Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 20:39, доклад
Рассмотрим японскую модель одновременно, так как они очень похожи. Япония и Южная Корея сейчас занимают одно из центральное место в мировой политике и экономике. Но в начале 20 в. эти два государства в основном были аграрными, у них не существовало какой-либо развитой промышленности, также осуществлялось давление со стороны «главных колонизаторов», рынок сбыта национальной продукции все уменьшался и уменьшался, продукция становилась менее конкурентоспособной. Чтобы не стать рынком сбыта продукции развитых стран, эти государства проводят серию реформ.
Рассмотрим японскую модель одновременно,
так как они очень похожи. Япония и Южная
Корея сейчас занимают одно из центральное
место в мировой политике и экономике.
Но в начале 20 в. эти два государства в
основном были аграрными, у них не существовало
какой-либо развитой промышленности, также
осуществлялось давление со стороны «главных
колонизаторов», рынок сбыта национальной
продукции все уменьшался и уменьшался,
продукция становилась менее конкурентоспособной.
Чтобы не стать рынком сбыта продукции
развитых стран, эти государства проводят
серию реформ. После чего эти две аграрные
страны к концу 20 в. выходят на первые позиции
по производству наукоемкой продукции
в мире, и становятся главными импортерами
ее. Сейчас эти государства называют «молодыми
тиграми». Но что же стоит за экономиками
этих стран. [8, c. 95], [9, c. 49].
Главной особенностью экономик Японии
и Южной Кореи является высокая степень
участия государства в экономической
и общественно-социальной жизни общества,
но существуют также и определенные отличия.
Вмешательство государства в экономике
Японии осуществлялось преимущественно
через налоговую систему или кредитно-финансовые
механизмы. Основными рычагами этой политики
служили налоговые льготы и государственная
кредитно-инвестиционная деятельность.
Налоговые льготы предоставлялись либо
в рамках специальной системы амортизационных
отчислений, либо путем освобождения налога
на основной капитал. Государственная
кредитно-инвестиционная деятельность
состояла в предоставлении правительством
низкопроцентных кредитов из средств,
аккумулированных в системе почтовых
сберегательных касс, пенсионных фондах
и фондах медицинского и социального страхования.
В 1952—1955 гг. промышленность получала из
этих источников 28% необходимых ей финансовых
средств. [5, c. 320] Специфичной для Японии
чертой является сотрудничество между
частным бизнесом и правительством в решение
общих экономических проблем. Так, во время
нефтяного кризиса 1993 г. и в период кризиса
«высокой иены» преодоление экономических
трудностей и стимулирование хозяйственного
развития шло при поддержке со стороны
правительства Центрального Банка Японии,
проводивших меры макроэкономического
характера по расширению спроса. [12, c. 470]
Государство ограничивает действие рыночных
рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию
(поддерживает такие формирования в стране
как «группирование»), ограничивает в
страну доступ иностранного капитала
и товаров (ведет преимущественно протекционистскую
политику). [5, c. 320]
Что же касается Южной Кореи степень государственного
влияния на экономическую и на социальную
жизнь со стороны государства на много
выше чем в Японии. Правительственный
контроль над развитием хозяйственно
сферы был предусмотрен основным законам
страны. Государство обеспечивало централизованное
воздействие на сферу социально-экономических
решении, что проявлялось в стимулировании
развития крупнейших объединений, слияния
банковского и промышленного капитала,
создании государственного сектора. [12, c.
687] Оно стремилось не допускать разорения
мелких предпринимателей, чтобы избежать
переполнения рынка труда безработными.
Для урегулирования отношений широко
использовались диктаторские методы руководства.
Так, в 1978 г., когда многие южнокорейские
фирмы не могли погашать свои иностранные
долги, президент освободил их от выплаты
процентов внутренним инвесторам и от
погашения задолженности. Длительное
время внутренние инвесторы получали
отрицательный реальный процент на их
сбережения. Все было направлено на мобилизацию
ресурсов. По оценкам Мирового банка, почти
2/3 прироста ВВП за 1960—1989 гг. было обеспечено
за счет использования ресурсов, а не роста
эффективности. По мере экономического
роста эффективность средств производства
снижалась.
Еще одной из особенностей японской и
южнокорейской модели является присутствие
государственного планирования. На протяжении
всего послевоенного периода правительство
Японии последовательно осуществляет
экономическую политику, основываясь
на средне- и долгосрочных планах, целевые
ориентиры которых варьируются в зависимости
от фазы, на которой находится экономика
в своем развитии. Несмотря на то, что планы
в Японии по своему характеру являются
индикативными, элементы плановости вносят
существенный вклад в развитие экономики.
[5, c. 319] Система общегосударственных планов
складывается из пяти групп планов — план
экономического и социального развития,
план развития и использования земель,
рационального размещения производительных
сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные
программы и региональное планирование.
[12, c. 470] Что касается Южной Кореи, то процесс
хозяйствования страны связан на прямую
с государственным планированием экономической
деятельности на основе пятилетних планов
экономического и социального развития.
С 1963 г. в стране действовало Управление
экономического планирования, функции
которого в 1994 г. были переданы министерству
промышленности. Планирование охватывало
различные производственные и региональные
разрезы хозяйственной активности, и ему
был присущ в определенной мере нормативный
характер. Выработка плановых ориентиров
происходит с участием Федерации корейской
промышленности, представляющей интересы
крупнейших компаний.[12, c. 689]
В сфере предпринимательства в японской
и южнокорейской моделях наблюдается
следующая особенность, а именно наличие
различных торговых и деловых традиций,
коренящихся в исторических и культурных
особенностях развития общества и выпадающих,
как правило, из системы рыночных инструментов,
принятой на Западе. Бизнес в этих странах
связан такими понятиями, как «группирование»
и «чеболы». Рассмотри их ниже. [10, с. 101].
В противоположность западной рыночной
экономике, в основе поведения хозяйствующих
агентов которой лежит индивидуализм,
в Японии сильны устои своеобразного коллективизма,
или философии групповых целей и устремлений.
Отдельные авторы характеризуют японскую
систему как нечто близкое к организации
деревенской жизни, где риск и ответственность
одновременно и распределяются и объединяются.
Японские предприниматели не дожидаются
стихийного разрешения противоречий между
спросом и предложением. Они принимают
упреждающие меры, стремясь, насколько
это возможно, к взаимопониманию и согласию.
Именно эта «групповая ориентация», ставшая
частью национального характера японцев,
объясняет существование укоренившихся
торговых и дедовых обычаев, во многом
определивших появление специфической
формы организации бизнеса – «кэйрэцу»(«группирование»)
в виде "объединений", охватывающих
разные сферы экономики.
«Объединение» представляет собой группу
хорошо знающих друг друга партнеров,
в рамках которой на взаимной основе формируются
ожидания поведения того иди иного партнера.
Это контрастирует с рыночным механизмом,
который действует невзирая на личность
партнера и учитывает лишь иены. В «объединении»
посредством тесного человеческого общения
формируется взаимное доверие и возникают
отношения сотрудничества. При этом в
результате применения разных санкций
повышается денежная ответственность
за «неджентльменское» поведение, что
служит мощной силой, сдерживающей нарушение
морали.[10, c. 101]
Теперь рассмотрим такую особенность
южнокорейской экономика как «чеболы».
Чеболы представляют собой финансово-промышленно-торговые
группы, базирующиеся на семейном капитале.
И хотя формально они выступают как группы
самостоятельных фирм, фактически они
находятся в собственности определенных
семей и под их единым административным
и финансовым контролем. Правда, хотя реальное
управление чеболами осуществляется семейными
кланами, их доля в акционерном капитале
группы редко превышает 50%. Более того,
как показывает опыт выхода из кризиса
южнокорейской экономики, чем ниже доля
“семейного капитала” в корпорации, тем
эффективнее ее возможности по реструктуризации
и адаптации к модели кризисного и посткризисного
развития. Ярчайший пример этого – корпорация
“Эл Джи”.
Несколько десятков чеболов (крупнейшие
из которых “Самсунг”, “Дэу”, “Хендэ”,
“Эл Джи”, “Эс Ка Глобал”) контролируют
почти все отрасли экономики. Им принадлежит
большинство крупных и средних компаний.
На 10 ведущих чеболов приходится 64% ВВП
и около 70% экспорта.
Другая характерная черта чеболов – очень
высокий уровень диверсификации. Практически
в каждой компании представлены все ведущие
отрасли промышленности, что неизбежно
приводит к жесткой конкуренции не только
между ними, но и между фирмами, входящими
в состав разных чеболов.
Среди факторов, способствовавших динамичному
развитию чеболов, можно отметить:
Но все-таки основой их существования
и процветания являлась поддержка
со стороны государства. Крупнейшие
чеболы возникли прямо или косвенно в
связи с реализацией государственных
и импортозамещающих проектов в базовых
отраслях – производстве цемента и удобрений,
рафинированного сахара, нефтепереработке,
строительстве. Рост чеболов во многом
происходил благодаря созданной для них
системе льготного финансирования. Чеболы
получили около 75% банковских кредитов,
предоставленных частному сектору в конце
70-х – начале 80-х годов. Во многом это предопределило
не только сильную кредитную задолженность
южнокорейских корпораций и низкую долю
собственного капитала в активах, но и
коррумпированную структуру, приведшую
к слиянию интересов государства и бизнеса.[11]
Теперь рассмотрим особенности трудовых
отношений в японской и южнокорейской
модели. Одной из особенностей является
наличие пожизненного найма. Количество
постоянных работников в фирмах составляет
примерно 30%. Следующая особенность это
длительный рабочий день он составляет
приверно57,7 часов в неделю. Плюс для этих
моделей характерен низкий уровень заработной
платы, поэтому конкурентоспособность
продукции японских и южнокорейских производителей
высока. Также наблюдается особенность
разницы оплаты труда мужчин и женщин
примерно в 2 раза. Отличительной особенностью
трудовых отношений в Японии считается
то, что трудовые отношения стоятся на
философии «фирма – наш общий дом» Использование
рабочей силы в основном базируется на
концепции «человеческого потенциала».
Но главным итоговым моментом является
то, что успех нации стоит превыше чем
успех отдельного человека. [12, c. 467, 691].
Последняя особенность этих моделей которую
я хотел бы отметить – это протекционистская
политика государства которую вели Япония
и Южная Корея долгое время.
Перейдем к следующей азиатской модели:
китайской модели рыночной экономики.
Китайская Народная Республика (КНР) —
одна из крупнейших стран мира. На ее территории
— 7,2% мировой суши — проживает свыше 21%
населения мира. Ее хозяйство создает
4% ВМП при подсчете по текущим валютным
курсам и свыше 12% ВМП, рассчитанного на
основе ППС. По последнему показателю
КНР уступает только США. Она обладает
крупными минеральными ресурсами практически
всех известных элементов. По потенциальным
ископаемым ресурсам Китай уступает США
и Российской Федерации. Она занимает
ведущее место по запасам таких металлов,
как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь,
свинец, никель.
Со дня образования КНР ее положение в
мировом хозяйстве кардинально изменилось.
Она превратилась из отсталой в промышленно-аграрную
страну, поставившую цель достичь в первой
половине XXI в. высокого уровня развития
и стать одной из ведущих держав мира.
В последние десятилетия в стране осуществлялся
перевод хозяйства от централизованно
планируемой экономики к рыночным методам
регулирования. По социально-экономической
характеристике хозяйства КНР скорее
относится к группе стран с переходной
экономикой, чем к развивающимся странам.
[12, c. 516] Что стоит за успехами Китая и как
ему это удалось? Ответим на этот вопрос
ниже.
Сотрудники института экономического
анализа сформулировали нескольких гипотез,
объясняющих «китайское чудо»:
В отличие от России, где осуществлялись,
как утверждается, либеральные реформы
(так называемая шоковая терапия),
в Китае реформы носили постепенный
характер. В отличие от России, где
государство «ушло» из экономики, в
Китае государство сохранило
значительный контроль за экономикой,
а его роль в экономическом развитии заметно
возросла. Государство активно участвовало
в каждом из основных направлений экономической
политики (политика занятости, социальная,
внешнеэкономическая, денежно-кредитная,
бюджетная политика). Именно это является
спецификой китайской модели экономических
реформ.
Общая сумма расходов на социальное обеспечение
и потребительские субсидии в Китае сократилась
с 4,0 до 0,9% ВВП, тогда как в России эти расходы
не только не уменьшились, но и существенно
возросли — с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы
в Китае сократился почти вдвое — с 5,3
до 2,9%, а доля занятых во всем населении
повысилась с 42,3% (1978 г.) до 53% (1997 г.), что
способствовало ускорению экономического
развития. Либерализация внешнеэкономической
деятельности в Китае привела к сокращению
фактически взимаемых импортных таможенных
пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до
2,5% в 1996 г.
В России произошел переход от относительно
либеральной внешнеторговой политики
к протекционизму — импортные пошлины
по отношению к общему объему импорта
возросли с 0,7% (1992 г.) до 5,3% (1997 г.).
Одна из значительных причин успеха китайской
модели заключается и в том, что Китай
практически не пользовался таким инструментом
протекционистской политики, как девальвация
национальной валюты. Среднегодовые темпы
снижения валютного курса в 1979—1997 гг.
были весьма умеренными (8,3%) — в отличие
от России, где они оказались почти в 12
раз выше. Денежно-кредитную политику
китайские власти в течение всего периода
реформ проводили весьма сдержанно, благодаря
чему среднегодовые темпы инфляции составили
немногим более 10%.
Таким образом, главная причина ускоренного
развития Китая — характер проводившейся
экономической политики. Вопреки широко
распространенным заблуждениям в Китае
проводились либеральные экономические
реформы, причем степень их либеральности
и радикальности, по всей видимости, не
имеет аналогов. Результатом стало беспрецедентное
сокращение масштабов государственной
нагрузки по всем направлениям, обеспечившее
рекордные темпы роста китайской экономики.
[13, с. 48]
Резюмируя выше сказанное можно выделить
следующие основные черты экономической
модели Китая:
Информация о работе Азиатские модели рыночной экономики (японская, китайская, южнокорейская)