Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:49, контрольная работа
Актуальность настоящей работы обусловливается стремительным развитием рынка банковских услуг, что с учетом вышеизложенного ставит на первое место задачу повышения финансовой устойчивости банков и развития спектра предоставляемых ими услуг, для обеспечения эффективности банковской деятельности в целом. Активная работа банков в области расчетно-кассового обслуживания является непременным условием успешной конкуренции этих учреждений, ведет к росту производства, увеличению занятости, повышению платежеспособности участников экономических отношений. При этом речь идет не только о совершенствовании техники обслуживания, но и о разработке и внедрении новых форм и способов расчетов, то есть о расширении функций банков.
Введение
1. Банковская система в кредитно-денежной политике государства
1.1 Понятие и основные направления кредитно-денежной политики государства
1.2 Кредитно-денежная политика России
1.3 Денежно-кредитное регулирование и банки
2. Банковская система России: ее элементы и важнейшие функции
2.1 Банковская система России и ее особенности
2.2 Роль банков в кредитных отношениях, функции ЦБ и коммерческих банков
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Заключение
Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций ЦБ и всех остальных банков. ЦБ РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с кредитными организациями, а также с Правительством РФ, органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами. ЦБ не имеет права осуществлять банковские операции с не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих ЦБ). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования ЦБ РФ по уровню капитала, созданию резервов и др. Для административно-командной системы была характерна одноуровневая банковская система, когда один банк (Госбанк СССР) определял объем и структуру денежной массы в обращении, т.е. выполнял функции денежно-кредитного регулирования, и осуществлял кредитование народного хозяйства, устанавливая порядок и условия выдачи и погашения кредитов предприятиям различных отраслей.
В Стратегии развития банковского сектора, утвержденной Правительством РФ и ЦБ РФ, определено, что ориентирами преобразования является достижение показателей, представленных в таблице 4 (Приложение Г). Сроки достижения целей и решения ближайших задач по реформированию банковского сектора, динамика количественных параметров зависят во многом от темпов и характера экономического развития и структурных преобразований в российской экономике по следующим, основным для банковского сектора показателям: реальный объем и структура ВВП; динамика инфляции, валютного курса и рыночных ставок процента; уровень монетизации экономики, сокращение доли бартерных сделок, неденежных и наличных форм расчетов. Для результативности реформ необходима координация действий Правительства РФ и ЦБ РФ при заинтересованном участии самих кредитных организаций в соответствии с макроэкономическими тенденциями российских и международных финансовых рынков.
Одной из главных задач, определенных Программой, является укрепление и совершенствование банковской системы, которой отводится важная роль в. продвижении России по пути рыночных реформ. Проведение дальнейшей реструктуризации позволит повысить функциональное значение банковской системы в экономике страны. Сильная обновленная банковская индустрия способна обеспечить кредитную поддержку реструктуризации нефинансового сектора, а также создание и функционирование инновационных сетей, представляющих собой перспективное направление интеграции хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики. До недавнего времени вопросам повышения эффективности кредитного процесса в Российской Федерации не уделялось должного внимания, как со стороны регулирующих органов, так и со стороны участников рынка. Российские банки только начинают осознавать значение эффективно организованной инфраструктуры кредитования для оптимизации затрат и снижения рисков.
В ближайшие годы формирование полноценной инфраструктуры кредитования будет одним из важных условий оптимизации кредитных портфелей по затратам, рискам и доходности. В силу этого большое значение приобретает укрепление законодательных и институциональных основ инфраструктуры кредитного процесса, что предполагает обсуждение этих вопросов внутри банковского сообщества, а также его диалог с Центральным Банком России, с государственными органами законодательной и исполнительной власти.
Стремительное развитие рынка потребительского кредитования и необходимость снижения кредитных рисков обуславливают важность изучения кредитного процесса в банке.
Учитывая динамику прошлых лет, дальнейшая либерализация условий выдачи кредитов Сбербанком России в условиях нарастающей конкуренции приведет к увеличению объемов выданных кредитов в 2008 году почти вдвое и соответственно к увеличению кредитного портфеля банка. Увеличение кредитного портфеля и ссудной задолженности банка приводит к увеличению риска непогашения основного долга и процентов по выданной ссуде (кредитного риска) и росту издержек кредитования. Кредитный риск обуславливается факторами, лежащими как на стороне клиента, так и на стороне банка. Проведение мониторинга позволит Сбербанку решить следующие задачи:
- выявить изменения
- осуществить разумную
- выявить ошибки и недостатки кредитного процесса, проблемные кредиты;
- постоянно контролировать соотв
- создать систему эффективного контроля за обоснованностью выдачи ссуды и реальностью источников ее погашения;
- поможет в оценке совокупного
риска и осуществлении
Страхование кредитов защитит интересы банка при неплатежеспособности должника, т.е. фактически нейтрализует риск дефолта для банка, хотя и не исключит его.
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Дефляция (от лат. deflatio – сдувание) |
искусственное изъятие из обращения избыточной денежной массы, проводимое правительством страны с целью снижения темпов инфляции, повышения учетных ставок, уменьшения льгот, продажи государственных ценных бумаг |
2 |
«Дешевые деньги» |
выражение, относящееся к ситуации, складывающейся на рынке, когда в изобилии предлагают деньги, кредиты и ценные бумаги. |
3 |
Денежная масса |
количество денег, состоящее из денежной наличности и депозитов (вкладов). Охватывает все, что может быть квалифицированно как деньги. Состоит из общего количества денег и денег, образующих сокровища (то есть денег изъятых из обращения) |
4 |
Инфляция (от лат. inflatio – вздутие) |
обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги без повышения их качества, ведущее к снижению покупательской способности национальной валюты |
5 |
Конъюнктура (от лат. conjungere - связывать) |
экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. |
6 |
Производительность труда |
показатель эффективности использования ресурсов, трудового фактора. Измеряется количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенной одним работником за определенное фиксированное время. |
7 |
Реальные доходы |
номинальный доход, скорректированный на уровень инфляции |
8 |
Сбережения населения |
денежные средства, остающиеся после уплаты всех налогов и расходов на личное потребление; отложенное потребление |
9 |
Стагфляция (от лат. stagno - делаю неподвижным и inflatio - вздутие) |
сочетание стагнации и инфляции; состояние экономики, при котором происходят одновременно спад производства, рост цен и безработицы; сочетание экономического кризиса с инфляцией |
10 |
Экономика рыночная |
экономика, сочетающая различные формы собственности: государственную, муниципальную, частную (юридических лиц), смешанную |
Список использованных источников
Приложение А
Кредитные организации России (на начало года)
Показатели |
2001 |
2003 |
2005 |
2007 |
2008 |
2008 в % к 2001 |
Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ в том числе: |
2121 |
1828 |
1518 |
1375 |
1296 |
61,1 |
имеющих право на осуществление банковских операций |
1311 |
1329 |
1299 |
1189 |
1136 |
86,7 |
Число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале в том числе: |
130 |
126 |
131 |
153 |
202 |
155,4 |
со 100% иностранным участием |
22 |
27 |
33 |
52 |
63 |
2,9 раза |
с иностранным участием от 50% до 100% |
11 |
10 |
9 |
13 |
23 |
2,1 раза |
Источник: Российский статистический сборник. 2008: Стат.сб/Росстат. – М., 2008, с. 659
Приложение Б
Кредитные организации России (на начало года)
Показатели |
2001 |
2003 |
2005 |
2007 |
2008 |
2008 в % к 2001 |
Число действующих кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ в том числе по величине уставного капитала, млн. руб.: |
1311 |
1329 |
1299 |
1189 |
1136 |
86,7 |
до 3 |
174 |
102 |
73 |
43 |
37 |
21,3 |
от 3,1 до 10 |
282 |
192 |
133 |
87 |
61 |
21,6 |
от 10,1 до 30 |
313 |
291 |
232 |
168 |
120 |
38,3 |
от 30,1 до 60 |
254 |
253 |
225 |
182 |
161 |
63,3 |
от 60,1 до 150 |
127 |
198 |
211 |
226 |
207 |
163,0 |
от 150,1 до 300 |
68 |
123 |
191 |
217 |
248 |
364,7 |
300 и выше |
93 |
170 |
234 |
280 |
302 |
324,7 |
Источник: Российский статистический сборник. 2008, с. 659
Приложение В
Объемы кредитных средств, выданных банками России
Годы |
Всего, млн. руб. |
В том числе, юридическим лицам |
2001 |
956293 |
763346 |
2002 |
1467489 |
1191452 |
2003 |
2122230 |
1708097 |
2004 |
2987113 |
2474290 |
2005 |
4373098 |
3406785 |
2006 |
6211992 |
4484376 |
2007 |
9218221 |
6298067 |
2008 |
13923789 |
9532561 |
2008 г. к 2001 г. в разах |
14,6 |
12,5 |