько бы ни было определений инфляции, не одно из
них не может охватить все содержание инфляции как явления экономической
жизни. Они лишь отражают ее черты.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения
обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция,
хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь
к чисто денежному феномену.

Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями
воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция
представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития
экономики во многих странах мира.

Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в
связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти
вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и
сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства,
монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения
новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы,
изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей,
стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными
причинами. Но не всякий рост цен - инфляция, и среди названных выше
причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.

Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и факторы
производства. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все
цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены
могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из
главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию
подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются
более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

Причины инфляции

Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен?

Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансирован-ность
государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета.

Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование
инвестиций осуществляется аналогичными методам. Особенно инфляционно
опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики.

В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в
современной экономической теории с изменением структуры рынка в XX веке.
Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции,
когда на рынке действует большое число производителей, продукция
характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен.
Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок.


В России одним из инфляционных процессов являются:

Деформация народно-хозяйственной структуры, а именно существенное
отставание отрасли второго подразделения при чрезмерном развитии отрасли
первого производства. (машиностроение, тяжелая промышленность и т.д.)

Следующая причина в самом хозяйственном механизме централизованной
экономики. В отсутствии эффективных экономических рычагов, регулирующих
соотношение между денежной и товарной массой.

Низкая эффективность капиталовложений, что сказывалось на экономическом
росте.

Несбалансированность на потребительском рынке, тотальный дефицит,
углубление материально-финансогого кризиса, недочеты в системе
планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии
антиинфляционного регулирования.

Эти причины лежат внутри нашей национальной экономики, но к росту
инфляции привели и причины внешнего характера.

Сокращение поступлений по налогам внешней торговли

Рост или падение цен на энергоносители, сырье

Неблагоприятная конвектура на отдельных мировых рынках сырья, зерна и
т.д.

А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью
власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку
цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении.

В-четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны
увеличивается опасность импортируемой инфляции. В условиях неизменного
курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие внешнего повышения
цен на ввозимые товары. Возможности бороться с импортируемой инфляцией
достаточно ограничены.

В-пятых, инфляция приобретает самосдерживающий характер в результате так
называемых инфляционных ожиданий.

Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот
фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и
производителей - важнейшая (если вообще не главная) задача
антиинфляционной политики.

Сущность инфляции в разных экономических школах.

В настоящий момент история экономики насчитывает довольно большое
количество различных экономических учений, школ и течений:
меркантилисты, физиократы, классики и неоклассики, марксистская
экономия, институциональная, и, магистральная экономики, чикагская школа
и либерализм, элбрейтевское течение, сторонники теории "экономики
предложения", радикальная экономика, вульгарная экономика и многие
другие. Представители почти каждого из этих направлений разрабатывали
или разрабатывают свои взгляды, зачастую совершенно противоположные, на
глобальные экономические проблемы человечества. Существуют, конечно, и
их теории относительно инфляции как одной из наиболее серьезных проблем,
препятствующих полноценному экономическому развитию. Приведу некоторые
из них.

Так, в традиционной марксистской экономике инфляция (от лат. inflatio -
вздутие) понималась как нарушение в процессе общественного производства
в докапиталистических формациях и в условиях капитализма, проявляющаяся
в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных
потребностей хозяйства и их обесценении. Инфляция, по марксистской
школе, органически связана с особенностями воспроизводительного цикла,
государственномонополи-стическим регулированием хозяйственных процессов,
милитаризацией экономики, безработицей и т.д. Порождается
социально-экономическими противоречиями капиталистического производства,
диспропорцией между реальным объемом общественного продукта и его
стоимостным выражением. И используется господствующими эксплуататорскими
классами для перераспределения национального дохода и национального
богатства в свою пользу за счет снижения реальных доходов трудящихся. К
непосредственным ее причинам марксистская школа относила объективно
происходящие изменения в объеме и структуре общественного производства,
политику монополий и империалистических государств, главным из которого
считала дефицит бюджета.

Проблема инфляции занимает одно из центральных мест и в
монетаристской литературе, где причинная зависимость между изменением
количества денег и уровня цен рассматривается как основная экономическая
закономерность.

Монетаристы важнейшей и практически единственной причиной инфляционного
процесса считают более быстрый рост национальной денежной массы по
сравнению с ростом продукта. Следуя их теории, в долговременной
перспективе деньги полностью нейтральны и эффект денежных импульсов
(ускорения или замедления темпов роста денег) отражается лишь на
динамике общего уровня цен, не оказывая ощутимого воздействия на объем
производства, инвестиций, занятости рабочей силы и т.д. Однако в течении
более кратких периодов (один экономический цикл) изменение денежной
массы могут оказать некоторое влияние на состояние производства и
занятости, но эффект будет недолгим: через определенное время темп роста
реальных показателей производства вернется к исходному уровню.

Тем самым отвергается кейсианская идея о возможности постоянно
поддерживать темпы экономического роста жертвуя определенным повышением
темпов инфляции. Важная роль в монетаристской модели принадлежит и
инфляционным ожиданиям, которые формируются с учетом ошибок в прошлых
предсказаниях цен.

Следует отметить также и изменения трактовок сущности инфляции и
связанных с ней процессов в результате накопления экономического опыта,
возможность альтернативных подходов при изучении этой проблемы.
Например, кейнсианская позиция, концентрирующаяся вокруг проблемы
совокупных расходов, как главного фактора определяющего национальное
производство и занятость, берет за основу кривую Филипса (жесткая
зависимость между инфляцией и безработицей). Эта модель показывает, что
в экономике может возникнуть либо инфляция, либо безработица, но
одновременно они появиться не могут. Однако, руководствуясь событиями
70-80х в США и настоящими, протекающими в России, когда наблюдался
параллельный рост цен и уровень безработицы, мы можем поставить под
сомнение правильность кейнсианских выводов. Назрела объективная причина
для пересмотра теории, и кейнсианцы объяснили эти процессы серией шоков
предложения, или ценовых шоков, сдвинувших кривую Филипса вправо вверх.

Несмотря на такую доработку, приведшую теорию в соответствие с фактами,
одновременный рост инфляции и безработицы в течение нескольких лет
экономического подъема 1983-1988 годов заставил многих задуматься о
существованием между инфляцией и безработицей явной обратной связи. Что
объясняет некоторое повышенное внимание к теории естественного уровня,
предложенной в качестве альтернативной монетаристской и неоклассической
школами. В этом случае для логического обоснования инфляции используются
две теории: адаптивных и рациональных ожиданий. Обе они построены на
основе естественного уровня безработицы, под которым понимается такое
количество рабочей силы на рынке труда, при котором не будет ощущаться
ни ее нехватки, ни избытка. Иначе говоря, этот уровень безработицы,
который существует при циклической безработице, равной нулю.

Теперь рассмотрим теорию адаптивных ожиданий, предложенную
монетаристами. Она разделяет кривую Филипса на краткосрочную и
долгосрочную. Где первая почти совпадает с кейнсианской, и перемещение
по ней объясняется на основе следующего принципа: когда действительный
уровень инфляции выше, чем ожидаемый, уровень безработицы упадет, и
наоборот. Долгосрочная же кривая Филипса имеет вид вертикальной прямой с
ординатой в точке естественного уровня безработицы. Она объясняется
теорией адаптационных ожиданий: хоз. агенты формируют свои ожидания по
поводу затрат на основе простой экстраполяции (продолжения) тенденций
изменения инфляции и связанных с ней процессов в прошлом на будущее. В
результате монитаристы приходят к выводу, что любой данный уровень
инфляции сочетается с естественным уровнем безработицы.

Однако уровень обобщения теории адаптивных ожиданий ряд экономистов
посчитал недостаточным, что привело к образованию нового подхода к
интерпретации ожиданий. Представители этого направления считают, что
люди действуют на основе всей имеющейся информации, т.е. не только с
использованием экстраполяции, но и анализируя будущие события с учетом
существующих предпосылок и выявлением тенденций прошлого и настоящего.

Из сказанного они выводят супернейтральность денег. Она гласит: если
рост (денежной массы) инспирирован внезапными изменениями в денежной
политике, то будет наблюдаться временное увеличение производства выше
естественного уровня. В противном случае изменение любой
продолжительности, ожидаемое индивидами и хоз. агентами не принесет
реальных результатов. Следовательно, неожиданность поведения
правительства, может вызвать лишь кратковременное повышение
производительности, что объясняется наличием кривой "сюрпризов". Во
втором же варианте это приведет к возрастанию цен параллельно линии
естественного уровня безработицы, т.е. смещению кривой спроса и
предложений строго вверх. Из чего явствует: любая ожидаемая политика,
направленная на увеличение уровня производительности не принесет
результатов, что противоречит некоторым историческим фактам (например,
действия администрации Р. Рейгана, где "кредит доверия" вызвал
позитивные изменения в экономике США).

Взаимодействие столь различных точек зрения (неоклассической и
кейнсианской) сегодня привело к формированию центристской позиции:
хозяйственные агенты ожидают несколько замедленной реакции цен на
привлекаемые факторы производства относительно протекающих изменений в
спросе, возникающем из-за существования товарно-материальных запасов,
затрат на прейскуранты и дефицита информации. Сторонники этого
электического подхода считают краткосрочные процессы аномалиями,
возникающими вследствие задержки, которую видят имманентной и
обязательной , зависящей по продолжительности от осведомленности
хозяйственных агентов.

Подводя итог, следует сказать, что на сегодняшний момент мы не имеем
абсолютно правильной и подтвержденной всеми фактами теории инфляционных
процессов, которой одной можно руководствоваться, оценивая инфляцию, ее
причины и последствия. Каждая из перечисленных теорий имеет как свои
сильные, так и слабые стороны.

Например, монетаристы, отдающие безусловный приоритет среди целей
экономической политики поддержанию ценовой стабильности и искоренению
инфляционных ожиданий, не учитывают расчеты А. Оукена, опубликованные в
конце 70-х годов, согласно которым меры, необходимые для снижения
инфляции только на 1 пункт , приводят к сокращению ВНП на 10%. Если
придерживаться этих расчетов, то любые оценки потерь от спада
производства больше, чем сумма предвосхищаемого выигрыша от снижения
темпов инфляции, что заставляет сомневаться в правильности
монетаристских выводов.

С другой стороны, марксистская теория при многих верных решениях
страдает достаточной субъективностью, что ограничивает понимание
инфляционных процессов лишь как порождений несовершенной
бумажно-денежной системы. Соответственно, эта позиция не дает
представить инфляцию как весьма сложный и многополюсный феномен.

Существуют также спорные моменты в теориях классиков и кейнсиацев:
первые слишком идеализируют ход агентов, не учитывая фактор задержки в
принятии решений, а вторые устанавливают чересчур жесткую связь между
инфляцией и безработицей, которая не имеет места в реальной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что любая современная школа не
представляет собой единого монолита. Она, как правило, включает
различные ответвления, фракции, которые отстаивают свое понимание
основных положений доктрин и выдвигают особые варианты практических
мероприятий. Одновременно происходит процесс сближения, синтеза,
размывающий четкие границы между доктринами. Все эти особенности
налагают свой отпечаток на полемику по проблемам инфляции. Все теории и
концепции становятся взаимосвязанными, одна дополняет, продолжает другую
или является альтернативной ей, обеспечивая возможность широкого выбора
методов объяснения, понимания и исследования инфляционных процессов.

Итак, для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса
потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет
соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских
товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной
ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

цена «рыночной корзины» в отчетном периоде

ИПЦ в отчетном периоде = цена аналогичной «рыночной корзины»

в базовом
периоде



Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным
официальным показателем инфляции.

Темп инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в
процентах.

ИПЦ в отчетном периоде - ИПЦ в базовом периоде *100%

темп инфляции = ИПЦ в
базовом периоде

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую
возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря,
оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для
удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень
инфляции:

приблизительное количество

лет, необходимых для удвоения ___________70___________________

темпов инфляции = темп ежегодного увеличения
уровня цен (%)



Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется
тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени,
чтобы реальный ВНП или Ваши личные сбережения удвоились.

Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам,
сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в
российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню
(т.е. товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка
проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту,
предполагает, что этими учеными золото по-прежнему рассматривается как
всеобщий эквивалент, как деньги.

III. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Последствия инфляции

В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и
правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия
и адаптироваться к ним. С этой точки зрения прежде всего имеют значение
структурные характеристики динамики цен. При так называемой
сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние
соотношения между собой. Особое значение при этом имеет
сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком
случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя
накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность.
Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов,
структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены
различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем
в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные
товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста
цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту
социальной напряженности.

В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, я уже затронул
вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах
инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы
хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о
некоторых специфических функциях инфляции.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по
размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%),
сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна
стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ)
некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема
выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.

При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше
имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся
денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной
деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к
восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более
высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные
прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен
ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а
прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование,
наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении
оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если
их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

В условиях «инфляционных ожиданий» предприниматели стремятся обезопасить
себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые
товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь,
вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники
повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не
оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.
Взяв в качестве ссуды, к примеру, N млн. руб., дебитор должен вернуть
через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время
покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет
возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется
наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция. В условиях
двузначной инфляции большинство экономических агентов испытывают
трудности с планированием доходов (расходов, в результате чего
экономическая деятельность тянет к наиболее доходным и быстроокупаемым
видам деятельности и экономический спад становится весьма вероятным.
Длительная трехзначная инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию
хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в
результате чего проигрывают почти все экономические агенты.

Почему нужно бояться инфляции?

Но каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под
контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она
оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо
отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности,
ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков.
Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает
социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами
получателей доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает
возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются,
частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение
между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону
потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо
оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных
органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения
неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление
нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения
заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие
к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством.
Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в
производстве принимает нередко довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных
доходов);

обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как
правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных
товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается
производство относительно дешевых товаров);

усиление диспропорций между производством промышленной и
сельскохозяйственной продукции;

ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения
заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных
групп с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы
формируются за счет госбюджета).

Регулирование инфляции

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление
инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим
последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может
быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание
Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать
стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер,
помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со
стабилизацией доходов. Инструменты травления процессом, применяемые в
странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня
инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики
хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в
частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного
роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в
довольно узких пределах.

Антиинфляционная политика

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической
политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение
кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с
монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование
темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с
темпом роста ВВП).

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост
заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов,
определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной
потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для
сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы
повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача
кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует
специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока»,
ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены
учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов,
пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного, роста
цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя
примерно три года — в 1982 г.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних
организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого
необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в
экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность
применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки
правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер
инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие!
раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и
предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру
и глубине «заболевания».

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный
характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса)
или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие
(инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким
курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным
снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих
товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и
дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.
Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных
факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят
комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

Управление инфляцией в условиях реформируемой экономики

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования
централизованной экономики предполагает использование как
апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции,
ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует
вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями,
противоречиями переходного периода.

Следует признать, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах,
вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое
укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей
не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования
оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой — от
централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил —
натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в
деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной
экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции,
который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные
методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания»
складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата,
негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести
экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России (на начальном этапе экономической реформы) можно
выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной
среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в
результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между
производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации
цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на
улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в
результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые
призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок:

легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда
согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.

3. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными
ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды — материальные и
финансовые.

Результативность макроэкономической политики зависит от
последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов.
Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается,
бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем
должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится
сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к
развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает
новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не
обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой
дифференциации доходов.

Отмеченные мною здесь некоторые особенности напоминают об
ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности
применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это
сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно
взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по
регулированию темпов инфляции.

Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм,
включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы
предполагает достижение политической стабильности и договоренности,
согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые
разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не
способны дать желаемого результата.

IV. ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ

И ОСОБЕННОСТИ борьбы с ней

Инфляция в России

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако
комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных
экономический условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной
Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.

В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса
стали играть государственные расходы, соотношение "цена - заработная
плата", перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.

Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х начале 60-х
годов и связана с резким падением эффективности общественного
производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в
товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную
продукцию и высоких на все виды сырья.

Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной
инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность
в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы.
Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного
времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2
национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля
военных расходов в ВНП, высока степень монополизации производства,
распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес
заработной платы в национальном доходе и другие особенности.

Цены в России в течение последних десятилетия повышались. Общий из
уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г.
вырос в 6,5 раза. К 1947 года, моменту реформы цен и зарплаты, система
пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата
увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали
практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого
последующего понижения цен.

Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна
иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена
подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая
проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде
очередей.

Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике я
постарался графически проанализировать на рисунке ниже.

Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке
С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при
которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.

Рис.1.

В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы,
запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное
следствие так называемых стабильных цен.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное
социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных,
гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную
инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы
должны были выйти наружу и принять открытую форму.

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В
России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы
прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали
измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов
в год. Увеличение цен в России к 1996 году составит 4658 раз.

В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги.
Правительство России начало проводить последовательную финансовую
политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической
деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса
рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания
платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным
кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы
были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119
руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц)
из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то
ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.

Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном
рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела
(его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стала
критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров
импортными.

Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка
осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня
инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать
свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а
вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.

Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом
при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к
снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования,
хронической задержке выплаты зарплаты.

Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.),
обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность
спекулятивных операций помогла компенсировать убытки.

В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в
управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков
снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых
резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что
стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.

Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко
сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий
рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более
высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии.
Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 -
1994 и 130% - в 1995 году.

Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление
темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за
год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных
секторах российской экономики сохранялась общая тенденция
последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс
потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре.
Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в
сентябре.

Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на
наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая
сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением
качества товаров и услуг) превратилась в открытую.

Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен
имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз.
Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года
под данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за
тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года
- уже более 50 %, то есть экономика страны вошла в состояние
гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за
три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время
предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем
наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на
19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%.

Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. -
на 12% и в 1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной
товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту
продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте
ВВП и промышленной продукции в текущих ценах.

Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с
предшествующими годами, инфляция вес равно находилась на
гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной
составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к
новой рыночной экономике. Какова же природа Российской инфляции?

Как утверждает директор Института экономического анализа Илларионов
А.Н.: "Природа российской инфляции, равно как и содержанием
экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много
лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все
многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной - инфляция имеет
немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой -
это чисто монетарное явление".

В соответствии с монетарным подходом инфляция - это денежный феномен, а
ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции
прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения
скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста
реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и
прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной
массы. Снижением реального продукта при стабильном уровне денежной массы
приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта
противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального
продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции -
снижению уровня цен.

Эта концепция была положена в основу экономической программы
правительства РФ с 1992 года и с некоторыми изменениями сохраняется до
наших дней.

Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость
денежного обращения. Динамика этого показателя за последние годы
несколько раз менялась. В январе 1992 года произошел резкий рост
скорости обращения денег - с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой
половине 1992 года она росла, а в августе-ноябре того же года - падала.
С декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно
возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем с апреля по август
1994 г. скорость денежного обращения резко снизилась на 25%.

Как при переходе от низкой инфляции к высокой скорость денежного
обращения растет, демонстрируя низкий спрос на национальную валюту, так
как при переходе от высокой инфляции к низкой спрос на национальную
валюту возрастает и скорость денежного обращения падает.

Интенсивная денежная эмиссия апреля-августа 1994 года привела к
повышению темпов инфляции в октябре 1994 г. - январе до 14-18%.
Сокращение темпов прироста денежной массы осенью-зимой 1994-1995 г.г.
обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале-мае 1995 г. и
летом до 5%.

Одним из главных источников, поддерживающих высокие темпы прироста
денежной массы является финансирование бюджетного дефицита за счет
эмиссии денежных инструментов.

На примере бывших социалистических стран можно увидеть, что размеры
дефицита, бюджета в процентах к валовому внутреннему, в большинстве
случаев достаточно хорошо сочетаются с масштабами денежной эмиссии и
темпами инфляции.

Отсутствие дефицита бюджета в странах Балтии позволило им в течение
последних лет обеспечить самые низкие темпы прироста денежной массы. В
странах с наиболее значительными бюджетными дефицитами - Армении,
Грузии, Азербайджане, Украине - наблюдались и самые высокие темпы
инфляции. Но здесь есть и исключения. Так, в некоторых странах -
Белоруссии, Казахстане - незначительные размеры бюджетного дефицита не
были препятствием для весьма высоких темпов инфляции. Дело в том, что
высокие темпы инфляции в этих странах были вызваны денежной эмиссией. В
России и Молдавии наличие бюджетных дефицитов в крупных размерах (7-12%
ВВП) приводило примерно к вдвое более низким темпам прироста денежной
массы и инфляции.

Причина здесь в том, что рост денежной массы и инфляции вызываются не
наличием бюджетного дефицита, а размерами той части, которая покрывается
за счет эмиссионных источников.

В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика.
Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году
планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года
этот показатель был равен 17,3% ВВП.

Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП.
Кредиты ЦБР для его покрытия намного уменьшились. Если в феврале-июне
1994 г. задолженность правительства Центробанку выросла на 11%, то за
аналогичный период 1995 года - лишь на 11%.

Основные положения немонетаристского подхода отвергают чисто денежную
трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции
спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не
играет доминирующей роли. Это отчетливо проявляется в отставании
увеличения денежной массы от роста цен.

В первом полугодии 1995 года несмотря на меры по ограничению объемов
денежно-кредитной эмиссии, темпы инфляции сохранялись достаточно
высокими и превышали уровень сопоставимого периода 1994 года.

Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической динамики за
последние годы, можно сделать вывод, что в целом совокупное влияние
причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами,
сдерживающими ценовую динамику, то связано прежде всего с тем, что на
протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился
антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы
экономической политики:

- соблюдение жестких денежных ограничений;

- меры по стабилизации валютного курса;

- отказ от покрытия дефицита федерального бюджета прямыми кредитами
Банка России и переход к государственных заимствованиям на рынке ценных
бумаг;

- принятие Правительством Российской Федерации ряда решений,

ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и сектором
экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

Все они, будучи направленными на сжатие совокупного спроса и приведение
его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно
новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном
секторе российской экономики.

Но несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что
в российской экономике еще существует угроза инфляционных всплесков
из-за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной
структуры основного производства и его низкой эффективности,
существования секторов экономики с различными уровнем доходности,
нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления
социальных проблем в обществе.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных
процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной
способности денег, она подрывает возможности хозяйственного
регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных
преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему
характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной,
хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут
рассматриваться как прямой результат только определенной политики,
политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования
производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных
процессов в экономике, объективным следствием набегания диспропорций
между спросом и предложением, производством предметов потребления и
средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс
инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а
весьма устойчивый. К негативным последствиям инфляционных процессов
относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений
населения, потеря у производителей заинтересованности в создании
качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов
в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности,
в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни
преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами
(пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет
госбюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться
в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она
не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно
широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных
процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы
преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих
преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс
развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма
необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию к
регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания,
нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета,
отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя
задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и
в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом
многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не
только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения
государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется
проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них
стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой
системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности
предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение
обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен
и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют
выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в
жизнь.

Итак:

1. Как было показано выше, в настоящее время инфляция один из самых
болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы,
денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только
снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности
хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению
структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

2. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляции бывают
весьма различными. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как
прямой результат только определенной политики расширения денежной
эмиссии, так как рост цен оказывается не просто следствием непродуманных
действий государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных
процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций
между спросом и предложением, производством предметов потребления и
средств производства, накоплением и потреблением и т.д. Нельзя сказать,
что инфляция в различных ее проявлениях носит случайный характер, нет,
это далеко не так. Напротив, инфляция носит весьма устойчивый и
практически неизбежный характер.

3. В экономически развитых странах инфляция может рассматриваться как
неотъемлемый элемент хозяйственного механизма. Однако в них она не
представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно
широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных
процессов.

4. У правление инфляцией представляет важнейшую проблему
денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо при этом
учитывать многофакторный характер инфляции. При всей значимости
сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной
эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных
мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства,
совершенствование налоговой системы, повышение ответственности
предприятий за результаты хозяйственной деятельности. проведению
определенных мер по регулированию цен и доходов. Именно из-за
актуальности данной темы для России в настоящее время я выбрал именно
эту тему для курсовой работы. Ведь, как было показано выше, очень важно
уметь и понимать причины и сущность инфляции.


VI.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жуков Е.Ф. «Общая теория денег и кредита». 1995 г.,

Лившиц А. Введение в рыночную экономику // М., 1991

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.4, с.166.

Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Основы экономической теории». М.: Экономика,
1995 г.,

Самуэльсон П. Экономика М. 1992 г. т.1, гл.15, 19; т.2, гл.36,39.

Фальцман В. "Инфляция" журнал "Экономические науки" №2, 1992 г.

Шагинян Г.А. «Общая экономическая теория» 1996г.

Илларионов А. Инфляция и экономический рост. «Вопросы экономики» 1997 г.
№8

Геращенко В.В. Проблемы инфляции в Российской экономике и роль
банковской системы. "Деньги и кредит" 1993 г., 10-11.

Журнал "Деньги и кредит". - 1995. - N 2.

Журнал "ЭКО". - 1995. - N 10.

Краткосрочные экономические показатели. РФ. Москва, июль 1995 г.

Лившиц А. «Инфляция» Российский экономический журнал–1992 - №4

Российский экономический журнал №12 - 1995 г.,

Социально-экономическое положение России январь-июнь 1995 г.

Общая теория денег и кредита. Под ред. Е.Ф. Жукова. 1995 г., с. 115.

Российский экономический журнал №12 - 1995 г., с. 9.

«Общая экономическая теория» курс лекций под ред. Шагиняна Г.А.
Ростов-на-Дону. 1996г. с.282.

Журнал "Деньги и кредит". - 1995. - N 2. - С.22.

Журнал "ЭКО". - 1995. - N 10. - С.2.

Журнал "ЭКО". - 1995. - N 10. - С.17.

Социально-экономическое положение России январь-июнь 1995 г.

Краткосрочные экономические показатели. РФ. Москва, июль 1995 г.

Антиинфляционная политика государства

 



Информация о работе Антинфляционная политика государства