Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 08:54, курсовая работа
Целью настоящей работы является характеристика и краткий анализ существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.
Введение. 3
Глава 1. Понятие безналичных расчетов, особенности, значение и их система. 7
1.1. Понятие безналичных расчетов, их особенности и значение. 7
1.2. Система безналичных расчетов. 9
1.3. Организация безналичных расчетов. 12
Глава 2. Основные формы безналичных расчетов, их достоинства и недостатки. 15
2.1. Безналичные расчеты платежными поручениями. 15
2.2. Безналичные расчеты по ИНКАССО. 18
2.3. Безналичные расчеты по аккредитивам. 24
2.4. Чековая форма расчетов. 28
2.5. Вексельная форма расчетов. 33
2.6. Организация безналичных расчетов с использованием банковских карт. 42
Глава 3. Проблемы и совершенствование системы безналичных расчетов. 45
3.1. Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения. 45
3.2. Направления совершенствования системы безналичных расчетов. 49
Заключение. 55
Список использованной литературы. 57
Преимущества для держателя векселя:
1. Долговое обязательство
2. Наличие векселя может
3. В любое время вексель можно перепродать третьему лицу.
Для компании – эмитента:
1. Предоставляется возможность
минимальных выплат в
2. Вексель может выступать в роли платёжных средств вместо денег.
3. Существует вероятность
4. Не начисляется каких – либо штрафов или сборов по пене с контрактов, начиная с того момента, когда вексель войдёт в оборот.
Недостатки для держателя векселя:
1. Вексель – это ценная бумага, ничем не обеспеченна и не подтверждена.
2. Лицам, держателям векселя компании
- эмитенты не предъявляют
3. Через суд получить долг
можно, но это занимает
Для компании – эмитента:
1. Вексель не всегда принимается контрагентами в счёт оплаты за товары или услуги.
БАНКОВСКАЯ КАРТА— это средство для составления расчетных и иных
документов, подлежащих оплате за счет клиента. С ее помощью можно оплатить покупку в торговой сети и снять наличные деньги со счета.
Основные правила выпуска и применения банковских карт в Российской Федерации регулируются «Положением о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» от 09.04.98 г. № 23-П.
Как правило, участниками платежной системы на основе банковских карт являются:
- организация-эмитент карточек;
- держатели карточек;
- торговые организации, обслуживающие карты;
- кредитная организация — эквайрер;
- процессинговый центр;
- расчетный агент.
Эмитент банковских карт осуществляет их выпуск, открытие карточных
счетов и расчетно-кассовое обслуживание клиентов при совершении операций с использованием ими банковских карт. Могут выпускаться два типа карт: расчетные— по ним операции можно совершать в пределах остатка средств на счете; и кредитные, по которым эмитент предоставляет кредит. Наименование и логотип эмитента обязательно должны присутствовать на банковской карте. В качестве эмитента карт для физических и юридических лиц в РФ может выступать кредитная организация-резидент, имеющая регистрационное свидетельство Центрального банка.
В качестве организаций, обслуживающих карты, как правило, выступают
предприятия торговли или сферы услуг, которые на основе договора, заключенного с эквайрером, принимают к оплате за свои товары банковские карты. Одна организация может принимать карты разных эмитентов.
Банк-эквайрер — это кредитная организация, которая обслуживает
предприятия торговли и сферы услуг, переводя деньги в оплату произведенных покупок на их счета, а также проводит выдачу наличных денег держателям карт, эмитированных другими кредитными организациями.
Процессинговый центр — компания, обеспечивающая
информационное и технологическое взаимодействие между участниками платежной системы. Она располагает информацией о состоянии карточных счетов участников системы и соответственно осуществляет авторизацию всех операций по банковским картам. В функции процессингового центра также включают сбор, обработку и рассылку участникам системы данных по операциям с банковскими картами.
Расчетный агент — кредитная организация, осуществляющая
взаиморасчеты между банками — членами платежной системы на основе данных, полученных из процессингового центра. Для этого между банками устанавливаются корреспондентские отношения. Таким образом, расчетный банк зачисляет средства на корреспондентские счета банков-эквайреров и списывает средства со счетов банков-эмитентов карт.
В зависимости от используемой технологии карты делятся на карты с магнитной полосой и микропроцессорные (чиповые).
Наибольшее распространение получили карты с магнитной полосой, на которой выделяются три дорожки. Одна из них предназначена для перезаписи данных во время каждой операции по карте, а две другие используются для идентификационных целей. Перед выдачей клиенту такой карты на ее поверхности производится тиснение некоторых характеристик для идентификации держателя.
Такая карта используется лишь в идентификационных целях и не несет информации о текущем состоянии карточного счета и применяемых по нему ограничениях.
Смарт-карта хранит в памяти информацию о состоянии карточного
счета и о нескольких последних сделках с картой. Такая карта много функциональная , обладает высокой защищенностью от несанкционированного доступа и позволяет проводить авторизацию в режиме «off-line». В этом случае непосредственной связи торговой точки с процессинговым центром не требуется.
Карта обменивается информацией с электронным терминалом, и происходит
«распознавание», после чего остаток средств по карте уменьшается на сумму
покупки. В результате время для получения авторизации сокращается в несколько раз.
Расчет с помощью банковских карт имеет несомненные преимущества для клиента банка. Привлекательность банковских карт определяется удобством их использования, значительным уровнем защищенности средств, хранящихся на карточном счете в банке (особенно смарт-карты), возможностью проверить каждую операцию, обратившись в банк, а также другими достоинствами: возможность получения скидок, кредита банка и т.д.
В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.
Для коммерческих банков расчеты – один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного времени работы банков.
Объем требований клиента к
банку отражается на его расчетном (текущем)
счете. На корреспондентских счетах банков
отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам.
Сложность и важность расчетных взаимоотношений
предопределяет необходимость установления
единообразия посредством регулирования.
Это требует выработки единой концепции
стандартизации и сертификации банковской
деятельности.
На сегодняшний день перед системой
безналичных расчетов Российской Федерации
стоят следующие проблемы: скорость совершения
платежей, проблема задержки расчетов,
проблема использования аккредитивов
во внутри российских расчетах, проблема
вексельного обращения, создание специальной
банковской почты, защита межбанковских
переводов от несанкционированного доступа
и т.д.
Рассмотрим основные проблемы.
Значительной проблемой является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки – лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, по поступившим через РКЦ на счет предприятия средства банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия .
Проблема вексельного обращения в нашей стране главным образом связана с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база. Кроме того проблема еще заключается и в неэффективности механизма взыскания денежных средств по векселям (он не соответствует задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств).
Проблема использования аккредитива также заключается в несовершенстве отечественного законодательства и нормативно-правовой базы: с одной стороны Гражданский Кодекс с одной стороны регулирует расчеты аккредитивами, что и позволяет использовать их в принципе, с другой стороны, те нормы, которые содержаться в Гражданском Кодексе являются фрагментарными и не охватывают ряд важных вопросов, что порождает операционные и правовые риски. Как видно из объема российской нормативной базы, посвященной аккредитивам, она пока не в состоянии четко установить правоотношения сторон в аккредитивной сделке. Это приводит к неоднозначному толкованию ответственности сторон, причем не, только арбитражными судами, но и Высшим арбитражным судом. Так, в настоящее время действующим законодательством не урегулирован вопрос о том, на кого должна быть возложена ответственность в случае не возврата денежных средств, составляющих покрытие по аккредитиву, исполняющим банком банку-эмитенту после отзыва аккредитива приказодателем. Не секрет, что банк России зачастую отзывает лицензии у «пошатнувшихся» банков с огромным опозданием. И мошенники, связанные с руководством таких банков, за этот период могут перевести значительные денежные средства.