Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:35, реферат
Наука — сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные или общественные процессы и прогнозировать их развитие. Под наукой часто подразумевается вся сложная система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картину мира. Цели исследования науки зависят от гносеологического убеждения его субъекта. Обычной целью науки является познание устройства природы, движущих сил, управляющих различными процессами и явлениями. Также наука изучает лишь наблюдаемые закономерности явлений и не может познать некое «истинное» устройство мира. Такое мнение очень распространено среди религиозных людей или агностиков.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего
« Южный федеральный университет»
Экономический факультет
Кафедра управления человеческими ресурсами
Эссе
на тему:
«Авторитет науки»
Выполнила студентка группы 1.13,
Фурса М.А
Ростов-на-Дону −2013
Наука — сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные или общественные процессы и прогнозировать их развитие. Под наукой часто подразумевается вся сложная система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картину мира. Цели исследования науки зависят от гносеологического убеждения его субъекта. Обычной целью науки является познание устройства природы, движущих сил, управляющих различными процессами и явлениями. Также наука изучает лишь наблюдаемые закономерности явлений и не может познать некое «истинное» устройство мира. Такое мнение очень распространено среди религиозных людей или агностиков.
Рассматривая историю такого явления, как наука, необходимо в первую очередь обратиться к причинам её возникновения. Первостепенной важностью здесь обладает развитие особых отношений между человеком и окружающей его средой, где среда является объектом практической деятельности человека. Второе основание для появления науки – усложнение процесса познания, развитие познавательных способностей. Ещё в античности учёными проводились опыты по познанию и изменению действительности, однако как социальный институт наука начинает складываться в XVI-XVII веках, и с течением времени превращается в довольно авторитетную сферу, влияющую на культуру общества в целом.
Естественно-научную картину мира нельзя
понять, не проследив ее истории и путей
ее формирования. И так в доисторическом
обществе и древней цивилизации знания
были неотделимы от умения и неструктурированны.
Эти знания являлись дотеоретическими,
несистематичными. Например, миф, магия,
ранние формы религии.
В античной культуре древней Греции появляется
теоретическое, систематическое и абстрактное
мышление. Теория начинает соединяться
с научными знаниями во 2-м веке до н.э.
Выделяют следующие этапы развития науки:
Первый этап – это древняя
Греция, возникновение науки в
социуме с провозглашением
Идеалом и нормой науки было
знание ради знаний. Метод познания
– наблюдение.
Второй этап – это средневековая европейская наука. Объект исследования был макромир (Земля и космос).Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Считалось, что окружающий мир является божественным происхождением, то есть научное знание ориентируется на теологизм. Третий этап-новоевропейская классическая наука (15-16 вв.). Объектом исследования является микромир, совокупность элементарных частиц. На этом этапе культура постепенно освобождается от господства церкви, происходит интенсивное развитие экономики, научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность, начинают преобладать экспериментальные знания, наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги), начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки.
Четвертый этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания. Происходит формирование общенаучной картины мира, преобладание представления о глобальном эволюционизме.
И наконец, последний этап-это постнеклассическая наука, современный этап развития научного познания.
Развитие науки в современном мире необходимо. Наука является одним из важнейших элементов глобальной системы, наиболее динамичной отраслью духовной культуры, стимулирующей развитие человечества. Она дает военное, технологическое и культурное превосходство одной части мира над другой. От того, насколько развита наука в отдельной стране, зависит ее независимость и благосостояние населения. От того, какие средства ассигнуются на развитие науки и как они используются, зависит будущее страны и ее место в мире.
Вся история развития человечества, особенно история XIX-XX веков, свидетельствует, что кардинальные перемены в экономической, социальной и общественно-политической сферах жизни отдельных людей, стран и мирового сообщества в целом, происходили тогда и только тогда, когда совершались научно-технические революции (НТР), приводившие к появлению новых технологий. Новые экономические, социальные, да и этические отношения в системе сообщества людей в развитии цивилизации наблюдались и с появлением технологий, базирующихся на паровых машинах, и с появлением технологий на основе электричества и, наконец, с появлением электронных, информационных и атомных технологий. Любое изменение материального производства вызванного научно-экспериментальной и практически технической деятельностью ведет за собой изменение социально-политической жизни людей. Не всегда эти изменения сразу видны, а оценить их последствия как положительные, так и отрицательные можно только после тщательного анализа.
Научно-технический прогресс
– неотъемлемая и важная часть
современной жизни. Техника
Несмотря на все отрицательные
стороны НТР совершается все-
Таким образом, научно-техническая революция оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека, она открывает новые горизонты развития личности и общества.
Наука XXI века будет принципиально отличаться от науки XX века. В ней будут другие сверхзадачи. Это теория управления рисками, нейронаука и теоретическая история. От того, насколько успешно они будут решаться, зависит судьба науки как социального института.
Будущее-это наука и духовность одновременно. В действительности, для человечества будет будущее, только если мы станем непрерывно повышать уровень нашей духовности, чтобы он равнялся с нашим технологическим уровнем. Наука должна служить человеку и освобождать его, а не уничтожать или отчуждать. Наука открывает нам дорогу к счастью.