Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:13, курсовая работа
Во-первых, меня привлекла актуальность данной темы. Отношения по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием научно-технического прогресса и эта сфера претерпевает существенные изменения. Так в последнее время как в России так и за рубежом остро встала проблема правового регулирования авторских правоотношений в глобальной компьютерной сети Интернет. И это не единственный пример, когда с течением времени появляются новые виды творческих произведений и новые формы их использования.
Конечно, ответственность пользователя не ограничивается лишь нарушением обязанности по использованию произведения. Одним из оснований ответственности может послужить факт утраты либо повреждения пользователем материального носителя, в котором воплощено произведение. Это будет тем более важно, если носитель уникален и его гибель повлекла утрату самого произведения. В случае порчи, уничтожения или пропажи оригинала картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, предоставленного пользователю, у автора возникает право требовать возмещения всех издержек по восстановлению произведения (если это возможно) или оплаты полной стоимости оригинала. Для предотвращения конфликтных ситуаций необходимо включить в авторский договор конкретный размер компенсации, которая выплачивается автору в случае утраты, гибели либо порчи оригинала произведения. В том случае, если пользователь откажется исполнить предусмотренные договором обязательства и выплатить автору оговоренную компенсацию в добровольном порядке, последний имеет право обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов. Примером может послужить следующая ситуация. В соответствии с авторским издательским договором П. выполнил 30 фотографий для альбома. После того как альбом вышел в свет, П. попросил вернуть ему фотографии и, получив их, обнаружил нехватку 12 снимков. Издательство не смогло объяснить факт утраты этих фотографий, а также отказалось выплатить автору компенсацию за причиненный ущерб. В силу этих обстоятельств П. вынужден был обратиться в суд. В назначенный для судебного заседания по делу день издательство выплатило П. компенсацию.
Еще одним основанием для привлечения пользователя к ответственности является факт нарушения целостности произведения. Часто при использовании произведения пользователь нарушает принадлежащее автору право на защиту произведения от искажения, например вносит без согласования с ним изменения, снабжает произведение дополнительными элементами (комментариями, предисловиями и т. п.). Как правило, в авторских договорах не предусматривается за это нарушение специальных санкций по сравнению с теми мерами защиты, которые охраняют указанное право авторов безотносительно к договору. В такой ситуации автор имеет право требовать от пользователя устранения выявленного нарушения, восстановления целостности произведения, публикации сообщения о допущенном нарушении, прекращения использования произведения в искаженном виде и т.п. Но при заключении авторского договора стороны могут предусмотреть и специальные меры ответственности пользователя за данное нарушение, например такие, как право автора на расторжение договора в одностороннем порядке с взысканием всего вознаграждения. Если имело место сокращение объемов переданного произведения без предварительного согласования данного вопроса с автором, то в такой ситуации пользователь обязан выплатить авторское вознаграждение, исходя из объема всего предоставленного произведения.
Также стороны могут предусмотреть в договоре специальную санкцию за такое нарушение пользователя, как предоставление произведения для использования иному лицу (при условии, что пользователь не имеет такого права в соответствии с заключенным договором). Но даже в том случае, когда авторский договор не предусматривает специальной санкции за указанное нарушение, у автора есть иные возможности защитить свои нарушенные права. Например, по его требованию договор пользователя с третьим лицом может быть признан недействительным, а с нарушителей авторских прав в пользу автора взысканы все причиненные убытки.13
В свой работе я рассмотрел основные вопросы и проблемы касающиеся авторского договора.. Конечно, в рамках одной курсовой работы полностью раскрыть данную тему невозможно. По каждому конкретному вопросу и проблеме, затронутым мною в работе (проблемы, виды авторского договора и т. д.) можно написать по такой же курсовой.
Но все же в заключении хотелось бы еще раз перечислить то, что мне удалось сделать.
В первой главе я попытался раскрыть понятие, виды и правовое регулирование авторского договора. Рассмотрев эти вопросы я пришел к следующими выводам:
Во второй главе я рассмотрел элементы авторского договора. И тут следует отметить, что если со сторонами и формой договора особых вопросов не возникает, то относительно его условий существуют некоторые проблемы. Так, на мой, взгляд необходимо более детально прописать в законодательстве вопросы вознаграждения авторов.
В третьей главе я рассмотрел содержание авторского договора, и пришел к выводу, что необходимо на законодательном уровне закрепить хотя бы диспозитивные положения, регулирующие содержание авторского договора.
И, наконец, четвертую главу я посвятил вопросам прекращения и оснований ответственности по авторскому договору. В данном случае следует отметить, что и здесь существует ряд спорных и неоднозначных положений. Необходимо более детально прописать в законодательстве ответственность соавторов.
Вообще, конечно, в современном законодательстве вопросам авторского договора уделено слишком малое внимание. С одной стороны это, конечно, способствует реализации принципа свободы договора, а с другой создает ряд проблем на практике.
И все же будем надеяться, что в скором времени большинство из затронутых мною в курсовой работе проблем авторского договора будут решены.
Список литературы.
Нормативно-правовые акты.
(все источники взяты из Справочно-правовой системы «Гарант»)
Международно-правовые акты:
1.Бернская конвенция об охране
литературных и художественных произведений(Парижский
Акт, ВОИС, 24 июля 1971г.).
2. Всемирная Конвенция Об Авторском
Праве (пересмотренная в Париже
24 июля 1971 года).
3. Конвенция об охране интересов
производителей фонограмм от незаконного
воспроизводства их фонограмм.
4. Международная конвенция об
охране интересов артистов - исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных
организаций подписана в Стокгольме 14
июля 1967 года.
5. Соглашение о сотрудничестве
в области охраны авторского права и смежных
прав от 24 сентября 1993 года.
6. Договор ВОИС по авторскому
праву.
7. Договор ВОИС по исполнениям
и фонограммам.
Федеральные нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс РСФСР. Раздел IV.
3. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I “Об авторском праве и смежных правах''.
4. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-I "О правовой
охране топологий интегральных микросхем".
5. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой
охране программ для ЭВМ и баз данных".
6. Гражданский процессуальный
кодекс РСФСР".
7. Уголовный кодекс
РФ.
8. Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях.
9. Гражданский кодекс
Российской Федерации.
10. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г.
N 77-ФЗ "Об обязательном
экземпляре документов".
11. Федеральный закон от 1 декабря 1995 г.
N 191-ФЗ "О государственной
поддержке средств массовой информации
и книгоиздания Российской Федерации".
Подзаконные нормативные акты:
1. Постановление Правительства
РФ № 1224 от 3 ноября 1994 года "О
присоединении Российской Федерации к
Бернской конвенции об охране литературных
и художественных произведений в редакции
1971 года, Всемирной конвенции об авторском
праве в редакции 1971 года и дополнительным
протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране
интересов производителей фонограмм от
незаконного воспроизводства их фонограмм".
2. Постановление Правительства
РФ № 614 от 17 мая 1996 года "О
ставках вознаграждения исполнителям
за некоторые виды использования исполнения
(постановки)".
3. Постановление Правительства
РФ от 21 марта 1994 г. № 218 "О
минимальных ставках авторского вознаграждения
за некоторые виды использования произведений
литературы и искусства"
4. Постановление Правительства
за №355 от 28.05.92 года "О порядке
определение расходов, учитываемых при
налогообложении сумм вознаграждения
физических лиц за издание, исполнение
или иное использование произведений
науки, литературы и искусства, а также
вознаграждений авторам открытий, изобретений
и промышленным образцов".
5. ПМС - Правительства РФ №153 от
22.02.93г. "О порядке исчисления
среднего заработка отдельных категорий
творческих работников".
6. Указ Президента Российской
Федерации от 7 октября 1993 г. № 1607
"О Государственной политике в области
охраны авторского права и смежных прав".
7. Указ Президента Российской
Федерации от 5 декабря 1998 года № 1471
"О мерах по реализации прав авторов
произведений, исполнителей и производителей
фонограмм на вознаграждение за воспроизведение
в личных целях аудиовизуального произведения
или звукозаписи произведения".
8. Распоряжение Президента РФ
№ 152-рп от 25 марта 1994 года "Вопросы
присоединения Российской Федерации к
ряду Международной конвенции в области
охраны авторских прав".
9. Постановление Верховного Совета
Российской Федерации от 9 июля 1993 г. №
5352-1 "О порядке введения в
действие Закона Российской Федерации
"Об авторском праве и смежных правах".
10. Письмо Высшего Арбитражного
суда Российской Федерации от 19 октября
1993 г. № С-13/ОСЗ-317 "В связи
с принятием Закона Российской Федерации
"Об авторском праве и смежных правах".
11. Указ президента РФ от 5 декабря
1998 года № 1471 “О мерах по
реализации прав авторов произведений,
исполнителей и производителей фонограмм
на вознаграждение за воспроизведение
в личных целях аудиовизуального произведения
или звукозаписи произведения”.
12. Постановление правительства
РФ от 29 мая 1998 г. № 524 “О минимальных
ставках вознаграждения авторам кинематографических
произведений, производство (съемка) которых
осуществлено до 3 августа 1992 г.”
13. Приказ Российского агентства
по патентам и товарным знакам от 4 ноября
2000 г. № 212 “О программе сотрудничества
между Российской Федерацией и ВОИС.”
РЕЦЕНЗИЯ.
1 Савельева И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986. С. 111.
2 Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987. С. 12.
3 Дозорцев В. А. Авторский договор и его типы. // Социалистическая законность. 1984. №5. С. 23.
4 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник – М.: Проспект. 2000.С.260.
5 Хаметов Р. Каким быть авторскому договору.// Интеллектуальная собственность. 1997.-№3-4.С. 53-64
6 Ананьев Е.В. К проектам о внесении изменений и дополнений к Закону «Об авторском праве и смежных правах»//Современное право.-2001.-№8.-с.24-28.
7 Минков А.С. Контракт! Как много в этом звуке…/(Об авторском договоре)//Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права.-2000.-№1.-с.68-71.
8 Леонтьев Ю.Б. Авторское вознаграждение: коллизии и рекомендации.//Патенты и лицензии.-2000.-№5.-с.13-16.
9 Ананьев Е.В. Авторский договор как способ защиты авторского права.//Современное право. –1999.-№6.-с.33-39.
10 Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 96. С. 89-90
11 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник – М.: Проспект. 2000.С.275-282.
12 Инструкция о нормах издательской и авторской правки, утвержденная Госкомиздатом СССР 11 июня 1986, г.//Нормативные материалы по издательскому делу: Справочник / Сост. В. А. Маркус. М., 1987. С. 163-169
13 Соловьев Р.В. Авторское право: Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах».- М.: Издательство «Ось-892, 2001.