Аудит налога на имущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Аудит налога на имущество – это проверка правильности формирования налоговой базы по данному налогу, состояния расчетов перед бюджетом, применения льгот и составления налоговой отчетности.

Файлы: 1 файл

АУДИТ.docx

— 35.23 Кб (Скачать файл)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АУДИТА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО 

    1. Информационная  база аудита налога на имущество по России
 

         Аудит налога на имущество – это проверка правильности формирования налоговой  базы по данному налогу, состояния  расчетов перед бюджетом, применения льгот и составления налоговой отчетности.

            Приступая к проверке расчетов с бюджетом по налогу на имущество, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с учетом всех внесенных в них  изменений и дополнений.                                                                                                                                         К основным документам, регулирующим расчеты налога на имущество, относятся следующие:

        1.Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»- Содержит перечень обязательных реквизитов первичных документов (статья 9, п. 2). Разрешает составлять документы на машинных носителях (статья 9, п. 7). Руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (статья 9, п. 3). Обязывает директора организации и главного бухгалтера либо уполномоченных ими лиц подписывать первичные бухгалтерские документы по операциям с денежными средствами (статья 9, п.3).

      2. Федеральный закон от 30.12.2008г.  № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».  В законе дается понятие и  правила (стандарты) аудиторской  деятельности, аудитора, аудиторских  организаций и т.д. Также в  законе определены права и  обязанности аудиторских организаций  и аудируемых лиц.

     3. Налоговый кодекс РФ части   Глава 30. Налог на имущество  организаций . В данной главе даны основные понятия связанные с   налогом на имущество. Налогоплательщиками налога признаются:  российские организации;   иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

     Так же рассматриваются объекты  налогообложения, объекты не облагаемые налогообложением, ставки налога, льготы налога на имущество организаций, порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Даётся определение налоговой базы, а так же порядок определения налоговой базы.

     4. Постановление Правительства РФ  от 23.09.02г. №696 (в ред. от 25.08.06 №523), «Об утверждении федеральных   правил (стандартов) аудиторской деятельности»,  на основании этих правил аудитор  разрабатывает программу аудита, в том числе программу аудита  налога на имущество.

     5.  ПБУ 6/01 « Учет основных  средств». Настоящее Положение устанавливает  правила формирования в бухгалтерском  учете информации об основных средствах организации.                                                                                                                        Настоящее Положение не применяется в отношении: машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары - на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность; предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути; капитальных и финансовых вложений.

         Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования  в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для  управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования  в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного  цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация  не предполагает последующую перепродажу  данного объекта;

г) объект способен приносить организации  экономические выгоды (доход) в будущем.

        6. Федеральный закон от 11.11.03 г. Кд 139-Ф3 «О внесении дополнения в часть вторую НК РФ и внесения изменения и дополнения « Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,  а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» (с изменениями от 29.07.04 г.) дополнил раздел IХ части второй ПК РФ гл. 30 «Налог на имущество организаций», которая вступила в силу с 1 января 2004 г., а также признал утратившими силу ряд нормативных правовых актов, в том числе Закон Российской Федерации от 13.1 291 г. № 2030 «О налоге на имущество предприятий» (с последующими изменениями и дополнениями). Данный Закон являлся основополагающим нормативным правовым актом, который определял состав плательщиков налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок исчисления и уплаты налога, а также льготы по налогу на имущество предприятий. Впоследствии Государственная налоговая служба Российской Федерации издала, на основании и в развитие правовых норм данного Закона, инструкцию от 0806,95 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (с последующими изменениями и дополнениями), исполнение положений которой являлось обязательным для налогоплательщиков. Прежде всего, по-нашему мнению, необходимым провести небольшой сравнительный анализ правовых норм, устанавливающих состав налогоплательщиков и элементы налогообложения по утратившему силу Закону и действующей на данный период времени гл. 30 НКРФ. Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются на данный период времени российские и иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории России, на континентальном шельфе России и в исключительной экономической зоне России (ст. 373 ПК РФ). Действовавший ранее Закон относил к налогоплательщикам также филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет (ст. 1 Закона). НК РФ установил положение в силу, которого, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, только лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений, но сами в качестве налогоплательщиков не выступают.

        В настоящий момент к объектам налогообложения относится движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе российских организаций в качестве объектов основных средств, т.е. зданий, сооружений, машин, оборудования, инвентаря, транспортных средств и других материальных ценностей, отнесенных в соответствии с правилами бухгалтерского учета к основным средствам, что существенно отличает это положение от правовой нормы ранее действовавшего Закона, которая относила к объектам налогообложения, помимо основных средств, также еще нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. 

        По действующему, на настоящее  время НК РФ не признаются  объектами налогообложения по  налогу на имущество организаций: 

- земельные  участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные  ресурсы); 

- имущество,  принадлежащее на праве хозяйственного  ведения или оперативного управления  федеральным органам исполнительной  власти, в которых законодательно  предусмотрена военная и (или)  приравненная к ней служба, используемое  этими органами для нужд обороны,  гражданской обороны, обеспечения  безопасности и охраны правопорядка  в Российской Федерации.

         По состоянию на 2011г, освобождаются от налогообложения:                                                                               1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;                           

  2. Религиозные  организации - в отношении имущества,  используемого ими для осуществления  религиозной деятельности;                                                                                          3. Общероссийские общественные организации  инвалидов, среди членов которых  инвалиды и их законные представители  составляют не менее 80%, - в отношении  имущества, используемого ими  для осуществления их уставной  деятельности;                               

4. Организации,  уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов организаций  инвалидов, если среднесписочная  численность инвалидов среди  их работников составляет не  менее 50%, их доля в фонде  оплаты труда - не менее 25%, - в отношении имущества, используемого  ими для производства и (или)  реализации ряда товаров, работ  и услуг;         

5. Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;          6. Организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;                                                                                            7. Организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;                                                                                                                              8. Организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;                                                                                                                            9. Организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;                                                            10. Организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов,                                                                                                                          11.Организации - в отношении космических объектов;                                                                                   12. Имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;                               13. Имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;                    14. Имущество государственных научных центров;                                                                                15. Организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет указанного имущества. .                                                                                                                                   16. Организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

       Для проведения аудиторской проверки расчетов с  бюджетом по налогу на имущество, используются следующие источники информации: учетная политика организации в  целях бухгалтерского и налогового учета, приказы исполнительной дирекции о назначении ответственного за расчет и учет налога на имущество предприятия, первичная документация бухгалтерского и налогового учета, регистры бухгалтерского и налогового учета, налоговая декларация по налогу на имущество предприятия.   

    1. Система планирования аудита налога на имущество
 

      Целью аудиторской  проверки является соответствие применяемого в организации порядка определения, формирования, исчисления, а также  учета и расчетов с бюджетом по налогу на имущество нормативным документам, действующим в  Российской Федерации в проверяемом периоде.

Задачами аудиторской  проверки расчетов с бюджетом по налогу на имущество являются:

  • проверка правильности определения объекта налогообложения;
  • проверка правильности  определения состава налоговой базы;
  • проверка правильности  определения налогового периода;
  • проверка правильности  применяемых ставок налога на имущество;
  • проверка правильности  порядка исчисления налога на имущество;
  • проверка возможности применения льгот по налогу на имущество;
  • проверка правильности  заполнения декларации по налогу на имущество;
  • проверка правильности  порядка уплаты в бюджет.

Определив цель и задачи аудиторской проверки, следует  перейти к планированию проверки расчетов с бюджетом по налогу на имущество.

При аудите  анализируют  и оценивают сведения о следующих  сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:

  1. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;
  2. Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
  3. Порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;
  4. Порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
  5. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности;
  6. Критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;
  7. Средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Информация о работе Аудит налога на имущество