Банковская система: сущность, функции, структура. Банковская система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – изучить банки и их роль в Республике Беларусь. На основании изученной темы определить перспективы дальнейшего развития банковской системы, ее усовершенствование. В процессе достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.раскрыть сущность банков и определить их функции и роль;
2.дать оценку состояния и развития банковской системы Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

kursach_makroekonomika_3_1.docx

— 416.12 Кб (Скачать файл)

Банковский холдинг - представляет собой держательскую (холдинговую) компанию, владеющую пакетами акций и иных ценных бумаг других компаний и осуществляющую операции с этими ценными бумагами. Помимо чистых холдингов, занимающихся только указанными операциями, существуют смешанные холдинги, которые, кроме того, ведут предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики. В этом случае холдинг создается, как правило, в связи с основанием головной компанией дочерних производственных фирм. Холдинговые компании могут иметь сложную структуру, когда головной холдинг контролирует через систему участий, т.е. через владение акциями, дочерние компании-холдинги, в свою очередь, являющиеся держателями акций различных фирм. Материнская (головная) холдинговая компания получает прибыль за счет дивидендов на контролируемые ею акции дочерних компаний, а также в некоторых случаях за счет перевода части прибыли дочерних компаний на основе специальных соглашений. Холдинг, обычно, выступает в качестве собственника контрольного пакета акций, что позволяет ему оказывать решающее влияние на функционирование подконтрольных компаний. Как правило, холдинги могут иметь различные правовые формы: обществ с ограниченной ответственностью, товариществ, компаний, акционерных обществ. Наиболее распространены холдинги, организованные как акционерные общества (в том числе и с участием государства.

В своем реформированном виде банковский сектор должен в максимальной степени отвечать задачам построения основ рыночной экономики. Иными словами, интересы банков должны способствовать и, и во всяком случае, не препятствовать решению общенациональной задачи реструктуризации экономики и движения к рынку.

Банковская система призвана обеспечивать экономически оправданное распределение финансовых ресурсов, стимулировать, а не подавлять конкурентные отношения, приватизацию, перестройку ценообразование и ценовых пропорций.

Банковский сектор должен удерживать в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему, в частности, препятствие бесконтрольному наращиванию дефицита госбютжета и раскручиванию гиперинфляционных процессов. Одно их необходимых условий для этого–независимость Национального банка во взаимоотношениях с правительством.

Банки должны создавать условия для «открытия» экономики, обеспечивая обслуживание международного движения товаров, прямых и портфельных инвестиций ,рабочей силы, содействуя переходу к конвертируемости национальной валюты.[3]

 

 

1.3.Функции банков и банковской системы в целом

 

Банк выполняет следующие основные функции:

- привлечение временно свободные денежные средства;

- участие в денежном обороте;

- посредничество в осуществлении платежей;

- посредничество в кредите;

- создание кредитных средств обращения;

- посредничество на фондовом рынке;

 Органами управления Национального банка Республики Беларусь являются Правление и Совет директоров, высшим органом-Правление, которое обеспечивает выполнение функций Национального банка Республики Беларусь как центрального органа государственного управления Республики Беларусь

Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются:

  • Проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
  • Регулирование денежного обращения;
  • Валютное регулирование; выполнение функций центрального депозитария;
  • Организация и осуществление валютного контроля;
  • Организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
  • Консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Советов Министров Республики Беларусь;
  • Исполнение республиканского и местных бюджетов совместно с Министерством финансов Республики Беларусь;
  • Государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;
  • Выдача лицензий на осуществление банковских операций;
  • Надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования
  • Регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;
  • Регулирование кредитных отношений;
  • Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;
  • Определение и утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республики Беларусь и ответственности за их нарушение;
  • Создание и накопление золотовалютных резервов;
  • Осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка республики Беларусь;
  • Регистрация эмиссии ценных бумаг банков;
  • Проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;
  • Инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования.

Государственное регулирование деятельности банков имеет огромное значение для формирования потребностей и разнообразного построения организационной структуры кредитных институтов. По мировым стандартам банки Республики Беларусь еще малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь имеет явную тенденцию к росту. В то же время организационная структура управления банковского сектора Республики Беларусь построена по схеме банковских институтов Европейского союза. Однако хотя и существует огромная разница в размерах банков, банки Республики Беларусь оказывают клиентам все виды услуг и обслуживания, предлагаемые на рынке Западной Европы и Российской Федерации.[5]

 

1.4 Национальный банк страны как основной элемент современной

банковской системы его функции и задачи

 

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

 Национальный банк подотчетен  Президенту Республики Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

-защита и обеспечение устойчивости  белорусского рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным  валютам;

-развитие и укрепление банковской  системы Республики Беларусь;

-обеспечение эффективного, надежного  и безопасного функционирования  платежной системы.

 Получение прибыли не является  основной целью деятельности  Национального банка.

 Национальный банк выполняет  следующие функции:

-разрабатывает и совместно с  Правительством Республики Беларусь  проводит единую денежно-кредитную  политику Республики Беларусь  в порядке, установленном Конституцией  Республики Беларусь, и иными  законодательными актами Республики  Беларусь;

-осуществляет эмиссию денег;

-регулирует денежное обращение;

-регулирует кредитные отношения;

-является для банков кредитором  последней инстанции, осуществляет  их рефинансирование;

-осуществляет валютное регулирование;

-организует и осуществляет валютный  контроль как непосредственно, так  и через уполномоченные банки  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь;

-выполняет функции центрального  депозитария государственных

ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не

определено Президентом Республики Беларусь;

-осуществляет эмиссию ценных  бумаг Национального банка;

-организует эффективное, надежное  и безопасное функционирование  системы межбанковских расчетов;

-консультирует, кредитует и выполняет  функции финансового агента Правительства  Республики Беларусь и местных  исполнительных и распорядительных  органов по вопросам исполнения  республиканского и местных бюджетов;

-осуществляет государственную  регистрацию банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций, производит  выдачу им лицензий на осуществление  банковских операций;

-осуществляет регулирование деятельности  банков и небанковских кредитно-финансовых  организаций по ее безопасному  и ликвидному осуществлению и  надзор за этой деятельностью;

-выполняет другие функции в  соответствии с Банковским кодексом  Республики Беларусь (ст. 26) и иными  законодательными актами Республики  Беларусь.

Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

В соответствии со ст. 58 Банковского кодекса Республики Беларусь органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.

Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.

Правление Национального банка состоит из Председателя и десяти членов.

Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях.

Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления Национального банка не более двух сроков подряд.

Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членов (члена) Правления Национального банка от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:

-истечения срока полномочий;

-неспособности исполнения служебных  обязанностей по состоянию здоровья  на основании заключения медицинской  комиссии;

-отставки;

-ухода на пенсию по собственному  желанию;

-несоблюдения Конституции Республики  Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений  Президента Республики Беларусь  и иных обязательных для Национального  банка актов законодательства  Республики Беларусь при исполнении  должностных обязанностей;

-разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну;

-признания виновным в совершении  преступления по приговору суда;

-совершения виновных действий, которые дают основания для  утраты доверия к данному лицу;

-в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Совет директоров Национального банка является исполнительным коллегиальным органом Национального банка. Председатель Правления Национального банка является руководителем Совета директоров Национального банка.

Совет директоров Национального банка состоит из девяти членов, включая руководителя Совета.

Компетенция Совета директоров Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Совет директоров Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

Члены Совета директоров Национального банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка. [8;2]

 

 

1.4.1 Коммерческие банки в Республике Беларусь

 

 Согласно ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами.

Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

В уставе банка должны содержаться:

- наименование банка;

Информация о работе Банковская система: сущность, функции, структура. Банковская система Республики Беларусь