Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:56, реферат
В последнее время наблюдается значительный интерес к проведению регулярной проверки собственной кадровой документации, как со стороны государственных организаций, так и частных компаний. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, усилившимся в последнее время вниманием государства к сфере документального оформления трудовых отношений работодателей с работниками.
В последнее время наблюдается значительный интерес к проведению регулярной проверки собственной кадровой документации, как со стороны государственных организаций, так и частных компаний. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, усилившимся в последнее время вниманием государства к сфере документального оформления трудовых отношений работодателей с работниками. Плановые и внеплановые проверки Государственной инспекции труда стали для многих кадровых служб привычным явлением. Во-вторых, повышение правовой грамотности работников и их стремление к отстаиванию собственных прав в судах заставляет менеджеров по персоналу внимательно относиться к ведению необходимой документации. Известно, что суды , прежде всего, обращают внимание на формальную сторону дела, то есть тщательно проверяют не только факт наличия документов, но и правильность их содержания и оформления. В-третьих, если в компании хорошая и оперативная кадровая служба, действующая в рамках закона, это положительный сигнал для потенциальных кандидатов и для работников компании, который, в конечном счете, способствует повышению бренда компании как работодателя на рынке труда.
Внутренний кадровый аудит - это регламентированная локальными нормативными актами и осуществляемая внутри аудируемого лица специальным подразделением (службой внутреннего кадрового аудита) деятельность по независимой объективной проверке кадровой службы компании. В данном определении неслучайно сделан акцент на два важных момента: независимости внутренних аудиторов и их объективности. Представляется принципиальным тот факт, что внутренние аудиторы должны быть независимы от проверяемой ими кадровой службы компании и ее руководителя. Только в этом случае они будут иметь возможность свободно выражать свое мнение.
Служба внутреннего кадрового аудита может существовать в виде департамента или отдела внутри HR-службы и подчиняться напрямую директору по персоналу или же иметь статус самостоятельного подразделения, подчиненного непосредственно первому лицу компании. Независимость внутренних аудиторов не может быть обеспечена в ситуации, когда подразделение внутреннего кадрового аудита подчинено руководителю кадровой службы (отдела кадров и т.п.).
Под объективностью понимается беспристрастная
интеллектуальная честность внутреннего
аудитора, его умение отстаивать свое
мнение, независимое от мнения вышестоящих
руководителей, и способность избегать
конфликтных ситуаций. На объективность
внутреннего аудитора не должны влиять
ни его предубеждения, ни другие лица,
ни давление со стороны руководства.
Количество сотрудников в данной
службе различно и во многом зависит
от размера компании. В небольших
компаниях численностью до 500 человек
отвечать за внутренний кадровый аудит
может один специалист (в этом случае
служба как таковая не создается).
В средних компаниях
Цель и задачи внутреннего кадрового аудита
Цель внутреннего кадрового аудита в каждом случае различна. Она зависит от размера компании, ее организационной структуры и может меняться в зависимости от требований руководства.
(Следует признать, что в абсолютном большинстве российских компаний подразделения внутреннего кадрового аудита нацелены на обслуживание потребностей руководства HR-службы. Они, во-первых, подчинены HR-директору компании, во-вторых, работают по утвержденному им плану и, в-третьих, представляют полученную в ходе аудита информацию непосредственно руководителю службы персонала. Последний, в свою очередь, зачастую воспринимает внутренний аудит как ревизию, направленную на выяснение профессиональной пригодности сотрудников кадровой службы. Такой подход вызывает обоснованные сомнения).
Целью внутреннего кадрового аудита, в конечном счете, должно быть улучшение деятельности кадровой службы и минимизация возможных рисков компании, связанных с неправильным ведением кадровой документации. Мониторинг рисков, которым может подвергаться компания в процессе прохождения проверки со стороны государственных органов и/или разрешения возникающих трудовых споров с работниками, является одним из важнейших аспектов внутреннего кадрового аудита. Служба внутреннего кадрового аудита должна стремиться не только к поиску ошибок в уже созданных документах, но в первую очередь к их предотвращению. Для этого она должна в том числе оказывать необходимую помощь сотрудникам кадровой службы, консультируя их на этапе разработки и создания кадровой документации по возникающим у них вопросам. В этом состоит одно из ее принципиальных отличий от внешних аудиторов.
Исходя из указанной выше цели, на службу внутреннего кадрового аудита могут быть возложены следующие задачи:
Технология проведения внутреннего кадрового аудита
Организация внутренних аудиторских проверок происходит следующим образом:
1. Руководитель службы
2. Руководством компании
3. Аудиторская группа проводит
анализ содержания
4. По итогам проверки
5. Отчет представляется
Внешний аудит
Основные принципы
аудиторской проверки персонала (внешний
аудит, независимые от руководства предприятия):
· Профессионализм;
· Независимость;
· Достоверность;
· Честность;
· Объективность;
· Сопоставимость с международным правом.
Объект аудита
– трудовой коллектив организации, различные
стороны его производственной деятельности,
принципы и методы УП в организации.
Основные направления АП:
а) Оценка кадрового
потенциала организации, качественных
и количественных характеристик персонала
(достаточное ли количество работников
для нормального функционирования и развития
организации; способен ли персонал работать
эффективно и в соответствии с выбранной
стратегией. Для этого оценивается фактический
состав рабочих, особенности самого персонала,
наличие у работников профессионально
важных качеств и характеристик.
б) Диагностика кадровых
процессов и процедур УП, оценка их эффективности.
Основные параметры АП по функциям управления
персонала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг в
области персонала – научно
обоснованная система периодического
сбора, обобщения и анализа кадр.инф-ии
и представления полученных данных для
принятия стратегических и тактических
решений руководством орг-ции.
Источники информации
при АП: законы и инструкции в области
У трудом и труд.отношениями , труд.показатели
п/п , рез-ты анкетировпания и интервьюирования
раб-в.
Сложность и многократность обьекта и
целей аудита персонала предполагает использование многообразного
методов проведения проверки и анализа,
который м/разделить на три основ.группы
методов:
1) Организационно-
аналитические методы – проверка
документов и отчетности. Анализ труд.показателей
о рез-ти деят-ти п/п и его П.( Показатели
исп-я раб.силы, раб.времени, качества и
производительности труда, оплаты труда).
Ист-ки инф-ии: баланс труд.ресурсов, описание
работы и специфики, долж.инструкции, данные
об издержках на найм, увольнение, обучение
и переподготовка кадров, анкеты и тесты
кандид-в, уровень проф.травматизма и общ.заболеваемоти,..
2) Социально-психологич.методы-
проведение соц.опросов, анкетирования,
индив.и коллек.бесед. интервьирования
раб-в различного уровня. Данн.методы исп-ся
для оценки удовл-я трудом, отношения к
работе, взаимоотношений в коллективе,
мотивации к труду, эффек-ти деят-ти рук-ва
и системы вознаграпждения.
3) Экономические
методы – ч/з сравнение эк.и соц.показателей
деят-ти орг-ции с законодательно установл.нормами,
нормативамиили со средними и лучшими
в отрасли (группе аналог.п/п) показателями
оценить: конкурентосп-ть п/п на рынке
труда, эффек-ть функц-я служб УП , эффект-ть
самого АП.
Этапы аудиторской проверки персонала:
1. Подготовительный
этап – определение целей проверки,
предполагаемой эффективности для организации,
подбор персонала (внутри или вне организации)
для орг-ии проверки, его обучение, разработка
внутрифирмен.документа ( приказ, распоряжение),
сроков, задач, инструктаж исполнителей,
разработка плана сбора, предоставления
и программы рассмотрения анализ.инф-ии.
2. Сбор информации
– проверка документации и отчетности,
беседы с сотрудниками, предварительная
обработка данных статистики.
3. Обработка и
анализ информации – инф-я формализ-ся
в виде таблиц, схем, диаграмм, вводится
в ЭВМ. Анализ и оценка данных о деятельности
П путем сравнения с аналогичными особо
преуспевающими п/п, научно-обоснованными
нормативами, путем применения методов
экспертной оценки, ФСА и…
4. Обобщение и
представление оценочных результатов,
выводов и рекомендаций – итоговый
материал, включ.отчет о АП. Там могут указ-ся
пути усоверш-я УП (внедрение нов.технологий
– коммуникац., офисной, инф-й), предложения
по модификации сущ.УП, уточнение документации.
Здесь же оценка резул-ти АП , заключ-ся
в предложенных рационализаторских меролприятиях
в области труда, Кад.службы.