Аудит сохранности и использования материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночной экономике и увеличения объемов производства особую актуальность приобретают вопросы улучшения качественных показателей использования производственных запасов (снижение удельных затрат материалов в себестоимости продукции, экономия ресурсов и др.). Они решаются путем устранения потерь и непроизводственных расходов, широкого вовлечения в оборот вторичных ресурсов. Улучшению ресурсоснабжения способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых и унифицированных форм, обеспечение строгого порядка приемки, хранения и отпуска ценностей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации………4
2. Аудит сохранности и использования материально-производственных запасов…………11
Заключение…………………………………………………………………16
Задача………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………….21

Файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в Российской Федерации созданы профессиональные аудиторские объединения: Аудиторская  палата России (АПР), Институт профессиональных аудиторов (ИПА), Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ), аудиторские палаты Москвы, Санкт-Петербурга и др.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аудит сохранности и использования материально-производственных запасов

 

Проверка  сохранности и использования  товарно-материальных ценностей на предприятии, как правило, начинается знакомством с работой материального  отдела бухгалтерии. Предметом внимания аудитора являются: состав, подчиненность и квалификация учетных кадров; перечень используемых нормативных документов; наличие графика (схемы) документооборота; обоснованность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем отражения на счетах хозяйственных операций с материально-производственными запасами; используемые методы внутреннего контроля (инвентаризация, документирование, нормативный учет, партионный раскрой ) для проверки отклонений фактического расхода материалов от норм; соблюдение сроков проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и порядок оформления их результатов. Аудитору следует убедиться в наличии оформленных договоров с материально ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и ознакомиться с порядком проведения инвентаризаций.

Сохранность сырья и материалов зависит от условий хранения, поэтому следующим  этапом контроля является проверка состояния  складского хозяйства на предприятии. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, проверяет условия для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т.д.

После этого  целесообразно провести тестирование по специальной анкете и определить, какую следует проводить инвентаризацию материально-производственных запасов  – полную или частичную, а также  осуществить сплошную документальную проверку отдельных направлений движения ценностей или ограничиться выборочной. Выводы делаются на основе изучения системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета на предприятии по примерной анкете.

Вопросы для оценки системы внутреннего  контроля материально-производственных запасов:

  • созданы ли условия, обеспечивающие сохранность материально-производственных запасов;
  • кто осуществляет функции контроля сохранности и использования материально-производственных запасов;
  • производятся ли инвентаризации материально-производственных запасов, когда и сколько раз;
  • проводятся ли проверки полноты и своевременности оприходования материально-производственных запасов;
  • осуществляется ли контроль за обоснованностью норм расхода материалов на производстве;
  • выявляются ли лица, виновные в перерасходе сырья и материалов;
  • сличаются ли первичные данные о расходе материально-производственных запасов с данными отчетов об их движении, производственных отчетов;
  • проверяется ли законность и целесообразность расходования материально-производственных запасов и т.д.

Вопросы для проверки системы бухгалтерского учета:

  • проведена ли классификация материально-производственных запасов на соответствующие группы;
  • выбраны ли методы оценки и учета на счетах материально-производственных запасов в учетной политике;
  • разработаны ли схемы отражения на счетах движения материально-производственных запасов;
  • используется ли расчет среднего процента для списания отклонений от стоимости материалов;
  • организован ли эффективный аналитический учет материально-производственных запасов, ведутся ли карточки складского учета;
  • соблюдается ли график документооборота по учету движения материально-производственных запасов;
  • выделяется ли НДС отдельной строкой во всех расчетно-платежных документах;
  • с какой периодичностью сверяются данные аналитического и синтетического учета материально-производственных запасов и т.д.

Аудитор по результатам  анализа системы внутреннего  контроля и учета на предприятии  составляет программу проверки операций с материально-производственными  запасами (таблица 1). Если у аудитора сложилось мнение о неудовлетворительном уровне хранения ценностей на складах предприятия, он может порекомендовать его руководству провести выборочную инвентаризацию некоторых групп материалов (дефицитных, дорогостоящих), закрепленных за конкретными материально ответственными лицами. При получении согласия и назначении инвентаризационной комиссии аудитор составляет перечень подлежащих проверке ценностей; далее требует от заведующего складом (кладовщика) отчета по приходу и отпуску материалов на дату начала инвентаризации (один экземпляр отчета передается в бухгалтерию, второй остается у аудитора), получает от него расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей. Во время инвентаризации аудитор наблюдает за правильным проведением членами инвентаризационной комиссии установленных процедур (пересчет запасов, их взвешивание, заполнение инвентаризационных описей и т.д.).

 

 

 

                                                                                                 Таблица 1.

Программа аудиторской проверки операций с материально-производственными  запасами (МПЗ)

 

Перечень процедур

Источник информации

1

2

Проверка  данных регистров учета МПЗ и  сверка их со счетами Главной книги

Карточки учета  МПЗ, ведомости, журналы – ордера, машинограммы, главная книга

Проверка  полноты оприходования и правильности определения фактической себестоимости МПЗ

Договоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, машинограммы, Главная книга

1

2

Проверка  данных инвентаризации МПЗ и сравнение ее результатов с данными аналитического учета

Инвентаризационные  описи и карточки учета материалов, Главная книга

Выбор контрольных групп МПЗ по данным регистров учета и проведения выборочной инвентаризации МПЗ

Инвентаризационные  описи, результаты текущей инвентаризации, карточки учета материалов, накладные, машинограммы

Проверка  правильности ведения и возмещения НДС по поступившим МПЗ, начисления НДС и других налогов по реализации и прочему выбытию МПЗ

Расчетно-платежные  документы, расчеты по налогам, счета-фактуры, накладные, книга покупок, книга  продаж

Анализ  правильности оценки МПЗ при отпуске  их на производство и ином выбытии  методом, выбранным на предприятии

Учетная политика, карточки учета материалов, счета-фактуры, накладные, договоры, машинограммы


 

Подписанные аудитором, членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию для определения  результатов инвентаризации. При  обнаружении по некоторым материалам отклонений от учетных данных по ним  составляются сличительные ведомости. По всем фактам недостач и излишков материально ответственные лица должны дать письменные объяснения. Если размеры нарушений значительны, то аудитор может рекомендовать  руководителю провести сплошную инвентаризацию материальных ценностей на предприятии.

В случае отказа руководства аудируемого лица допустить аудитора к проведению инвентаризации, аудитор вправе выдать аудиторское заключение с оговоркой из-за ограничения объема аудита.

Оговорка  может быть сформулирована следующим  образом:

 «Мы полагаем, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Вместе с  тем мы не наблюдали за проведением  инвентаризации товарно-материальных запасов по состоянию на 31 декабря 20(ХХ) г. из-за отказа руководства ЗАО  «YYY»включить аудитора в состав инвентаризационной комиссии.

По нашему мнению, за исключением корректировок (при наличии таковых), которые  могли бы оказаться необходимыми, если бы мы смогли проверить количество товарно-материальных запасов, финансовая (бухгалтерская) отчетность ЗАО «YYY»  отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная предпринимательская  деятельность это, прежде всего неопределенность, которую нельзя установить заранее. Эффективное производство предполагает предвидение рисков и стремление снизить их до возможно более низкого  уровня. Для этого необходим постоянный контроль со стороны руководства  предприятия за деятельностью работников и всей организацией в целом. Поэтому  возникла необходимость создания новых  экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов  предпринимательской деятельности и среди них одно из ведущих  мест принадлежит институту аудиторства, главная цель которого обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

В условиях бухгалтерской и налоговой  реформ аудиторские организации  часто выступали в роли консультантов  по вопросам бухгалтерского учета и  налогообложения. В связи с этим большое внимание уделялось построению системы быстрого реагирования на изменения в законодательстве и информирования хозяйствующего объекта по вопросам адаптации к ним. Пройдя первый этап развития, аудиторский бизнес столкнулся с новыми задачами, диктуемыми развитием экономики страны и ее укреплением, необходимостью принятия общемировых стандартов и поиском путей совершенствования деятельности.

В процессе аудиторской деятельности немаловажное значение имеет вопрос правового обеспечения, изучение нормативных  документов, регулирующих аудиторскую  деятельность.

 

 

 

 

 

Задача:

 

ООО «Формика» приобрело у ОАО «Нива» в январе 2007 г. следующие материально-производственные запасы:

- товары для перепродажи  общей стоимостью 240 000, в т.ч. 36 610 НДС;

- сырье в количестве 7 500 ед. общей стоимостью 1 200 000 руб.в т.ч. НДС 183 051 руб.

Согласно данным бухгалтерского учета в апреле 2007 г. Все МПЗ  были списаны на издержки производства.

Аудиторской проверкой, проведенной  в апреле 2007 г., установлено, что на сторону (ООО «Темп») были реализованы:

- в марте 2007 г. Товары  для перепродажи по цене реализации 600 000 руб. в т.ч. НДС 91 525 руб.;

-в марте 2007 г. Излишки  сырья и материалов в количестве 60 кг по цене реализации за 1 кг 180 руб., в т.ч. НДС 27 руб. 

Оставшееся количество материалов было списано на издержки производства в апреле 2007 г.

В бухгалтерском учете  сделаны следующие записи:

Месяц

Дт

Кт

Сумма

Наименование  хоз.операции

январь

10

60

1 200 000,00

Оприходованы МПЗ от поставщика ОАО «Нива»

 

19

60

183 050,00

Оприходован НДС по поступившим МПЗ

Апрель

20

10

1 200 000,00

Списаны МПЗ на издержки производства

 

51

76

610 800,00

Поступили денежные средства от ООО «Темп»


 

Задание:

  1. Выявить и описать нарушения.
  2. Составить правильную корреспонденцию счетов по вышеуказанным хозяйственным операциям.
  3. Дать рекомендации по внесению исправлений в бухгалтерский учет и отчетность.
  4. Сформировать записи в отчете аудитора.

Решение:

По итогам аудиторской  проверки на данном предприятии были выявлены нарушения в части составления  корреспонденции счетов по хозяйственным  операциям.

Материально – производственные запасы (МПЗ) принимаются по бухучету по фактической себестоимости, т.е. по сумме фактических затрат организации, за исключением НДС. НДС по приобретенным  товарам и по приобретенному сырью  должно учитываться раздельно.

Информация о работе Аудит сохранности и использования материально-производственных запасов