Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:10, сочинение

Описание работы

Шумпетер (1883-1950) в 1912 г. (впрочем, тогда он был выдающимся австрийским экономистом) в своей знаменитой книге "Теория экономического развития" (рус. пер. 1982) впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя, Новатора, как его называл Шумпетер.

Файлы: 1 файл

эссе.docx

— 14.93 Кб (Скачать файл)

  Без развития  нет предпринимательской прибыли,  а без последней не бывает  развития  Выдающийся американский экономист Й. А. Шумпетер (1883-1950) в 1912 г. (впрочем, тогда он был выдающимся австрийским экономистом) в своей знаменитой книге "Теория экономического развития" (рус. пер. 1982) впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя, Новатора, как его называл Шумпетер. Роль Новатора - в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства. Эти новые сочетания и есть нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. Что делают предприниматели в отличие от обыкновенных управляющих? "Они не накопили никаких определенных благ, не создали никаких первичных средств производства, а только по-иному, более целесообразно и выгодно применили уже существующие. Они осуществили новые комбинации. Они - предприниматели, и их прибыль, излишек над всеми обязательствами - это предпринимательская прибыль".4 При этом следует различать изобретения- открытие новых технологий или методов и собственно инновации - внедрение изобретений в хозяйственную практику.

Шумпетер выделял 5 основных типов инноваций:

- производство  нового товара или услуги или  создание нового качества товара;

- освоение нового  рынка или рыночного сегмента. Приведем цитату из самого  Шумпетера: "...здесь покупатель  воспринимает новое благо как  дар природы или как картину  старого мастера, т. е. ценообразование  происходит без учета издержек  производства. Мы не можем предсказать,  на какой высоте установится  цена этого блага. Но именно  поэтому <...> благо может продаваться  по цене, которая настолько превышает  издержки, что все трудности, связанные  с поисками такого выгодного  рынка, с лихвой окупаются";5

- внедрение новой  технологии при производстве  товара, а также новый способ  коммерческого использования товара  либо замена одного товара  на аналогичный, но более дешевый; 

- получение нового  источника сырья или полуфабрикатов  для производства товара;

- организационно-управленческие  нововведения и реорганизация  предприятия. 

Шумпетер отличал  прибыль предпринимателя от платы  за управление предприятием и премии за риск ведения бизнеса. Он прямо  относил их в затраты производства. Кстати, Шумпетер утверждал, что собственно предприниматель никогда не несет риска от внедрения своих инноваций. Если его дело терпит крах, то убытки несет кредитор, владелец капитала, предоставивший ему заем на организацию бизнеса. Если же предприниматель приобретал факторы производства на собственные средства, то тоже он терпит убытки как кредитор, но не как предприниматель. Единственное, чем он рискует, - это своей репутацией.

Погоня предпринимателей за прибылью влечет за собой постоянные нововведения в производстве и, следовательно, является "двигателем" экономического и технического прогресса. "Без  развития нет предпринимательской  прибыли, а без последней не бывает развития".6 В статичном же мире нет места для прибыли: предпринимателя как такового нет, его заменяет обычный управляющий, получающий плату за управление. Он не несет убытков и не получает соответственно никакой прибыли. Впрочем, это не относится к возможности извлечения монопольной прибыли в условиях статичной экономики.

Шумпетер выделил  три условия, при которых предприятие  в результате внедрения нововведений получает положительную прибыль: во-первых, цена при увеличении предложения  товара после внедрения нововведения не должна быть ниже цены до внедрения  или, по крайней мере, предельный продукт  труда должен быть не ниже первоначального; во-вторых, затраты на "эксплуатацию" нововведения (например, нового станка) не должны превышать затраты на производство того же количества товара до внедрения, и, в-третьих, то же самое следует  сказать и о возможном повышении  цен факторов производства в результате внедрения инновации (например, необходимость  платить более высокую заработную плату рабочим более высокой  квалификации).

Однако, когда  один предприниматель вследствие своих  инноваций в определенной области  начинает получать прибыль, он через  некоторое время сталкивается с  возрастающей конкуренцией со стороны  других предпринимателей, решивших воспользоваться  плодами его нововведения, устаревшие предприятия вытесняются с рынка, норма прибыли понижается, и в  итоге устанавливается новое  равновесие на новом уровне цен, а  Новатор вынужден искать новые пути извлечения прибыли.

Фактически Шумпетер рассматривал прибыль как доход особого фактора производства - предпринимательства, т. е. прибыль, по его словам, "стоимостное выражение того, что создает предприниматель, подобно тому, как заработная плата - стоимостное выражение того, что создает рабочий".7 Однако между прибылью и другими видами доходов есть существенная разница: не существует "предельной производительности предпринимателя"; предпринимательская прибыль - это временное и уникальное по размеру в каждом конкретном случае явление, не зависящее от прибылей других предпринимателей, к тому же предпринимательский талант ни в коей мере не является ни бесконечно делимым, ни однородным товаром.

Информация о работе Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития