Банковская система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в и выявлении проблем этого в современной банковской системе и исследовании основных направлений её развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;
2. раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
3. выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
4. рассмотреть деятельность Банка России по регулированию банковской системы на современном этапе;
5. провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;
6. определить перспективы развития банковской системы России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования банковской системы России
1.1 Сущность и принципы организации банковской системы России
1.2 Основные цели деятельности, функции и операции Банка России
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы
Глава 2. Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования
2.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов
2.2 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса
2.3Послекризесная обстановка банковской системы
2.4 Перспективы развития банковской системы России
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Bank of Russia.docx

— 181.53 Кб (Скачать файл)

С сентября 2008 г. условия  формирования денежного предложения  кардинально ухудшились. Сокращение международных резервов Банка России за сентябрь - ноябрь в рублевом эквиваленте превысило 2.5 трлн. руб. Денежная база в широком определении за три осенних месяца сократилась сильнее, чем за предыдущие восемь - на 3.0%. Ни сокращение остатков на счетах бюджета в Банке России (около 500 млрд. руб.), ни беспрецедентное наращивание кредита банкам (на 2.0 трлн. руб.) не смогли обеспечить положительной динамики денежного предложения.

Осеннее развитие событий  в монетарной сфере является аналогом ситуации, ожидаемой здесь в 2009 г.: динамика денежного предложения  в следующем году будет определяться исключительно возможностями Банка  России по рефинансированию кредитных  организаций и правительства - по наращиванию госрасходов и предоставлению средств госкорпорациям. В 2009 г., при среднегодовом валютном курсе в 30 руб./долл., прогнозируется уменьшение объема валютных резервов на 90 млрд. долл. - это эквивалентно 2.7 трлн. руб. сокращения активов Банка России. В подобных условиях обеспечение роста широкой денежной базы на 13-15% потребует не менее 3.6 трлн. руб. внутренних источников денежной эмиссии. В зависимости от конкретных механизмов реализации бюджетной и денежной политики в 2009 г. этот объем может быть распределен между кредитованием банков со стороны Банка России, увеличением расходной части бюджета и покупкой Центробанком государственных ценных бумаг.

В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2009 год и период 2010-2011 годов" (по версии на октябрь 2008 г.) наихудший  сценарий развития денежной сферы (при  среднегодовой цене на нефть в 66 долл./барр.) подразумевает увеличение валового кредита банкам на 0.7 трлн. руб.

Исходя из более реалистичного  прогноза среднегодовой цены на нефть  в 2009 г. (45 долл./барр.) необходимый объем кредитования банков для поддержания денежного предложения должен быть выше - по оценкам специалистов, 2.5 трлн. руб. [29]

Заданные параметры денежного  предложения в значительной степени  определяют перспективы развития российской банковской системы в 2009 г. - в рамках обсуждаемого сценария банковский сектор получит не менее 3.0 трлн. руб. от правительства  РФ и Банка России. Таким образом, государство будет основным источником финансовых ресурсов, привлекаемых банковской системой. По нашим оценкам, доля государственных  средств (Банк России и бюджеты всех уровней) в совокупных банковских пассивах возрастет с 1.8% на начало 2008 г. до 16.5% на 01.01.2010.

Увеличение притока прочих привлеченных ресурсов в национальную банковскую систему, с учетом практически  полного закрытия внешних рынков, будет определяться развитием российской экономики. Доля иностранных пассивов в совокупных банковских пассивах снизится с 18.1% на начало 2008 г. до 13.3% на 01.01.2010. Прогнозируется, что счета и депозиты населения  и корпоративного сектора могут  увеличиться на 2.0-2.2 трлн. руб. Рост банковских кредитов экономике будет  ограничен 25% (чуть более 4 трлн. руб.). Меньший  темп роста кредитов определит еще  большее замедление экономического роста. [22; 5]

Отдельно можно отметить, что изменение принципов формирования денежного предложения одновременно со значительным ростом участия государства  в банковской системе предполагает и изменения в ее структуре: существующая система рефинансирования "настроена" на крупные кредитные организации со сравнительно большим уровнем капитала, диверсифицированной клиентской базой; укрупнение кредитных организаций в рамках данного развития станет естественным способом выживания банковского сектора и будет происходить скорее эволюционно, нежели административно.

Процессы консолидации в  банковском секторе уже начинают набирать обороты. Их реализация происходит различными путями - это и поглощения крупными банками более мелких, и  переток клиентской базы в процессе санации разоряющихся банков к тем кредитным организациям, при участии которых осуществляется такое оздоровление. Наиболее ярким примером последнего времени здесь может служить объявленное объединение МДМ-банка и УРСА банка, после слияния объединенный банк с капиталом в размере 72 млрд. рублей и активами в размере 523 млрд. рублей станет одним из ведущих финансовых учреждений в России. Окончательное объединение должно произойти в течение 12-18 месяцев, то есть в первом полугодии 2010 года, до этого банки будут работать самостоятельно. [18; 7]

Укрупнение банков является единственным для банковского сектора  способом пережить период низких темпов денежного предложения и нехватки ликвидности. Представляется, что в  ближайшие годы уровень ликвидности  банковского сектора не превысит 4-5% от совокупных активов. Этот уровень гораздо ниже не только 15-20%, характерных в последние годы для российских банков вне 100 крупнейших, но и 8-10% - среднего уровня по банковской системе. Содержать такую неэффективную банковскую систему в условиях кризиса представляется "непозволительной роскошью".

 

2.3Послекризесная   обстановка  банковской системы 

   В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики — процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Резкое падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.   

 Начавшийся осенью 2008 года мощный  отток частного капитала, сопровождался  резким падением цен на акции  на российских фондовых биржах. Российские компании и банки  оказались отрезанными от иностранных  источников финансирования.   

 В условиях мощного оттока  вкладов населения, отсутствия  возможности у российских банков  получить кредиты за рубежом,  свертывания рынка межбанковского  кредитования ухудшилась ситуация  с ликвидностью кредитных организаций.  Некоторые банки начали задерживать  платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.   

 С целью пополнения банковской  ликвидности неоднократно принималось  решение о снижении нормативов  обязательных резервов. Был значительно  расширен перечень активов, принимаемых  Банком России в залог при  рефинансировании банков. В течение  2009 г. 10 раз снижались ставка рефинансирования  Банка России и другие ставки  по операциям Банка России  с кредитными организациями. С  24 апреля 2009 г. до конца года  ставка рефинансирования снизилась  с 13% до 8,75%.   

 Был создан временный механизм  поддержания межбанковского рынка  в условиях кризиса, который  предусматривал компенсацию Банком  России до 90% убытков, понесенных  банками-кредиторами при межбанковском  кредитовании банков, у которых  была отозвана лицензия.   

 Для быстрого и масштабного  пополнения рублевой ликвидности  банковской системы был разработан  механизм предоставления Банком  России кредитным организациям  кредитов без обеспечения ("беззалоговых" кредитов).   

 Одним из способов увеличения  капитала банков стало предоставление  им за счет государственных  средств субординированных кредитов. Кроме того был разработан  механизм приобретения государством  привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов,  с оплатой их специальными  облигациями федерального займа.    

 Совместно с Агентством по  страхованию вкладов Банк России  провел большую работу по санации  проблемных банков. В большинстве  случаев к санации и отзыву  лицензии у крупных и средних  банков привело кредитование  этими банками бизнеса своих  собственников.   

 Банк России предоставлял  кредиты на льготных условиях  крупным финансово устойчивым  банкам в случае их готовности  приобрести за символическую  сумму контрольный пакет акций  проблемного банка и за счет  полученных средств осуществить  его санацию. В результате предпринятых  мер кризис ликвидности банковского  сектора был погашен, массовое  банкротство банков предотвращено.  Ситуация относительно стабилизировалась.    

 В течение 2010 г. по мере  улучшения ситуации в банковском  секторе Банк России постепенно  сворачивал специальные антикризисные  механизмы. К концу 2010 г. было  полностью прекращено предоставление  Банком России кредитов без  обеспечения.   

 В первой половине 2010 года  в условиях быстро снижающейся  инфляции, низкого совокупного спроса  на товары и услуги, вялого  роста банковского кредитования  Банк России четыре раза принимал  решения о снижении своих процентных  ставок. За первые 5 месяцев 2010 г.  ставка рефинансирования была  снижена с 8,75 до 7,75%.   

 С середины 2010 г. макроэкономическая  ситуация начала изменяться. Начиная  с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.   

 В начале 2011 года Банк России  продолжил ужесточение денежно-кредитной  политики. В целях снижения инфляции  в январе было принято решение  о повышении нормативов обязательных  резервов. В феврале Банк России  объявил о еще одном повышении  нормативов обязательных резервов  и о повышении большинства  процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было  принято решение о повышении  нормативов обязательных резервов.

 

2.4 Перспективы развития банковской системы России

Ускоренный рост банковской системы России в последние годы (активы банковской системы возросли в 2006 и 2007 гг. на 44% при росте номинального ВВП на 24.3 и 22.7% соответственно) происходил за счет увеличения внешних заимствований  и скрывал накапливающиеся структурные  диспропорции банковской системы: [25]

1  нарастающий разрыв между потребностью в расширении объема банковских кредитов нефинансовому сектору и располагаемой внутренней ресурсной базой;

2  сегментация банковской системы одновременно с уже накопленными высокими рисками, порождающими вероятность возникновения кризиса ликвидности и банкротств отдельных банков;

3  низкий уровня развития системы рефинансирования и финансовых рынков;

4  снижение качества кредитного портфеля и управления рисками.

Нынешний кризис российских на финансовых рынках характеризуется  как "кризис доверия" и "рыночная истерика". Несмотря на то, что ФСФР ввела запреты по ряду сделок (в частности, участникам рынка на время было запрещено проводить маржинальные сделки и "короткие" продажи), а также разработала новые правила ведения и приостановки торгов, вывод капитала с российского фондового рынка продолжился. В частности, к началу декабря этого года индекс РТС упал до отметки 658 пунктов, а индекс ММВБ понизился до 611 пунктов. [30]

Однако очевидно, что для  подобного поведения должны существовать и фундаментальные причины. Основа для кризисных проявлений формировалась  в течение последних 12 месяцев (периода  начала мирового кризиса), а основными  тенденциями выступали следующие: [28]

1. Фактическое закрытие  мировых рынков для большинства  российских заемщиков, произошедшее  с августа 2007 г. (начало глобального  кризиса ликвидности). Ключевым фактором  нестабильности при этом выступил  не отток капитала из России (хотя он и наблюдается периодически), а резкое сокращение притока  иностранного капитала в страну. Данный факт обусловливает сложности  для многих банков и корпораций  по рефинансированию прошлых  долгов.

2. Высокая инфляция, приведшая  к сокращению сбережений населения.  По итогам 2008 г. объем недополученных  розничных депозитов в результате  высокой инфляции и отрицательных  реальных процентных ставок мы  оцениваем в 440 млрд. руб. (17.5 млрд. долл.), что вполне сопоставимо  с чистым притоком иностранного  капитала в банковскую систему.

3. Ужесточение денежной  политики в 2008 г., результатами  которого явились рост процентных  ставок, снижение денежного предложения,  падение уровня ликвидности. Доля  наиболее ликвидных активов (денежных  средств в кассах банков, счетов  в Банке России и вложений  в ОБР) составила на 01.09.2008 всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени (по состоянию на 1 ноября 2008 г.) составлял 4.9%, летом 2004 г. (локальный банковский кризис) этот показатель не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать лишь пятерка крупнейших банков.

4. Низкий уровень управления рисками и рискованные стратегии отдельных банков, которые активно привлекали ресурсы на внешних рынках и направляли их на кредитование нефинансового сектора, использовали ценные бумаги в качестве залогов и проч. Но даже при резком снижении ликвидности темпы роста кредитования населения и предприятий оставались на высоком уровне: по состоянию на 01.09.2008 кредиты предприятиям выросли на 46% (год к году), кредиты населению - на 50% (год к году).

Информация о работе Банковская система в России