Банковская конкуренция и ее статистическое изучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Российская банковская система состоит из большого числа банков: на 1 июля 2011 г. количество действующих кредитных организаций, по данным Банка России, составило 1000, однако отрасль все равно считается монополизированной. Это связано в основном с тем, что на рынке доминируют несколько крупных банков с государственным участием (Сбербанк России, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк и Банк Москвы), на которые приходится в сумме около 45% всех банковских активов. Как и любой отраслевой рынок, рынок банковских услуг нуждается в поддержании конкуренции и предупреждении монополизма для повышения эффективности работы самих банков и защиты вкладчиков и других клиентов.

Содержание работы

Введение
I Глава. Понятие банковской конкуренции
1. История возникновения и определение банковской конкуренции
2. Виды банковской конкуренции
3. Специфические черты банковской конкуренции.
4. Современное состояние банковской конкуренции
II Глава. Статистическое изучение банковской конкуренции
1 Основные методы оценки банковской конкуренции
2 Эмпирические исследования банковской конкуренции в России
3 Описание объекта исследования: банковский сектор Башкирии и Татарстана
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 572.00 Кб (Скачать файл)

Межотраслевая конкуренция  в экономике может осуществляться в формах конкуренции посредством  перелива капитала или функциональной конкуренции (конкуренции субститутов).

Для банковского дела явно доминирующим видом межотраслевой  конкуренции является перелив капитала. Он происходит при проникновении  новичков на исконно банковские рынки, а также при попытке банков завоевать себе место в новых  для них отраслях.

Банковские услуги не имеют конкурентоспособных заменителей, что повышает привлекательность  банковской сферы для предпринимательства. Тем не менее, думается, при разработке конкурентной стратегии на рынке  банковских услуг для населения  российским банкирам следует учитывать и наличие названных квазизаменителей, поскольку в нашей стране пока ещё недостаточно привыкли к использованию банковских услуг.

Коммерческим банкам предстоит сформировать спрос на них, сделать их на самом деле незаменимыми, как это уже стало нормой в развитых странах.

3) Ценовая  и неценовая конкуренция.

В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция  осуществляется путём изменения  цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара (надёжность, долговечность, безопасность, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).

Манипулирование ценами - самый старый метод конкуренции  и самый простой с точки  зрения технического исполнения. Однако надо отметить, что ценовая конкуренция  в экономике может быть открытой и скрытой.

При открытой ценовой  конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Однако ценовая конкуренция  имеет определённые пределы. Более того, по оценкам зарубежных экономистов, в банковском деле, как ни в какой другой сфере экономики, действуют внутренние и внешние силы, сужающие возможности ценовой конкуренции.

Во-первых, процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию - как прямому ограничению, так и косвенному регулированию.

Необходимость государственного регулирования банковской конкуренции  вызвана особым положением кредитных  институтов в экономике, позволяющим  существенно влиять на результаты функционирования, а также сильной зависимостью деятельности банков от психологических факторов, от доверия клиентов. Конкуренция - это немалый риск, и существует опасность того, что утрата доверия к отдельным кредитным учреждениям, оказавшимся не в состоянии выполнять свои обязательства перед клиентами, может распространиться на систему в целом. Американские экономисты назвали это «феноменом системного риска». А утрата доверия к кредитным институтам способна нанести экономике огромный ущерб.

Во-вторых, ограниченность ценовой конкуренции в банковском деле состоит в том, что существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль. Это могут позволить себе не все и не всегда.

Поэтому современные  западные банки стремятся не конкурировать  в области цен на банковские услуги, добиваясь сохранения высоких тарифов и процентных ставок. Конкуренция всё более принимает неценовой характер.

Неценовая банковская конкуренция  связана, прежде всего, с изменениями  качества услуг.

На современном этапе  происходит постепенная смена акцентов банковской конкуренции в сторону неценовой конкуренции.

4) Совершенная  и несовершенная конкуренция.

В зависимости от степени  монополизации рынка и зависящей  от этого свободы конкуренции  различают совершенную и несовершенную  конкуренцию.

Совершенная конкуренция - это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда  на рынке действует очень большое  число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизованные, однородные) товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.

Несовершенная конкуренция - это конкуренция, ограниченная вследствие того, что один или несколько субъектов  рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы вне конкуренции, иными словами условия конкуренции неравны.

В реальной жизни несовершенная  конкуренция встречается гораздо  чаще, чем совершенная. Не составляет исключения и банковское дело. Принято  различать три разновидности  рыночных структур, характеризирующихся несовершенной конкуренцией: монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

Монополистическая конкуренция - это конкуренция между большим  числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание неценовой конкуренции. Специфическое квазимонопольное положение конкурентов обусловлено здесь сформировавшимися потребительскими предпочтениями и исключительными правами фирм на свою торговую марку.

Олигополия возникает  в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое  количество продавцов (но не один), имеющих  возможность согласования своей  рыночной политики. Продаваемые товары могут быть как однородными (однородная олигополия), так и дифференцированными (дифференцированная олигополия), при этом в первом случае преобладает ценовая, а во втором неценовая конкуренция.

Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов. Конкуренция здесь отсутствует (если не считать потенциальной конкуренции). По сути дела, такая ситуация наблюдалась в нашей стране на протяжении многих десятилетий. Хотя формально банков всегда было несколько, но, во-первых, все они были государственными; во-вторых, сферы их деятельности были поделены по отраслевому признаку; в-третьих, они обладали исключительным правом на определенные виды деятельности (государственная монополия банковского дела, государственная валютная монополия).

В современных условиях банковские рынки нашей страны, как, впрочем, и западные, тяготеют к модели дифференцированной олигополии.

По мнению зарубежных специалистов, такая рыночная структура  является наилучшей с точки зрения здоровой конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Специфические  черты банковской конкуренции  в России.

Как мы видим, банковская конкуренция обладает целым рядом специфических черт, отличающих её от конкуренции в промышленности или в других отраслях национальной экономики и заслуживающих отдельного обобщения. К выявленным особенностям относятся:

 

- конкуренция в банковском  секторе экономики возникла позже,  чем конкуренция в промышленности, однако отличается разновидностью  форм и высокой интенсивностью;

- в качестве конкурентов  коммерческих банков выступают  не только другие банки, но  и небанковские кредитно-финансовые  институты, а также некоторые  нефинансовые организации; 

- конкурентное пространство  представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, а на других - как покупатели;

- внутриотраслевая конкуренция  носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта;

- банковские услуги  могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних (небанковских) заменителей, в связи с чем межотраслевая конкуренция осуществляется только посредством перелива капитала;

- в банковском деле  отсутствует ряд входных барьеров, характерных для многих других отраслей (в частности, патентная защита), что ведёт к относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере экономики;

- ограничения ценовой  конкуренции выдвигают на первый  план проблемы управления качеством банковского продукта и рекламы.

Необходимость поддержания конкуренции  на финансовом рынке в России и, прежде всего, в банковской сфере назрела  давно. Наибольший интерес представляет защита конкуренции именно в банковской сфере, в силу наибольшего развития и значительного влияния этого сегмента на экономику страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Современное  состояние банковской конкуренции

 

Проблема несовершенства конкуренции на российском банковском рынке кроется, прежде всего, в неравных условиях функционирования кредитных  организаций. Такие банки, как Сбербанк, Внешэкономбанк, Внештогбанк, пользуются особыми привилегиями со стороны государства. Равные условия

развития кредитных  организаций обеспечат появление  всей совокупности преимуществ, свойственных конкурентной среде. Поэтому обязательным шагом по созданию современной рыночной банковской системы должны стать создание системы страхования депозитов, которая основывается на обязательном участии всех банков, привлекающих сбережения граждан, исключение участия Банка России в уставных капиталах кредитных организаций, а также стимулирование развития мелких банков, способных ликвидировать "банковские пустыни". Только создание равных условий развития кредитных организаций позволит обеспечить вытеснение Сбербанка России из сфер, в которых он занимает доминирующее положение. Помимо данной специфической черты банковской конкуренции в России можно выделить и следующие черты: достаточно большое число конкурентов, концентрация активов у крупнейших банков и как следствие монополизация рынка, неравномерность территориального распределения субъектов банковского рынка, локальный характер банковского рынка.

В целом банковская конкуренция  в России развивается, хотя этот процесс  по-разному протекает в различных  регионах. Это наглядно демонстрируют  следующие факторы: расширение ассортимента банковских услуг, рост интереса со стороны банков к рекламе и маркетингу, развитие банковского стратегического планирования. Поэтому в перспективе следует ожидать усиление конкуренции на российском банковском рынке.

Также одну из преимущественных ролей играет в развитии банковской конкуренции ее статистическое изучение. Статистика помогает выявить серьезные проблемы на протяжении нескольких десятков лет, которые прослеживаются в банковском секторе экономики России. Кроме этого она анализирует тенденции прогнозного развития этого сектора, основываясь на взаимосвязи определенных количественных показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Глава. Статистическое изучение банковской конкуренции в России.

1. Основные методы оценивания банковской конкуренции

 

Банковская конкуренция – экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли [Тавасиев, Ребельский, 2006]. За последние десятилетия было разработано множество различных методов анализа и подходов к определению меры конкуренции, основные из которых

следующие:

●● показатели концентрации (структурный подход):индекс О. Херфиндаля и А. Хиршмана – HHI, Herfindahl –Hirschman index [Hirschman, 1964], показатель концентрации нескольких крупнейших фирм и другие методы в рамках теории отраслевых рынков;

●● неструктурные методы: подход Дж. Панзара и Дж. Росса [Panzar, Rosse, 1987], модель Т. Бреснахана [Bresnahan, 1982, 1989], модель Ф. Барруш и Л. Модешту [Barros, Modesto, 1999] и другие методы в рамках новой эмпирической теории отраслевых рынков;

●● методы оценки рыночной власти (индекс Лернера [Lerner, 1934]).

Простейшим методом  оценки конкуренции являются показатели концентрации. Они не требуют большого набора данных. Для оценки степени монополизации отрасли простейший и чаще всего используемый индекс – это индекс Херфиндаля – Хиршмана, который вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли:

 

HHI = Σi =1NSi2                                       (1)

 

Где Si2 – доля i-й фирмы на рынке.

Чем выше значение этого показателя, тем более концентрирован исследуемый рынок. В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля – Хиршмана будет равен 10 000. Как правило, доли участников на рынке банковских услуг берутся по активам, кредитам или депозитам. HHI рассчитывается для отрасли в целом либо для локальных рынков и поэтому не дает ответа на вопрос о степени рыночной власти отдельно взятого банка или группы банков. Среди прочих индексов, отражающих концентрацию в отрасли, можно отметить индекс концентрации первых k банков, индекс Холла – Тайдмана [Hall, Tideman, 1967], комплексный индекс промышленной концентрации, индекс энтропии и другие методы, описанные в статье Дж. Биккера и К. Хааф [Bikker, Haaf, 2001]. Обзор работ показывает, что в последние годы для анализа конкурентности национальных рынков банковских услуг бóльшая часть исследований проводилась не по показателям концентрации, а с помощью подхода Панзара – Росса [Bikker, Haaf, 2002; Coccorese, 2009; Rezitis,

Информация о работе Банковская конкуренция и ее статистическое изучение