Банки как элемент банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является анализ развития и формирования банковской системы России и определение мер по ее дальнейшему развитию. Процесс формирования банковской системы России в переходный период набирает ускоренные темпы, что и определяет актуальность выбранной темы. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в нашем сознании так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной рои не звучит с должной убедительностью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Банки и банковская система………………………………..…………..5
Банки , их возникновение , сущность ,функции и роль…………………..5
Банковская система: понятие, типы и элементы………………………….11
Классификация банковской системы……………………………………...13
Современное положение банковской системы……………………………15
Вывод…………………………………………………………………………….18
Глава 2 Проблемы и действия для совершенствования банковской системы………………………………………………………………………….19
2.1 Развитие банковской системы……………………………………………..23
2.2 Проблемы и перспективы развития банковской системы Р.Ф…………..26
2.3 Действия необходимые для формирования банковской системы……….28
Вывод…………………………………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

титульный курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Действующие в  стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию.

Одноуровневый вариант  может быть реальным, когда в стране еще нет центрального банка, либо есть только одни центральные банки. В этом случае говорить о банковской системе еще рано. Банковская система как элемент цивилизованный рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень, или ярус – это центральный банк. Второй, нижний уровень, или ярус – коммерческие банки и кредитные учреждения. При этом центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы. Особое место и роль центрального банка в финансовой системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений. Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означает начало формирования двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена  противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня – коммерческими банками. С другой стороны, этим отношениям необходимо определенное регулирование, контроль и целенаправленное воздействие, что требует особого института в виде центрального банка. Создание центральных банков с функцией регулирования кредитно-денежных отношений позволило эффектно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства. [3]

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация банковской системы

Банковская система  как единство постоянно развивающихся  и взаимодействующих финансово-кредитных  институтов, выполняющих банковские операции как в полном объеме, так  и частично, в зависимости от критерия оценки может быть классифицирована следующим образом:

  • по форме собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные и смешанные банки. В ряде стран капитал центрального банка принадлежит государству полностью (Россия, Франция), иногда государству принадлежит около 50% (Япония, Швейцария);
  • по организационно-правовой форме банки делятся на открытые и закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответствен ностью;
  • по функциональному назначению — эмиссионные (выпуск денег в обращение), депозитные банки — прием вкладов от населения является их основной операцией; коммерческие банки, занимающиеся всеми операциями, разрешенными законодательством;
  • по характеру выполняемых операций банки делятся на уни версальные и специализированные. Если универсальные банки больше характерны для Европы (снижение риска), то для США — специализированные, так как считается, что специализация повышает уровень обслуживания клиентов, снижает себестоимость банковских операций;
  • по числу филиалов — бесфилиальные и многофилиальные;
  • по сфере обслуживания — региональные, межрегиональные, национальные, международные; к региональным относятся и муниципальные банки,
  • по масштабам деятельности - малые, средние, крупные, консорциумы, межбанковские объединения.[17]

Отдельно выделяются банки специального назначения, которые выполняют операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, финансируют государственные программы.

К элементам банковской системы относят также банковскую инфраструктуру - предприятия и службы, обеспечивающие информационное, методическое, научное, кадровое, коммуникационное обслуживание банков.

Банки являются центром  финансовой системы.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современное положение банковской системы

При современной экономической  ситуации в России имеется точка  зрения, согласно которой при всей энергии и инициативе российские банки могут развиваться лишь так, насколько им позволяют это  экономически и политические неурядицы  в стране. В последнее время деятельность банков были связаны с защитой от резких колебаний процентных ставок и курса рубля, тогда как традиционный банковский бизнес ( предоставление инвестиционных займов и кредитов) плохо у них функционировали. 
Все же в итоге за последние шесть лет в России удалось отделить институты, отвечающие за проведение Кредитно- денежной политики, от коммерческих банков. Вместе с тем развитие кредитных функций банков столкнулось с рядом трудностей, связанных как с общеэкономической нестабильностью, так и с действием таких факторов, как: 
- сложность дробления мегабанков которые остались от социализма; в результате стали учреждаться банки на основе отраслевых или региональных критериев, что не привело к возникновению эффективной конкуренции между ними; 
- низкий уровень банковской технологии и недостаточная компетентность новых банков в сфере финансового анализа, оценки кредитоспособности клиентов и т.д.; 
- высокая задолженность предприятий: поскольку многие банки были склонны продлевать сроки расчетов или снабжать связанные с ними 
предприятия дополнительными средствами; это позволяло им не фиксировать потери по займам в отчетах, хотя и очень ограничивало средства, которые могли пойти на поддержку динамично развивающих предприятий.[10] 
Слабость законодательной базы, пересекающиеся права владения между банками и предприятиями, отсутствие нормативов, касающихся сроков расчетов, общая неуверенность и т. д. приводят к тому что банки неохотно порывают свои отношения с предприятиями, дополнительно выделяют кредиты убыточным, но "своим" предприятиям тем самым укрывают большие суммы.[15] 
В банковской системе России можно выделить шесть групп банков: 
1) Крупные банки общенационального масштаба (20-25 банков), образующие ядро банковской системы. В эту группу входят банки, возникшие на основе прежних специализированных банков (Сбербанк, Мосбизне-сбанк, Промстройбанк, и др.); отраслевые банки (АвтоВАЗбанк, Токобанк ) и независимые банки (Менатеп, Кредобанк, Инкомбанк и др.). В рамках этой группы конкуренция развертывается в основном в московском регионе и по поводу операций с иностранной валютой. Расширению сети филиалов и отделений этих банков в новых динамично развивающихся регионах препятствуют утвердившиеся там крупные региональные банки, а в других регионах - недостаточный уровень рентабельности. 
2) Крупные и динамичные финансовые учреждения в провинции (30-40 банков ), господствующие на своих региональных рынках, но конкурирующие с московскими банками в проведении валютных операций и в поисках клиентов. Будущему этих банков угрожает развитие операций московских банков в их регионе, хотя некоторые из них имеют намерение войти в первую группу банков. 
3) Динамичные провинциальные и московские банки среднего размера( их около 100),капитал которых частично находится в частной собственности. Эти банки могут проводить стратегию трех типов: 
- концентрировать свои усилия на совершенствовании услуг и пополнении средств путем привлечения вкладов в данном регионе; 
- развивать межригеональные связи; 
- создавать союзы с другими региональными или крупными московскими банками. 
4) Крупные банки в перефирийных регионах (150-200 банков), являющихся по преимуществу преемниками прежних специализированных банков. Конкурентоспособность этих банков низка, поскольку они расположены в регионах, в экономике которых преобладает сельское хозяйство либо тяжелая промышленность, а их финансовые ресурсы пополняются в основном за счет государственных субсидий, предоставляемых данным отраслям хозяйства. В зависимости от финансового состояния эти банки будут либо развиваться самостоятельно , либо искать сближения с крупными банками, заинтересованными в расширении своей деятельности в регионах. 
5) Другие банки Москвы и динамичных регионов , которые не имеют пока -достаточных финансовых средств и широкого круга клиентуры ( их более 700). В будущем они будут представлять интерес в качестве потенциальных партнеров для крупных банков и заключать с ними союзы. 
6) Небольшие банки перефирийных регионов (700-760 банков) в дальнейшем могут только интегрироваться с крупными московскими или региональными банками, трансформируясь в их отделения.[17]

Развитие и  совершенствование банковского  законодательства являются одним из основных направлений банковской реформы. Разработка и реформа нормативной базы требует сотрудничества между правительством, банками и предприятиями частного сектора. Перестройка деятельности банков с целью обеспечения их ликвидности и платежеспособности, создания эффективной системы взаиморасчетов и платежей должна идти по следующим направлениям: 
- совершенствование банковского учета и отчетности. 
- обеспечении информации об убытках банков, реформа регулирующих и контролирующих функций в банковской сфере, включая разработку правил проведения аудиторских проверок и инспекций деятельности банков. 
- совершенствование организационных структур . 
- формирование платежного механизма, позволяющего осуществлять кредитную политику без существенных потрясений. ключевой фактор успеха любого банка - это квалификация его персонала и управляющего звена[13]

Вывод:

Сегодняшняя банковская система переживает период становления, хотя многое уже сделано, и большой  путь пройден за период реформ , она  всё ещё переживает проблемы не решив  которые она дальше не пойдет. 
Последний крупный кризис в августе 1995г. при котором пришлось вмешаться правительству показал банкам что может быть если они будут продолжать действовать лишь на спекулятивном рынке. Также он показал, что занимать и кредитовать средства друг у друга не может продолжаться до бесконечности, и если несколько банков окажется без средств , а их надо будет срочно отдать вся система построеная таким образом может рухнуть. Особое внимание следует уделять инвестициям которые приносят основной доход банкам, а также развивают экономику. Особое внимание следует уделять выдаче лицензий и проверки деятельности банков в соответствии с ними, чтобы небыло потом таких явлений как "Чара-банк" , "МММ" и др. Так же следует усовершенствовать и дорабатывать законодательство о банковской деятельности .Центробанк должен усилить контроль за деятельностью банков, их отчётностью, финансовой деятельностью так как многие банки не являются ими, а служат для прикрытия теневых структур. 
К 1996 году в стране действовало 2500 коммерческих банков из них около 1000 в Москве. Многие утверждают, что у нас уже слишком много банков, но в дореволюционной России их было 16000 и банковская система считалась одной из лучших в мире. Основная банковская система сосредоточена в западном районе России, что свидетельствует о неравномерном её распределении, в то время как тяжёлая индустрия нуждающаяся в мощных инвестициях расположена восточнее, где банковская сфера развита слабее. 
Все это доказывает что государство должно обратить серьезное внимание на банковскую систему страны, т.к не улучшив её войти в цивилизованный рынок не возможно.

Глава 2 Проблемы и действия для совершенствования  банковской системы.


2.1 Развитие банковской  системы.    

На процесс развития банковской системы и таким образом  на ее роль в социально-экономическом развитии страны влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних.  
    К внешним факторам следует отнести макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятностную совокупность взаимоувязанных и взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные.  
    Совокупность экономических факторов отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков.  
    К экономическим факторам следует отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения.  
    В случае кризисного развития наблюдаются противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.  
    К политическим факторам относятся те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями. Это в первую очередь:

  • принципы денежно-кредитной политики;
  • заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;
  • основные направления совершенствования налогообложения;
  • реализуемые на практике принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности государства и бизнеса перед обществом.

 

   Формы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая. [15] Так, например, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои средства в капиталы других предприятий. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием и торгово-посреднической деятельностью. В ряде стран центральные банки могут заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция - эмиссионная.  
    Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов. К социально-психологическим факторам относятся: уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов. [14] 
    Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах, могут быть разделены на:

  • природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;
  • политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;
  • экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение правил расчетов, изменение системы налогообложения, введение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности. При этом как бы долго ни готовились реформы: налоговая, бюджетная, расчетов и т. п., форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным. Переход банков на новый план счетов (1998 г.), введение в действие в 1999 г. Налогового кодекса (ч. 1) вызвали множество трудностей в работе специалистов, в функционировании банков и банковской системы в целом.[16]

Информация о работе Банки как элемент банковской системы