Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:10, сочинение
Шумпетер (1883-1950) в 1912 г. (впрочем, тогда он был выдающимся австрийским экономистом) в своей знаменитой книге "Теория экономического развития" (рус. пер. 1982) впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя, Новатора, как его называл Шумпетер.
Без развития
нет предпринимательской
Шумпетер выделял 5 основных типов инноваций:
- производство
нового товара или услуги или
создание нового качества
- освоение нового
рынка или рыночного сегмента.
Приведем цитату из самого
Шумпетера: "...здесь покупатель
воспринимает новое благо как
дар природы или как картину
старого мастера, т. е.
- внедрение новой
технологии при производстве
товара, а также новый способ
коммерческого использования
- получение нового
источника сырья или
- организационно-управленческие нововведения и реорганизация предприятия.
Шумпетер отличал прибыль предпринимателя от платы за управление предприятием и премии за риск ведения бизнеса. Он прямо относил их в затраты производства. Кстати, Шумпетер утверждал, что собственно предприниматель никогда не несет риска от внедрения своих инноваций. Если его дело терпит крах, то убытки несет кредитор, владелец капитала, предоставивший ему заем на организацию бизнеса. Если же предприниматель приобретал факторы производства на собственные средства, то тоже он терпит убытки как кредитор, но не как предприниматель. Единственное, чем он рискует, - это своей репутацией.
Погоня предпринимателей за прибылью влечет за собой постоянные нововведения в производстве и, следовательно, является "двигателем" экономического и технического прогресса. "Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития".6 В статичном же мире нет места для прибыли: предпринимателя как такового нет, его заменяет обычный управляющий, получающий плату за управление. Он не несет убытков и не получает соответственно никакой прибыли. Впрочем, это не относится к возможности извлечения монопольной прибыли в условиях статичной экономики.
Шумпетер выделил
три условия, при которых предприятие
в результате внедрения нововведений
получает положительную прибыль: во-первых,
цена при увеличении предложения
товара после внедрения нововведения
не должна быть ниже цены до внедрения
или, по крайней мере, предельный продукт
труда должен быть не ниже первоначального;
во-вторых, затраты на "эксплуатацию"
нововведения (например, нового станка)
не должны превышать затраты на производство
того же количества товара до внедрения,
и, в-третьих, то же самое следует
сказать и о возможном
Однако, когда
один предприниматель вследствие своих
инноваций в определенной области
начинает получать прибыль, он через
некоторое время сталкивается с
возрастающей конкуренцией со стороны
других предпринимателей, решивших воспользоваться
плодами его нововведения, устаревшие
предприятия вытесняются с
Фактически Шумпетер рассматривал прибыль как доход особого фактора производства - предпринимательства, т. е. прибыль, по его словам, "стоимостное выражение того, что создает предприниматель, подобно тому, как заработная плата - стоимостное выражение того, что создает рабочий".7 Однако между прибылью и другими видами доходов есть существенная разница: не существует "предельной производительности предпринимателя"; предпринимательская прибыль - это временное и уникальное по размеру в каждом конкретном случае явление, не зависящее от прибылей других предпринимателей, к тому же предпринимательский талант ни в коей мере не является ни бесконечно делимым, ни однородным товаром.
Информация о работе Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития