Банковские системы США и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:16, реферат

Описание работы

При строгом соблюдении в рамках действующего законодательства коммерческой тайны о положении дел своих клиентов банки в то же время обладают высокой степенью воздействия на весь процесс воспроизводства. Они обеспечивают клиентов средствами в объеме, предусмотренном их инвестиционными программами, тогда как инвестиционные компании или брокеры не всегда гарантируют полное размещение всех эмитированных компанией ценных бумаг. Кроме того, коммерческие банки и сами занимают важное место в эмиссионно-учредительской деятельности и настойчиво стремятся увеличить свою долю в фондовых операциях. Их преимущество перед биржевыми брокерами состоит в том, что они могут предоставить клиенту средства еще до размещения акций и облигаций.

Содержание работы

1. Кредитно-банковские системы и их роль в рыночной экономике
2. Управление активами банка (США)
3. Банковская система Германии
4. Банковская система Японии
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Банк США и Японии.docx

— 49.31 Кб (Скачать файл)

Следующий этап размещения средств по методу общего фонда -- формирование кредитного портфеля. Ссуды занимают наибольший удельный вес в размещенных  активах и имеют наибольшее значение в деятельности банка. Возможности  банка в предоставлении кредитов определяют его позиции на рынке. Банк получает основную долю доходов  именно от предоставления кредитов.

В последнюю очередь, по «остаточному принципу», формируется портфель ценных бумаг. Свободные после удовлетворения законных потребностей клиентов в кредитах средства банк может разместить в  первоклассные краткосрочные или  относительно долгосрочные ценные бумаги. Доход по этим бумагам дополняет  доходы по кредитам и операционной деятельности. Ценные бумаги дополняют  резервы второй очереди по мере приближения  даты погашения.

При использовании этого  метода наибольшее внимание уделяется  вопросам ликвидности банка, но не учитываются  различия в требованиях ликвидности  депозитов до востребования, срочных  депозитов с различными сроками  погашения и ликвидности капитала.

2) Метод распределения  активов (метод конверсии средств)

Размер необходимых банку  ликвидных средств зависит от источников привлечения средств.

При этом методе происходит определенное разграничение источников средств в соответствии с действующими нормами обязательного резервирования и оборачиваемостью каждой категории  ресурсов. Каждая категория источников средств распределяется по группам  активов независимо от остальных.

Требования к наличию  резервов по депозитам до востребования, как обязательные, так и вытекающие из скорости оборота средств, очевидно, будут значительно выше, чем к  наличию резервов по капиталу. Основной капитал, не требующий покрытия резервами, может быть использован на вложения в основные средства и долгосрочные инвестиции. Метод распределения активов представлен на рис. 2.

Преимущества данного  метода заключаются в том, что  расчет распределения категорий  ресурсов по категориям активов позволяет  уменьшить долю ликвидных активов, прежде всего в форме наличных средств, и, соответственно, увеличить  норму прибыли.

К недостаткам следует  отнести отсутствие тесной и прямой связи между скоростью обращения  средств и неснижающимся остатком средств по данной категории ресурсов. Метод этого не учитывает.

 

Рис. 2. Метод распределения  активов

Кроме того, на практике не бывает предполагаемой независимости источников ресурсов от их распределения. Привлечение  крупного клиента, имеющего депозиты до востребования, чековые счета, как  правило, подразумевает и выдачу этому клиенту кредитов, причем не только краткосрочных.

Недостатком двух указанных  методов является и отсутствие должного внимания удовлетворению потребности  клиентов в кредитах. Не учитываются  сезонные колебания потребности  в ссудах, конъюнктурные колебания  спроса на кредиты.

Оба метода опираются на средний уровень ликвидности, а  не на предельный для каждого отдельного банка. Только анализ движения средств  по счетам клиентов, знание особенностей местной конъюнктуры позволят банку  определить потребность в ликвидных  средствах на каждый отдельный период времени.

3) Метод линейного программирования

Метод основан на решении  линейных уравнений. Необходимо сформулировать в явном виде цель, которая должна быть оптимизирована. Например, как  распределить ресурсы для получения  максимальной прибыли при данных условиях или минимизировать издержки при данных условиях.

Пример. Имеются варианты размещения ресурсов по направлениям с учетом заданной доходности А1 -- госбумаги  по ставке 6% годовых, А2 -- первоклассные  коммерческие кредиты по ставке 8% годовых, A3 -- потребительские кредиты по ставке 10% годовых, А4 -- прочие коммерческие ссуды  по ставке 9% годовых, Р -- прибыль.

Получение прибыли от вложений в эти активы можно описать  формулой

Р = 0,06А1 + 0,08А2 + 0,10АЗ + 0,09А4

Цель решения задачи -- максимизация прибыли, т.е правильно определить, куда вложить средства для получения максимального дохода. Если при решении задачи не заложены определенные ограничения, то ответ будет прост: вложить все средства в А3.

Поскольку все средства вложить  в А3 на практике невозможно в силу емкости рынка, конкуренции, при  решении задачи закладываются различные  ограничения. Эти ограничения устанавливают  исходя из требовании федерального и  штатного законодательства, инструкций ФРС, ФКСД и Контролера денежного  обращения- ограничения, исходящие  из степени насыщения рынка данным видом банковского продукта, ограничения  в размерах используемых средств  по времени и т.д.

Качество конечного результата зависит от корректности постановки задачи и корректности введенных  ограничений

На практике используется комбинация методов, где исходными  показателями для расчетов распределения  ресурсов и размещения активов являются нормативы пруденциального надзора, которые преимущественно и определяют структуру активов. Все три метода интересны скорее теоретически, так как их прикладное значение невелико. Окончательное решение по формированию портфеля активных операций всегда принадлежит руководству банка, и качество принятых решений зависит от уровня компетенции руководства.

3. Банковская система  Германии

Как и во всех развитых странах, национальная банковская система Германии является двухуровневой. Первый уровень -- центральный банк Федеративной Республики Германия (Немецкий Бундесбанк). Второй уровень представляют коммерческие банки. Необходимо отметить, что процессы дерегулирования в финансово-банковском секторе экономики Германии проходят в том же русле, что и в других развитых странах: отменяются ограничения на проведение тех или иных финансово-банковских операций различными финансовыми и банковскими институтами, унифицируются надзорные требования к банкам и финансовым компаниям, проходят процессы слияния банков, банков и финансовых компаний, происходит унификация национальных и международных норм регулирования и условий деятельности финансового сектора на основе рекомендаций Европейского центрального банка и Международного валютного фонда.

1. Первый уровень банковской  системы Германии

Немецкий Бундесбанк, центральный  банк Федеративной Республики Германии, является составной частью Европейской  системы центральных банков. Бундесбанк принимает участие в выполнении задач ЕСЦБ, связанных преимущественно  с поддерживанием стабильности евро, и обеспечении четкого проведения внутренних и международных платежей.

Уставный капитал Бундесбанка  на 1 января 2002 г. составляет 2556 млн. евро, а капитал (с учетом фондов и резервов) -- 5113 млн. евро.

Бундесбанк организован  на децентрализованной основе и состоит  из центрального управления (во Франкфурте-на-Майне), девяти офисов, называемых Центральными банками земель, и 126 отделений в  наиболее крупных городах. Численность  персонала в системе Федерального банка -- около 16 000 человек, из низ 2600 человек  работают в центральном управлении.

В соответствии с Законом  Бундесбанк является Федеральной корпорацией. Уставный капитал банка полностью  принадлежит Федеральному правительству. Бундесбанк является составной частью Европейской системы центральных  банков и решает задачи ЕСЦБ прежде всего в поддержании стабильности цен и организации внутренних и международных платежей.

Органами управления Бундесбанком являются: Совет Центрального банка (Zentralbankrat), Совет директоров (Direktorium) и Правления Центральных банков земель (Vorstiinde).

Основной задачей Бундесбанка  как центрального банка любой  развитой страны является поддержание  стабильности национальной валюты, регулирование  денежного обращения и кредита. С введением евро задача поддержания  стабильности валюты усложнилась -- Бундесбанк решает ее совместно с Европейским  Центральным банком и центральными банками других стран зоны евро.

Для регулирования используются следующие инструменты.

* установление процентных  и дисконтных ставок по операциям  Бундесбанка;

* операции на открытом  рынке;

* резервные требования  к кредитным учреждениям, которые  обязаны держать минимальные  резервы на счетах в Бундесбанке  в размере, определяемом Бундесбанком;

* оказание услуг в качестве  финансового агента Федерального  правительства и правительств  земель. Банк может предоставлять  им льготные наличные ссуды  в пределах определенных в  законе лимитов, а эти государственные  органы обязаны держать свои  ликвидные средства на жиросчете в Бундесбанке. Банк может не выдавать кредиты и ссуды под ценные бумаги, за исключением кредитов институтам федеральной сферы.

Центральные банки федеральных  земель наделены и дополнительными  функциями: они обслуживают, прежде всего, соответствующие федеральные  земли и выполняют задачи, поставленные перед ними властями. Например, Земельный  банк Гамбурга призван проводить  кредитную политику, способствующую росту экономической и инвестиционной привлекательности этого города. Таким образом, руководители банка  являются одновременно предпринимателями  и государственными чиновниками  федеральной земли, что обусловливает  особо строгий контроль за их деятельностью. Однако сочетание предпринимательства  и государственного управления, как  показывает мировой опыт, не всегда эффективно.

Положительная роль Центральных  банков земель как инструмента государственной  экономической политики отнюдь не бесспорна  и отрицается сторонниками «чисто»  рыночной экономики. Европейские коммерческие банки даже обращались с жалобами в Европейскую Комиссию в Брюсселе, указывая на недопустимые конкурентные преимущества, которыми пользуются Центробанки  земель, поскольку в итоге их поручителем  в отличие от любой частной  компании являются налогоплательщики. Таким образом, они могут принимать  на себя риски, не неся ответственности  за возможные потери. Это отличие  еще более очевидно, когда Центробанки  земель вторгаются в традиционную сферу  деятельности коммерческих банков, проводя, например, эмиссию акции. В то же время Центральные банки земель вынуждены заниматься торговлей  ценными бумагами, поскольку клиенты  сберегательных касс требуют предоставления им такой услуги. Наиболее доступный  и вызывающий наибольшее одобрение  вариант разрешения данного конфликта  заключается в разделении Центральных  банков земель на учреждения, занимающиеся оказанием услуг только для сберегательных касс (например, предоставлением им наличных средств или осуществлением переводов) и не проводящие при этом собственных банковских операции, и обычные кредитные институты без государственных гарантий. Основные операции Бундесбанка:

* операции с кредитными  институтами

а) покупка и продажа векселей и чеков,

б) покупка и продажа казначейских векселей Федерального правительства,

в) выдача ломбардных кредитов на срок не более трех месяцев,

г) прием беспроцентных депозитов на жиросчета,

д) прием на хранение активов, прежде всего ценных бумаг,

е) прием чеков, векселей, платежных требований, ценных бумаг и процентных купонов для получения оплаты,

ж) выполнение других банковских операций в пользу третьей стороны после поступления покрытия,

з) покупка и продажа платежных документов в инвалютах, включая векселя и чеки, а также золота, серебра и платины,

и) проведение всех банковских операций с нерезидентами,

* операции с государственными  органами Бундесбанк проводит  для Федерального правительства,  федеральных специальных фондов, местных орагнов власти операции г) -- и). Для этих целей он вправе выдавать однодневные кредиты. Плата за проведение операций не взимается (за исключением Почтового банка и муниципалитетов),

* операции на открытом  рынке используются для регулирования  денежного рынка. В этих целях  Бундесбанк покупает и продает  по рыночным ценам долговые  ценные бумаги Федерального правительства,  правительств земель и муниципалитетов,  собственные ценные бумаги. Все  бумаги, выпущенные до 1999 г, номинированы  в евро, а операции проводятся  по согласованию с Европейским  Центральным банком и Центральными  банками других стран еврозоны.

Лидерами банковского  бизнеса в Германии являются четыре крупнейших банка. «Дойче Банк», «Байерише Хюпо- унд Ферайнсбанк», «Дрезднер Банк» и «Коммерцбанк». Это наиболее известные и крупные банки, чья деятельность началась еще во второй половине XIX в. (за исключением «Байерише Хюпо- унд Ферайнсбанк»). Банки организованы в форме акционерных обществ, капитал которых сильно «распылен» как внутри страны, так и за рубежом. Каждый из этих банков имеет от 200 000 до 300 000 акционеров, в том числе большое количество сотрудников «Большая четверка» входит в состав крупнейших банков мира и имеет значительную зарубежную филиальную сеть в виде дочерних банков филиалов и представительств. На рубеже тысячелетия активно прорабатывался вопрос слияния «Дойче Банка» и «Дрезднер Банка». Новый банк превратился бы в крупнейшую банковскую корпорацию мира. Однако в итоге руководство банков не нашло общего языка по ряду вопросов и новый гигант не состоялся.

Эти четыре банка -- типичные универсальные банки, выполняющие  весь диапазон банковских операций. Их совокупные активы составляют более 10% всех банковских активов Германии. Они играют ключевую роль в финансировании внешней торговли, эмиссионно-учредительской деятельности и трастовых операциях  клиентов. Имея сеть из более 4000 филиалов по всей территории Германии, в общей  сложности они обслуживают около 20 млн. клиентов.

Региональные банки различаются  по организационно-правовой форме (акционерные  общества, AG; акционерные коммандитные общества, KGA, общества с ограниченной ответственностью, GmbH), по размерам активов Наиболее крупные банки этой группы также являются универсальными и имеют филиалы внутри страны и за рубежом.

К этой же группе банков относятся  и интернет-банки (Direkt-banken), которых на начало 2002 г. в Германии насчитывалось 19.

Крупнейшим банком Германии и одним из крупнейших банков мира является «Дойче Банк». В настоящее время он представляет собой международную корпорацию -- группу «Дойче Банк». В банке насчитывается более 98 000 сотрудников, услугами банка пользуются свыше 12 млн. клиентов более чем в 70 странах мира. Почти 50% штата банка работают за пределами Германии.

Сильные позиции банка  на европейском рынке основаны на его глобальной активности, помимо Германии «Дойче Банк» имеет собственные филиалы в Италии, Испании, Франции, Бельгии и Польше.

По составу акционеров банк по сути интернациональный: более  Головины акций размещены за пределами  Германии. Общее число акционеров банка превышает 500 000, общее количество зарегистрированных акций составляет 616,5 млн. единиц.

Система сберегательных учреждений представляет собой сегодня самую  крупную группу финансовых учреждений, осуществляющих кредитные операции в Германии. Более 60% всего населения  имеют счета в сберегательных кассах. Основное отличие Германии от других развитых стран заключается  в том, что наиболее широко распространенные и доступные финансовые институты  являются не частными, а государственными учреждениями, основная цель деятельности которых заключается не в получении  прибыли и увеличении стоимости  акционерного капитала, а «во всеобщем благе». В этом же и основной недостаток германской банковской системы. В настоящее  время финансовое состояние более  чем 30% сберегательных учреждений Германии вызывает беспокойство. Сберегательные банки кредитуют преимущественно  средний класс -- малый бизнес, подверженный наибольшим рискам. За 2001 г. «плохие  кредиты» в Германии возросли на 28 млрд. евро, в том числе выданные сберегательными  учреждениями -- на 20 млрд. евро. Это  свидетельство серьезного кризиса  всей системы сберегательных учреждений страны. Выход из сложившейся ситуации специалисты видят в слиянии  сберегательных учреждений, прежде всего  на региональном уровне, и этот процесс  уже начался.

Информация о работе Банковские системы США и Японии