Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:33, реферат
Целью настоящего исследования является анализ рынка торговой недвижимости и определение основных тенденций развития данного сегмента коммерческой недвижимости в г. Ростове-на-Дону.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Проведен анализ основных экономических показателей, оказывающих влияние на развитие рынка недвижимости в целом, в том числе рынка торговой недвижимости;
Проведен детальный анализ существующего предложения на рынке торговой недвижимости г. Ростова-на-Дону;
Проанализирован существующий спрос на рынке торговой недвижимости, определены основные потребители
Аренда торговой недвижимости
Целью настоящего исследования является анализ рынка торговой недвижимости и определение основных тенденций развития данного сегмента коммерческой недвижимости в г. Ростове-на-Дону.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Экономическая ситуация
Несмотря на выгодное месторасположение и экономический потенциал города Ростова-на-Дону, предопределяющего активное развитие многих видов бизнеса, в первую очередь, сферы торговли, услуг и недвижимости, негативные последствия экономического кризиса, снижение объемов производства, товарооборота и грузоперевозок, существенно повлияли на ростовский рынок торговой недвижимости, которая в последние года развивалась
очень стремительно.
Проблемы, с которыми столкнулась отрасль, типичны для рынка недвижимости в целом – это отсутствие заемных средств, отток капиталов инвесторов за границу, рост ставок по кредитам (в том числе потребительским). Эти трудности уже привели к тому, что многие девелоперы торговой недвижимости отказались от своих планов на ближайшие два года – программы строительства новых торговых центров были пересмотрены, а объекты, находящиеся на ранних стадиях строительства, заморожены «до лучших времен». Эти проблемы отрасли действительно не оригинальны и являются зеркальным отражением общих проблем, с которыми застройщики столкнулись из-за воздействия финансового кризиса.
Предложение
Среди основных источников торговых помещений в городе Ростове-на-Дону можно выделить следующие основные группы:
зданий, переведенные в нежилой фонд и переоборудованные под магазины (они
занимают наибольшую долю);
Таблица 1. Основные торговые центры г. Ростова-на-Дону
Торговые центры |
Дата открытия |
Район |
Общая площадь |
Арендуемая площадь |
А`СТОР ПЛАЗА |
2006 |
Центр |
22 000 |
8 400 |
Вавилон |
2006 |
Северный |
31000 |
н/д |
Вертол Сити |
2002 |
Нагибина |
17000 |
12 000 |
Горизонт |
2005 |
Нагибина |
70 000 |
47 644 |
Меркурий |
1999 |
Орская |
50 000 |
26 000 |
Ростовский ЦУМ |
1910 |
Центр |
9 000 |
4 500 |
Сокол |
2008 |
Железно-дорожный |
13 500 |
н/д |
Талер |
2008 |
ЗЖМ |
25 420 |
18 300 |
Континенталь |
2000 |
Центр |
н/д |
13 000 |
Золотой Вавилон |
2009 |
Малиновского |
80 000 |
52 000 |
ТЦ «Мега» |
2007 |
Александровка |
130 000 |
103 000 |
Самыми востребованными из существующих торговыми центрами города являются: «ЦУМ», «Горизонт». Больше всего торговых центров открылось на территории западного микрорайона: «Сокол», «Талер» и «Золотой Вавилон», таким образом, общее предложение торговых площадей увеличилось на 118 920 кв.м. Аналитики отмечают, что такое увеличение торговых площадей связано с будущей жилой застройкой Левенцовки.
Что касается встроено-пристроенных помещений, то сегодня на Большой Садовой, Ворошиловском и Буденновском на продажу выставлено примерно по пять магазинов различного формата. При этом большинство из них — на самых проходных участках улиц. Количество предложений продажи торговых помещений на центральных улицах Ростова за последние полгода возросло с одного-двух объектов до пяти на каждой. Ранее объем предложений продажи на этих улицах был ограничен одним-двумя объектами. Как правило, такие объекты являлись хорошим источником стабильного дохода, поэтому собственники не спешили их продавать. Сейчас, причиной продажи таких помещений является способ расплатиться с кредитами, либо снижение доходности из-за падения арендных ставок. Целью продажи в этом случае обычно является получение средств для инвестирования в более доходное направление.
По районам города предложение возросло незначительно, так как там
выставляются относительно небольшие торговые объекты до 100 кв.м., легко
реализуемые.
Спрос
Как отмечают эксперты сегодня спрос на покупку магазинов, как правило, ограничен суммой 15 млн. руб. За время кризиса сделок по торговой недвижимости было незначительное количество. Количество сделок по продаже снизилось с 2-3 в месяц до 1 в 1-2 месяца.
Самыми востребованными типами торговых объектов по площади являются помещения до 100 кв. м. с удобным подъездом и возможностью парковки или характеризующееся высоким пешеходным трафиком, их доля в общей совокупности спроса составляет 67%.
Отдельным спросом на рынке коммерческой недвижимости Ростова пользуются торговые точки в формате «магазин у дома», расположенные в стороне от проезжей части.
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на спрос в сегменте качественных торговых помещений Ростова- на-Дону, является его местоположение.
Больше всего востребованы площади в тех торговых центрах, которые находятся в непосредственной близости от деловой части города, вблизи крупных транспортных магистралей и крупных узловых остановок общественного транспорта. Наиболее успешные проекты, такие как «Горизонт», «ЦУМ», даже во время кризиса не потеряли своих арендаторов.
Кроме местоположения, очень важным аспектом в успешности торгового цента является грамотно разработанная концепция, сбалансированный состав арендаторов. Но все более необходимым сейчас становится серьезный подход именно к управлению торговыми центрами. В управление торговым центром включается и изначальное позиционирование, и реклама, и разработка плана развития, и ведение маркетинговой политики. Поэтому, возможно, правильнее будет прибегнуть к услугам специализированных консалтинговых компаний по разработке концепции торгового центра.
Наиболее востребованные районы на рынке торговой недвижимости по-прежнему Центр, Северный, ЗЖМ. Спрос на покупку торговых помещений на центральных улицах
наблюдается лишь со стороны инвесторов, которые впоследствии хотели бы сдавать их в аренду.
Если проранжировать улицы по спросу, то:
1. в первую очередь
инвесторы интересуются
2. затем — Буденновским в промежутке между Московской и Большой Садовой
3. на третьем месте — Ворошиловский (район ЦГБ, Большой Садовой, Пушкинской).
Ставки аренды и цена продажи
Больше всего на ставки аренды и цену продажи 1 кв.м. торговых объектов во всех районах города влияют факторы пешеходного трафика:
Стоимость аренды существенно зависит от интенсивности пешеходного трафика, поэтому объекты, расположенные на расстоянии 100 м или даже на разных сторонах одной улицы, могут существенно различаться по стоимости 1 кв.м.
Рассматривая ставки аренды, можно разделить город условно на две части – «центр» и «спальные районы»:
В среднем по районам города ставки аренды упали на 20%. Общеизвестный факт, что цены продажи торговой недвижимости варьируются в зависимости от месторасположения, пешеходного трафика, состояния отделки помещения, площади.
Изучая динамику ставок, их соотношение по районам, можно сделать вывод о том, что:
За период с 2012 г. доходность по торговой недвижимости снизилась почти на 30%. Соответственно, такое снижение доходности торговой недвижимости также повлияло на решения инвесторов о покупке торговых помещений.
Тенденции
Прогноз