Азиатские группировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 01:39, реферат

Описание работы

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является крупным региональным объединением динамично развивающихся стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве. В начале 2000-х годов население АСЕАН превышало 500 млн. человек, а совокупный ВВП составлял более 700 млрд. долл.

Файлы: 1 файл

aziatskie_gruppirovki.docx

— 25.83 Кб (Скачать файл)

Введение

Современное мировое хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.

Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее  время в мире действует более 85 региональных торговых экономических  соглашений и договоренностей, в  рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли. Существует несколько  основных видов интеграционных объединений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический  союз.

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной  Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран  Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую  входит один из четырех азиатских  «драконов» -- Сингапур, а также НИС «новой волны» -- Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины.

Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно  связан с бурным экономическим ростом большинства из стран -- участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества.

Перспективы развития экономической  интеграции в Восточной Азии в  значительной степени связывают  с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) -- это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона.

АТЭС формально имеет  консультативный статус, однако в  рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров  и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

Ассоциация стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН) является крупным региональным объединением динамично развивающихся  стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве. В начале 2000-х годов население  АСЕАН превышало 500 млн. человек, а  совокупный ВВП составлял более 700 млрд. долл. Этот регион традиционно  играл важную роль в мировом экспорте тропических культур, таких как  натуральный каучук, пальмовое и  кокосовое масло и другие виды продуктов тропического земледелия. Во второй половине ХХ века он приобрел значение в качестве экспортера сырья  и энергоресурсов, а именно, бокситов, медной, хромовой и никелевой руды, нефти и газа. В последние годы АСЕАН становится значимым экспортером  продукции обрабатывающей промышленности, включая как товары легкой промышленности, так и продукцию электроники. Развитие торгово-экономических отношений  с ним является одним из приоритетных направлений политики России.

История создания и развития АТЭС и АСЕАН

На страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) приходится 60% мирового ВВП, 40%населения и почти 50% мировой  торговли. Наиболее важной из региональных группировок, существующих здесь, является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН (Association of South East Asian Nations).

Ассоциация была создана  в 1967 г. в составе пяти стран - Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Филиппин. В 1984 г. к группировке присоединился  Бруней, в 1995 г. - Вьетнам, в 1997 г. - Лаос и  Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа.

В 60-80 -е гг. успехи в экономической  интеграции были минимальными: создана  зона преференциальной торговли и построено  несколько совместных производственных объектов. Но в 90-е гг. интерес к  экономической интеграции возрос. В 1982 г. на саммите АСЕАН в Сингапуре  принимается решение о создании в будущем зоны свободной торговли.

Однако затем была поставлена более реальная цель - добиться снижения пошлин во взаимной торговле до 5% и  осуществить полную ликвидацию таможенных барьеров в торговле первых шести  членов объединения к 2010 г., а для  других стран - к 2015 г.

На базе АСЕАН с участием Китая, Японии и Южной Кореи, а  также в качестве ассоциированных  членов ещё Индии, Австралии и  Новой Зеландии в конце 2005 г. прошел учредительский саммит Восточноазиатского саммита (ВАС).

Кроме АСЕАН, в АТР с 1989 г. действует и другая экономическая  организация - Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество - АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation), которая объединяет более 20 стран и территорий.

АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с  целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально  в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили, Папуа -- Новая Гвинея, а в 1998 г. -- Вьетнам, Перу и Россия.

На данный момент в ее состав входят: США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, КНР, Гонконг и Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Кирибати, Маршалловы о-ва, Чили, Вьетнам, Перу, Россия.

Такое количество государств, среди которых как главные  промышленно развитые страны, так  и новые индустриальные страны, само по себе обуславливает экономическую  мощь организации, а учитывая высокие  темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической  арене.

В ходе работы Ассоциации в 1977 году создана зона преференциальной торговли на 20 товаров. Через год  количество товаров было доведено до 70 при размере преференций в  среднем - 20-25%.

После 1989 года преференции  доведены до 50% на 12700 товарных позиций. Первый проект создания зоны свободной  торговли осуществлен в 1987 году, а  в 1989 году была создана концепция  создания треугольников экономического роста (по предложению министра экономики  Сингапура). В первый “треугольник”  вошли: Сингапур, Малайзия, Индонезия (у  последних двух - административно-экономические  районы). Он получил название “Южный треугольник”. В 1992 году состоялся  Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение  о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году (за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными  и переработанными сельскохозяйственными продуктами (пошлины на некоторые товары до 5%). В рамках производственного сотрудничества был осуществлен только один проект - строительство завода по производству химического удобрения.

В рамках АВТА планируется  осуществить отмену пошлин, устранение количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание  сертификатов качества, устранение ограничений  на движение капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической политики с целью координации  последней.

К настоящему моменту Малайзия сократила или отменила пошлины  на 2600 товаров во взаимной торговле. Индонезия и Филиппины сняли  ограничения на иностранные капиталовложения в энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения  на ввоз автомобилей.

Основной экономический  эффект ассоциации основан на создании крупного объединенного рынка с  общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала).

Ассоциация стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН) является крупным региональным объединением динамично развивающихся  стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве. В начале 2000-х годов население  АСЕАН превышало 500 млн. человек, а  совокупный ВВП составлял более 700 млрд. долл. Этот регион традиционно  играл важную роль в мировом экспорте тропических культур, таких как  натуральный каучук, пальмовое и  кокосовое масло и другие виды продуктов тропического земледелия.

Высшим органом АСЕАН  является конференция глав государств и правительств, а центральным  руководящим органом - ежегодная  встреча министров иностранных  дел. На регулярных встречах министров  экономики стран членов АСЕАН  принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. По мере необходимости встречаются министры образования, науки, юстиции и т.д. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН: Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН  возглавляет генеральный секретарь, который сменяется каждые три  года.

Каждое государство - член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений Ассоциации. Одиннадцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатических представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация имеет официальные отношения с другими странами и торгово-экономическими группировками. Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран -- членов СНГ).

Оценивая процессы экономической  интеграции в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР), многие специалисты указывают  на особые условия и своеобразие  ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР  можно отнести следующие:

* во-первых, интеграционные  процессы в организациях АТЭС  идут при ведущей роли ТНК,  создающих почву для межгосударственного  сотрудничества.

Это проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных  региональных экономических организаций -- Тихоокеанского экономического совета -- ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству -- СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;

*во-вторых, процесс интеграции  охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. -- США и Япония, а также экономический гигант XXI в. -- Китай.

Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной  структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР  и Тайвань, непростые взаимоотношения между которыми требуют благоприятных внешних условий;

* в-третьих, интеграция  в масштабах АТР включает субрегиональные  экономические союзы (АСЕАН, НАФТА,  Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни  интеграции, например по степени  либерализации внешней торговли;

* в-четвертых, идеология  тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает  региональную интеграцию как  элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой  экономики предстает как процесс  постепенного объединения и взаимопроникновения  региональных экономических союзов [2].

Концепция «открытого регионализма»  предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения  на движение товаров, капиталов, рабочей  силы, принимаются обязательства  по отказу от протекционизма, стимулируются  внутрирегиональные экономические связи.

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести  к первому этапу развития экономической  интеграции, т.е. к зоне свободной  торговли с отменой тарифов и  других ограничений. В отношении  АТЭС пока можно говорить не как  о зоне свободной торговли, а как  об «открытой экономической ассоциации».

В Азиатско-Тихоокеанском  регионе в настоящее время  функционирует несколько интеграционных объединений, наиболее значительными  из которых являются АСЕАН и АТЭС. В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН  можно отнести к первому этапу  развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с  отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической  ассоциации».

Отличие АТЭС от АСЕАН

· АТЭС является не типичной региональной группировкой; она объединяет страны, существенно отличающиеся традициями, уровнем развития, структурой экономики;

· Каждое государство - член АСЕАН располагает собственным  секретариатом во главе с генеральным  директором для координации текущей  работы и подготовки решений ассоциации;

· Развитые и развивающиеся  страны АТЭС выступают равноправными  партнерами;

· Декларация о создании зоны свободной торговли способствует углублению всесторонней экономической  интеграции стран АСЕАН»

Особенности

В отличии от европейского региона, АСЕАН и АТЭС только формируют основные правила диалога в региональном интегрционном процессе. Среди возможных направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно назвать космическую, авиационную и судостроительную промышленность, освоение ресурсов океана и экологию, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, военно-техническое сотрудничество.

По мнению ряда авторов* в  настоящее время ТЭС может  усилить свое интеграционное формирование, опираясь на такие уже существующие организации, как АСЕАН, СТЭС (Совет  по тихоокеаническому сотрудничеству - неправительственная органицация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и т.д.)

Информация о работе Азиатские группировки