Банки и их роль в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Содержание работы

Введение
I. Банки и банковская система……………………………………………….
1.1Современные представления о сущности банка………………………..
1.2 Современная банковская система: сущность и структура……………
II. Роль банков в современной рыночной экономике…………………….
2.1. Центральный банк и кредитное регулирование………………………
2.2 Банковское регулирование……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

банки.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Серьезные нарушения платежной дисциплины могут привести к непосредственному вмешательству банка в процесс производства. Помимо прямых регулирующих мероприятий банками используются и рычаги косвенного воздействия - через систему поощрений, премий, нацеливающих заемщика на выполнение действий, в наибольшей мере отвечающих потребностям контролирующего института.

Центральный банк сегодня  является ключевым элементом финансово-кредитной  системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной  денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

В большинстве случаев  капитал ЦБ полностью принадлежит  государству, но акционерами могут  быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, регулировании кредитных потоков.

Существенная степень  независимости ЦБ обусловлена его  задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание  денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства. Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость  ЦБ имеет объективные пределы, так  как принципиальные противоречия с  правительством могли бы свести на нет эффективность проводимой последним экономической политики. Поэтому есть тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего министра финансов.

Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом  преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Центральный банк - прежде всего посредник между  государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные. Инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой и законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Банковское регулирование.

Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство  через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится, прежде всего, к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики.

ЦБ или другое государственное учреждение (в некоторых странах действуют специальные банковские комиссии) следит, прежде всего, за указанными показателями деятельности банков, даже если официально установленные нормативы не существуют. Регулирующие органы требуют от банков представления значительной по объему статистической информации для того, чтобы быть в состоянии защитить общественные интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции.

Регулирование может заключаться в требовании соблюдения правила “четырех глаз”, т.е. руководство банком должно осуществляться как минимум двумя людьми. Важным считается также принцип “китайских стен”, т.е. различные подразделения банка во избежание конфликта интересов и злоупотреблений должны действовать как абсолютно независимые компании. В ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать увольнения управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего комиссара.

Государство может  официально требовать от банков поддержания  определенного уровня наличности, ликвидности  активов, соотношения акционерного капитала с заемным.

Принципиальное  значение имеет определение капитала банков, используемое в регулировании, так как стремительное расширение круга новых финансовых инструментов затрудняет регулирование. Важным элементом  регулирования во многих странах является система обязательного страхования депозитов, обеспечивающая возмещение убытков вкладчиков банков до определенного уровня.

Законодательное регулирование банковской деятельности и денежно-кредитной политики в  развитых странах обычно основывается на большом числе специальных законодательных актов, среди которых выделяются закон о ЦБ (обоснование его функций и полномочий) и общий банковский закон.

Закон о ЦБ, как  правило, первичен по отношению к  другому банковскому законодательству.

Банковский закон чаще всего дает определение банковскому учреждению, устанавливает порядок создания и закрытия банков, защиту клиентов и т.д. Такой закон носит в основном общий характер, а денежно-кредитная политика основывается, как правило, на законе о ЦБ или каком-либо специальном законе.

В конечном итоге  вся деятельность ЦБ, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормальных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений. Значительная часть деятельности государства в данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимализацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства. Опыт развитых капиталистических государств для послекризисной российской финансово-кредитной системы имеет огромное значение.

     Заключение

Одной из важнейших задач  банковской системы на современном  этапе ее развития является создание инфраструктуры, необходимой для  эффективного функционирования рыночного  механизма, что подразумевает бесперебойное  осуществление расчетов, расширение спектра финансовых услуг, операции с реальным сектором экономики, разработку новых банковских продуктов.

Банковский сектор в  России остается относительно небольшим  и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

Решение указанных проблем  требует принятия системных решений. В настоящее время крайне необходима стратегия развития банковского  сектора, которая будет содержать  не пустые описания важности банковской системы для экономики страны, а ответы на известные всем вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Экономическая теория: Учебник. — Изд. испр. и доп. / Под общ. Э40 ред. акад. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П. Журавлевой. Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 672 с. - (Высшее образование).
  2. «Банковсое дело в России», Уткин Э.А. и др., 1998г.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 2000. — 861 с.
  4. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3 – е изд., дополненное. – СПб: Питер, 2009. – 560 с. Ил. – (Серия « Учебник для вузов»).
  5. Экономическая и социальная политика; теоретические и прикладные аспекты; сборник статей / под ред. А.Я. Троцковского. – Барнаул: Издательство АГУ, 2009. – 356 с.
  6. Турбанов А.В. Финансовое оздоровление банковской системы РФ: первые итоги и перспективы. // «Деньги и кредит», 2009 г., №12
  7. Зверев А.В. Проблемы развития российской банковской системы и меры по их преодолению. // «Деньги и кредит», 2008г., №12

 


Информация о работе Банки и их роль в современном мире