Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:15, контрольная работа
Целью данной работы является изучение банковского аудита.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды аудита;
рассмотреть цели, задачи, классификацию банковского аудита;
изучить нормативное регулирование банковского аудита.
Введение 3
Глава 1. Сущность, необходимость и виды аудита 4
Глава 2. Цели и задачи банковского аудита. Классификация банковского аудита 8
Глава 3. Нормативное регулирование банковского аудита 11
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Содержание
В условиях конкуренции, концентрации банковского капитала, создания свободных экономических зон, развития банковской системы при благоприятных макроэкономических условиях, эффективном проведении структурных реформ, обеспечении устойчивости рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам особое значение приобретает учет, надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Важно установить, обеспечивается ли соблюдение законодательства и других нормативно-правовых актов; минимизация банковских рисков, соблюдение экономических нормативов, надлежащее управление активами и пассивами и какие меры воздействия применяются к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям.
Аудит – это независимая проверка деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с целью установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее полноты, реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Коммерческие интересы банка требуют достоверной информации о состоянии дел – для поддержания его устойчивой работы, соблюдения стабильной работы банка, степени делового доверия к нему со стороны учредителей, акционеров, клиентов и сотрудников.
Целью данной работы является изучение банковского аудита.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до н.э. квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи) осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и заслушивались экзаменатором. Подобная практика и дала термин «аудитор» (от лат. – слушать).
Законодательной родиной аудита считается Великобритания, где впервые были приняты законы, вводящие обязательность аудиторской проверки и устанавливающие требования к качеству ее проведения. Закон об обязательном аудите в Великобритании был принят в 1862 г., а позднее появился и в других странах: во Франции – в 1867 г., в США – после Великой депрессии, в 1937 г. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой существует институт дипломированных аудиторов.
В России звание аудитора ввел Петр I. Должность аудитора совмещала отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Три более поздних попытки организации института аудита (в 1889, 1912 и 1928 гг.) по разным причинам не имели успеха. На современном этапе первые аудиторские фирмы появились в 1987 г.
Самая первая аудиторская фирма – АО «Инаудит» – была образована в 1987 г. в соответствии с постановлением Совмина СССР в связи с появлением совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы были заинтересованы в сохранности и прибыльности вложений, а, следовательно, в получении объективной информации о финансовом положении совместных предприятий, не доверяя сложившейся системе контроля. Тем самым иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и дальнейшее развитие аудита в нашей стране.
В конце 80-х – начале 90-х годов была сделана попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. С принятием ряда законов союзного и республиканского значения («О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР», «О банках и банковской деятельности в РСФСР»), в которых предусматривалось создание предприятий различных организационно-правовых форм, давалось определение предпринимательской деятельности, утверждались либеральные рыночные отношения в кредитной сфере, в стране на правовой основе стали создаваться различные коммерческие структуры, в том числе и аудиторские фирмы. В декабре 1991 г. в РСФСР на государственном уровне был поставлен вопрос о создании аудиторской службы как одного из важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике.
Таким образом, с 1991 г. свою историю ведет институт независимого аудита в России. Появление аудита было вызвано объективными причинами, важнейшими из которых явились развитие предпринимательства, создание коммерческих предприятий и банков, становление рынка капиталов в стране, что, в свою очередь, обусловило необходимость совершенствования системы контроля за деятельностью данных субъектов и расширения состава контролирующих органов. Помимо контроля со стороны государства за деятельностью самостоятельных экономических субъектов, у других заинтересованных лиц (их акционеров (участников), кредиторов) также возникла потребность в получении объективной информации о финансовом положении данных предприятий (организаций). Такую независимую экспертизу деятельности экономических субъектов и призваны были обеспечивать создаваемые аудиторские организации.
Правовая база аудиторской деятельности появилась позднее – лишь в конце 1993 г., когда указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации».
Таким образом, аудит в зарубежной и отечественной практике имеет объективную природу, его возникновение обусловлено процессом исторического развития хозяйства. Конкретно потребность в аудите связана, прежде всего, с несовпадением интересов составителей отчетности (администрации субъекта) и ее пользователей (собственников субъекта), и с необходимостью объективной информации для принятия хозяйственных решений, специальных знаний для оценки информации, которыми не обладает рядовой инвестор, с недоступностью материалов, на основе которых оценивается информация.
Зарубежная и отечественная практика трактует аудит достаточно многообразно. Например, Американская ассоциация по бухгалтерскому учету определяет аудит как системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Западные специалисты также определяют аудит как процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска, т. е. вероятности того, что в финансовых отчетах компаний содержатся ложные или неточные сведения для пользователей отчетами.
Согласно российским Правилам (стандартам) аудиторской деятельности аудит – предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В отечественной практике встречается также определение аудита как независимой экспертизы финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.
Как следует из определения, основной целью аудита является: установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов; соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам Российской Федерации.
С точки зрения направленности (характера проверяемого экономического субъекта) различают следующие виды аудита:
В соответствии с законодательством Российской Федерации подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Критерии, согласно которым экономические субъекты должны проходить обязательную аудиторскую проверку, установлены в постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1994г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке».
Каждый из вышеназванных видов аудита подчиняется общим нормам правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, но имеет свою специфику, определяющую его отдельное правовое регулирование. По каждому виду аудита в отдельности проводятся аттестация и лицензирование на право его осуществления.
Банковский аудит является одним из видов аудита. Его основная цель –установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных кредитными организациями операций действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам ЦБ РФ.
Для кредитных организаций банковский аудит также может выполнять следующие задачи:
Все вышеназванные задачи, в той или иной мере решаемые аудиторскими фирмами, имеют одну общую направленность: они должны оказать помощь и содействие кредитным организациям в улучшении результатов деятельности и обеспечении условий их стабильной работы в долгосрочном периоде.
Банковский аудит как один из видов аудита можно детализировать по следующим признакам:
1) по способу проведения:
2) по характеру проведения:
3) по периодичности проведения: