Банковская система России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в и выявлении проблем этого в современной банковской системе и исследовании основных направлений её развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;
Раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
Рассмотреть деятельность кредитных организаций;
Выявить проблемы банковской системы и пути их решения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 3
1.1. Сущность и принципы организации банковской системы России 3
1.2. Основные цели деятельности, функции и операции Банка России 3
1.3. Деятельность кредитных организаций 3
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 3
2.1. Проблемы банковской системы и пути их решения 3
2.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы на период 2013-2015 годов 3
2.3. Сценарии развития банковского сектора России до 2020 года 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 2.43 Мб (Скачать файл)

4) устанавливает правила  осуществления расчетов в Российской  Федерации;

5) устанавливает правила  проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание  счетов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации, если иное не установлено  федеральными законами, посредством  проведения расчетов по поручению  уполномоченных органов исполнительной  власти и государственных внебюджетных  фондов, на которые возлагаются  организация исполнения и исполнение  бюджетов;

7) осуществляет эффективное  управление золотовалютными резервами  Банка России;

8) принимает решение о  государственной регистрации кредитных  организаций, выдает кредитным организациям  лицензии на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;

9) осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций  и банковских групп (далее - банковский  надзор);

10) регистрирует эмиссию  ценных бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

11) осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды  банковских операций и иных  сделок, необходимых для выполнения  функций Банка России;

12) организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок  осуществления расчетов с международными  организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и  физическими лицами;

14) устанавливает правила  бухгалтерского учета и отчетности  для банковской системы Российской  Федерации;

15) устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в  разработке прогноза платежного  баланса Российской Федерации  и организует составление платежного  баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок  и условия осуществления валютными  биржами деятельности по организации  проведения операций по покупке  и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление  и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения  операций по покупке и продаже  иностранной валюты;

18) проводит анализ и  прогнозирование состояния экономики  Российской Федерации в целом  и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений, публикует  соответствующие материалы и  статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты  Банка России по вкладам физических  лиц в признанных банкротами  банках, не участвующих в системе  обязательного страхования вкладов  физических лиц в банках Российской  Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным  законом;

(п. 18.1 введен Федеральным  законом от 29.07.2004 № 97-ФЗ)

19) осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банк России представляет Государственной Думе и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Для достижения своих целей Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации: [6]

1) предоставлять кредиты  на срок не более одного  года под обеспечение ценными  бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным  законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать  чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более  шести месяцев;

3) покупать и продавать  государственные ценные бумаги  на открытом рынке;

4) покупать и продавать  облигации, депозитные сертификаты  и иные ценные бумаги со  сроками погашения не более  одного года;

5) покупать и продавать  иностранную валюту, а также платежные  документы и обязательства в  иностранной валюте, выставленные  российскими и иностранными кредитными  организациями;

6) покупать, хранить, продавать  драгоценные металлы и иные  виды валютных ценностей;

7) проводить расчетные, кассовые  и депозитные операции, принимать  на хранение и в управление  ценные бумаги и иные ценности;

8) выдавать гарантии и  поручительства;

9) осуществлять операции  с финансовыми инструментами, используемыми  для управления финансовыми рисками;

10) открывать счета в  российских и иностранных кредитных  организациях на территории Российской  Федерации и иностранных государств;

11) выставлять чеки и  векселя в любой валюте;

12) осуществлять другие  банковские операции от своего  имени, если это не запрещено  законом.

Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: [7]

  • золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
  • иностранная валюта;
  • векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
  • государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров.

В случаях, установленных Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства.

Основными инструментами кредитно-денежной политики являются: [4]

  • Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
  • Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
  • Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
  • Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
  • Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
  • Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.
  • Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
  • Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов КБ, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
  • Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое “замораживание” процентных ставок.
  • Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
  • Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением.
  • Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
  • Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
  • Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Все эти инструменты могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой и законодательством.

Регулируя международную и внешнеэкономическую деятельность, Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных  банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Он также выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации. [8]

Как и другие ЦБ развитых стран, для осуществления своей внешнеэкономической деятельности Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

Подводя итог, можно отметить, что основные функции центральных банков ведущих мировых держав в целом идентичны, однако в силу особой специфики реформационного периода в России функции и полномочия центрального банка нашего государства в области регулирования денежного обращения, проведения денежно-кредитной политики и упорядочивания денежно-кредитной системы более законодательно детализированы, создан специальный аппарат для их осуществления.

Особо отметим, что в отличие от некоторых западных банков, Банк России не в праве: [9]

  • предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита,
  • покупать государственные  ценные бумаги при их первичном размещении
  • ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты на финансирование  дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации,  местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  • не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также ограничено.

Данные положения теперь полностью законодательно урегулированы, дабы исключить возможность инфляционного покрытия расходов государственного бюджета, которая имела место в прошлом.

 

 

1.3. Деятельность кредитных организаций

 

Банковская система представляет собой сложноорганизованную иерархическую структуру составляющих ее элементов – кредитно-финансовых институтов, важнейшими из которых являются эмиссионные и не эмиссионные (коммерческие и специализированные) банки.
Банки действуют на основании своих уставов, принимаемых в соответствии с законодательством РФ.
Уставы банков готовятся в соответствии с рекомендациями Центрального банка России и могут включать иные положения, связанные с особенностями деятельности банков. Банки обязаны уведомлять Банк России обо всех изменениях, вносимых в устав.
Банк России регистрирует уставы банков и ведет реестр (общереспубликанскую книгу регистрации) банков, получивших лицензии. Записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензий. В лицензии предусматривается перечень операций, выполняемых банком.
Банки получают право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. При ликвидации или реорганизации банков их лицензии возвращаются в банк России, а запись в реестре аннулируется.
Реестр банков, изменения и дополнения к нему публикуются Банком России в открытой печати.
Банки обязаны соблюдать следующие установленные Банком России положения:
-         экономические нормативы;
  • минимальный размер уставного капитала банка;
  • предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;
  • показатели ликвидности баланса;

 

  • минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России;

 

  • максимальный размер риска на одного заемщика;
  • ограничение размеров валютного и курсового рисков;
  • ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

 

Банки, включая Банк России, гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов (кроме случаев, предусмотренных законами РФ).

Коммерческие банки выполняют множество различных функций. К одной из основных можно отнести функцию мобилизации и концентрации свободных денежных ресурсов [10]. Это приоритетная функция и экономический базис деятельности коммерческих банков. От мобилизации и концентрации денежных средств в банке зависит количество средств, которые путем кредита, а также других активных операций включают в процесс воспроизводства. Коммерческий банк, заимствуя свободные средства своих клиентов, сразу берет на себя обязательство по обеспечению своевременного возврата этих средств. Внесенные в кредитные учреждения денежные суммы приносят вкладчикам доход в виде процента.

Информация о работе Банковская система России: проблемы и перспективы развития