Аудиторские стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:42, реферат

Описание работы

Аудиторские стандарты представляют собой нормативные документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности. На базе аудиторских правил формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования к проведению экзменов.

Файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 208.45 Кб (Скачать файл)

Аудиторские стандарты представляют собой нормативные документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления  аудиторской деятельности. На базе аудиторских правил формируются  учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования к проведению экзменов.

Значение стандартов состоит  в том, что они:

  1. обеспечивают качество аудиторской проверки,
  2. способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений,
  3. помогают заказчикам ознакомиться с процессами аудиторской проверки,
  4. создают общественный имидж профессии,
  5. оказывают помощь аудитору в ведении переговоров с клиентами,
  6. обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

В настоящее время выделяют две группы стандартов: международные  и национальные. Разработкой международных  стандартов занимается Международный  комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты  аудита и Международные руководства  по аудиторской практике.

Использование международных  аудиторских стандартов в различных  странах оказывает помощь в создании и совершенствовании аудиторской  деятельности, повышении качества проведения аудиторских проверок, интеграции лучших достижений по аудиту в национальные аудиторские системы. Национальные стандарты есть в каждой стране, имеющей специфику организации бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития и т.д.

В статье 18 закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»  записано, что эти правила делятся  на республиканские, внутренние правила объединения аудиторских организаций или аудиторов, правила аудитора-индивидуального предпринимателя или организации. Республиканские правила являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей.

Всего 39 республиканских  правил.

1. Профессиональная  этика лиц, оказывающих аудиторские  услуги. Определяются принципы, обязательные для соблюдения при оказании аудиторских услуг, и устанавливаются требования к профессиональному поведению аудиторских организаций. Данные принципы являются базовыми и не направлены на решение всех этических проблем,  которые могут возникнуть в ходе оказания аудиторских услуг. При оказании аудиторских услуг необходимо соблюдать следующие принципы: независимость, честность, объективность, профессиональную компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональность поведения. Условия,  в которых работает аудитор,  могут привести к возникновению угроз нарушения основных принципов. Большинство угроз нарушения основных принципов подразделяется на следующие виды: 1)угрозы личной заинтересованности,  которые могут возникнуть вследствие финансовых или других интересов аудитора,  его ближайших родственников или членов семьи; 2) угрозы самоконтроля,  которые могут возникнуть,  когда ранее выраженное аудиторское мнение должно быть пересмотрено; 3) угрозы заступничества,  которые могут возникнуть,  когда,  отстаивая какую-либо позицию или мнение,  аудитор перестает быть объективным; 4) угрозы близкого знакомства,  которые могут возникнуть,  если в результате близких отношений аудитор начинает с излишним сочувствием относиться к интересам других лиц; 5) угрозы шантажа,  которые могут возникнуть,  когда аудитору пытаются помешать действовать бъективно,  угрожая ему или его близким.

 

2. Задания на  проведение согласованных процедур  в отношении финансовой информации. Устанавливаются единые требования к порядку проведения согласованных процедур в отношении финансовой информации аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями, а также к содержанию отчета, который предоставляется организациям, их заказчикам в связи с выполнением таких заданий. По согласованию с заказчиком могут выполняться следующие аудиторские процедуры: тестирование средств контроля; запросы и получение подтверждений; подсчет, пересчет, сравнение и другие проверки точности записей; наблюдение; инспектирование; аналитические процедуры.

 

3. Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства. Определяются действия аудиторской организации при: оценке риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате недобросовестных действий и ошибок; наличии обстоятельств, указывающих на возможные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате недобросовестных действий и ошибок; выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом законодательства Республики Беларусь; порядок сообщения аудиторской организацией информации о выявленных искажениях бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

 

4. Получение аудиторских  доказательств в некоторых конкретных  случаях. Установление общих принципов получения аудиторских доказательств: по инвентаризации товарно-материальных ценностей; о хозяйственных (экономических) спорах, имеющихся у аудируемого лица; о стоимостной оценке и раскрытии информации о долгосрочных финансовых вложениях; по отчетным сегментам бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Планируя присутствие при инвентаризации товарно-материальных ценностей или выполнение альтернативных аудиторских процедур, аудиторской организации следует: проанализировать систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля товарно-материальных ценностей; определить внутрихозяйственный риск, риск средств контроля, риск необнаружения и уровень существенности в отношении товарно-материальных ценностей; определить соответствие требованиям нормативных правовых актов и особенностям деятельности аудируемого лица порядка проведения инвентаризации, утвержденного руководством аудируемого лица; определить перечень мест хранения товарно-материальных ценностей и их территориальное расположение; установить сроки проведения проверки фактического наличия товарно-материальных ценностей; определить необходимость привлечения экспертов.

 

5. Подтверждающая  информация из внешних источников. Задачами настоящих Правил являются: определение оснований для использования внешних подтверждений при получении аудиторских доказательств; установление порядка:

использования внешних подтверждений  в отношении предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности; подготовки запросов на внешние подтверждения; проведения процедур внешнего подтверждения и оценки их результатов при получении аудиторских доказательств.

В процессе проведения аудита аудиторская организация должна установить необходимость использования  внешних подтверждений для получения  аудиторских доказательств, подтверждающих предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого  лица. При этом следует учитывать: уровень существенности для проверяемой отчетности; уровни внутрихозяйственного риска и риска средств контроля по проверяемой отчетности в целом и по рассматриваемым предпосылкам подготовки этой отчетности; возможности снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня в отношении рассматриваемых предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности путем получения аудиторских доказательств в результате проведения процедур, отличных от процедур внешнего подтверждения.

 

6. Отчет аудиторской  организации по специальному  аудиторскому заданию.

Задачами Правил являются: определение  основных  принципов  подготовки отчета аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию; определение  порядка  и  особенностей  оформления   аудиторской организацией отчета по специальному аудиторскому заданию. Под  специальным  аудиторским  заданием  понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной    отчетности    юридических    лиц   и   индивидуальных предпринимателей отличной от официальной бухгалтерской  отчетности,  либо  по  выполнению  иных  проверок  по программе, согласованной с заказчиком. Заказчиками   специального  аудиторского  задания  могут   быть

аудируемые  лица,  государственные  органы, а также заинтересованные

пользователи бухгалтерской отчетности. Специальное аудиторское задание может выдаваться на аудит: правильности   отражения  операций  по  счетам   бухгалтерского учета; целевого использования кредитов и инвестиций; финансового  состояния  инвестора  (инициатора  инвестиционного

проекта); финансового состояния эмитента ценных бумаг; иных   показателей  финансовой  и  хозяйственной   деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

 

7. Учет экологических вопросов при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. Задачами настоящих Правил являются: определение    экологических    вопросов    и  их  влияния   на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица; изучение  и  оценка  важности  экологических  вопросов на этапе планирования аудита; оценка    влияния   экологических  вопросов  на   достоверности, бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Под экологическими вопросами понимаются: действия  по  предотвращению,  уменьшению или устранению вреда, причиняемого    окружающей    среде,  консервации  восполнимых   или невосполнимых  природных  ресурсов,  предусмотренные   экологическим законодательством  или  договором, а также осуществляемые аудируемым лицом на добровольной основе; последствия нарушений экологического законодательства; последствия   вреда,  причиненного  окружающей  среде,   жизни, здоровью  и  имуществу  граждан  и  юридических  лиц  в   результате воздействия на окружающую среду; последствия  вреда,  нанесенного  окружающей  среде  предыдущим владельцем (пользователем, собственником) имущества.

 

8. Оценка риска  и внутренний контроль в условиях  компьютерной обработки данных. Задачами настоящих Правил является описание: рисков, возникающих вследствие использования аудируемым лицом системы КОД; внутреннего контроля в условиях КОД; процедур проверки аудиторской организацией надежности внутреннего контроля за системой КОД. Использование системы КОД изменяет процедуры записи данных бухгалтерского учета и расширяет круг лиц, имеющих доступ к бухгалтерским записям, обусловливая тем самым появление в системе бухгалтерского учета рисков, связанных со следующими особенностями обработки данных бухгалтерского учета в системе КОД: отсутствие первичных документов; отсутствие возможности наблюдения за бухгалтерскими операциями; отсутствие регистров бухгалтерского учета; несанкционированный доступ к базе данных и программам системы КОД

 

9. Проверка прогнозной финансовой информации. Задачами настоящих Правил являются: определение целей и принципов анализа прогнозной финансовой информации; установление порядка проведения анализа прогнозной финансовой информации; установление требований к форме и содержанию отчета аудиторской организации по результатам анализа прогнозной финансовой информации. При определении характера, объема и сроков проведения анализа прогнозной финансовой информации, аудиторская организация должна учитывать: характер финансово-хозяйственной деятельности заказчика; опыт и компетентность лиц, ответственных за подготовку прогнозной финансовой информации; систему внутреннего контроля за подготовкой прогнозной финансовой информации; методы оценки и отбора предположений; документацию, составленную в процессе подготовки прогнозной финансовой информации, подтверждающую предположения руководства заказчика; наличие и причины отклонений фактических данных о деятельности заказчика за предыдущие периоды от планируемых; степень использования статистических, математических и других методов, а также компьютерных средств при подготовке прогнозной финансовой информации; другие факторы.

 

10. Аудиторское  заключение по бухгалтерской  (финансовой) отчетности

Для  целей  настоящих  Правил  используемые  термины   имеют

следующие значения: аудиторское  заключение - официальный документ, составленный по результатам аудита и предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; дополнительная информация - информация, представленная вместе с бухгалтерской    (финансовой)  отчетностью  и  не   регламентируемая законодательством по бухгалтерскому учету и отчетности; руководство аудируемого   лица   -   лица,   ответственные   за

подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Задачами настоящих Правил являются: установление общих    требований    к    порядку    составления аудиторского заключения; установление требований к форме выражения аудиторского мнения и подготовке модифицированного аудиторского заключения.

Аудиторское заключение должно содержать следующие элементы: название; указание на лицо, которому адресуется аудиторское заключение; реквизиты аудируемого лица и аудиторской организации; вводную часть; часть,  указывающую  на ответственность руководства аудируемого лица за представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность; часть, указывающую на ответственность аудиторской организации в связи с проведением аудита и содержащую описание аудита; часть, содержащую    аудиторское    мнение    о   достоверности бухгалтерской   (финансовой)   отчетности   аудируемого    лица    и

соответствии  совершенных  им  финансовых  (хозяйственных)  операций

законодательству; часть, содержащую  аудиторское  мнение по отдельным проверяемым вопросам  или   отчет   по   результатам   выполнения   определенных согласованных аудиторских процедур (если это предусмотрено договором оказания аудиторских услуг); подписи и дату аудиторского заключения; дату  получения  аудиторского  заключения  аудируемым  лицом (в

случае  проведения  в соответствии с законодательством обязательного

аудита    достоверности    годовой    бухгалтерской     (финансовой)

отчетности).

 

11. Письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита. Задачами настоящих Правил являются: установление общих принципов, требований к содержанию, порядка подготовки письменной информации. В  письменной  информации  аудиторская  организация  обязана указать все установленные в ходе аудита искажения и (или) нарушения, связанные  с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, которые  оказывают  или  могут  оказать  существенное   влияние   на достоверность   бухгалтерской   (финансовой)  отчетности.  При  этом аудиторская организация  вправе  привести  в  письменной  информации любые  сведения,  касающиеся аудита и фактов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, которые сочтет целесообразным.

Информация о работе Аудиторские стандарты