Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:12, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является выяснение проблем российского рынка ценных бумаг на современном этапе, выявление причин, т.е. почему возникли такие проблемы; а так же определить возможные пути их устранения и дальнейшего развития рынка ценных бумаг. Второй целью работы можно считать определение позитивных и негативных сторон нынешнего положения на рынке. Прогнозы специалистов о развитии российского рынка ценных бумаг довольно оптимистичны, несмотря на большие трудности связанные с защитой инвесторов и законодательной основой. О предполагаемых направлениях развития рынка ценных бумаг говорится в заключение моей работы.
Введение
1. Теоретические основы рынка ценных бумаг
1.1 Сущность рынка ценных бумаг
1.2 Основные функции и задачи рынка ценных бумаг
1.3 Особенности развития рынка ценных бумаг в РФ
1.4 Развитие вторичного рынка ценных бумаг
2. Операции на рынке ценных бумаг
2.1 Анализ развития рынка ценных бумаг в 2000-2007 г.г.
2.2 Деятельность профучастников на рынке ценных бумаг
2.3 Роль и значение ММВБ для развития рынка ценных бумаг
3. Проблемы, направления и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
Заключение
Список использованной литературы
В начале 90-х годов главной задачей законодательства о занятости являлась гарантированная поддержка людей, временно оказавшихся без работы и желающих ее найти. К их числу относились граждане, потерявшие работу в результате сокращения штатов и уволенные по собственному желанию, вновь ищущие работу (молодежь, домохозяйки и т. п.), военнослужащие, уволенные в связи с сокращением Вооруженных сил, и члены их семей, инвалиды III группы и другие социально уязвимые категории населения.
Объем страховых взносов, перечисляемых работодателями в Государственный фонд занятости населения, значительно превышал расходы на реализацию службой занятости программ на рынке труда. Численность зарегистрированных по стране безработных на начало 1992 г. не превышала 100 тыс. человек, а объем средств ФГФЗН позволял обеспечить охват соответствующими программами более миллиона безработных. Избыток средств в фонде занятости породил определенный либерализм по отношению к работодателям, которые бесцеремонно выталкивали на улицу лишних работников, ничего не предпринимали для улучшения качества кадров. Да и увольняемые не предъявляли особых претензий к администрации предприятий, поскольку размер пособия по безработице был довольно высок и порой превышал величину зарплаты. Причем многие зарегистрированные безработные зачастую подрабатывали в сфере теневого бизнеса.
Тогда казалось, что если незанятым гражданам выплатить достойное пособие по безработице и предоставить возможность переобучаться по профессиям, востребованным рынком, то негативные социальные последствия «шоковой терапии» окажутся нивелированными.
Однако по мере нарастания кризисных явлений в экономике ситуация в области занятости продолжала ухудшаться, застойная безработица охватила многие регионы, неплатежи в фонд занятости стали массовыми, многие территории столкнулись с хронической нехваткой средств даже на выплату пособий. К сожалению, по прошествии десяти лет с момента начала реформ положение в лучшую сторону не изменилось.
Сегодня ощущается настоятельная необходимость в выработке новых подходов к решению проблемы безработицы. Прежде всего речь идет о совершенствовании законодательства о занятости с точки зрения правил взаимодействия субъектов рынка труда (государства, работодателей, профсоюзов и наемных работников как плательщиков страховых взносов), изменения условий присвоения статуса безработного, повышения ответственности работодателей и профсоюзов за соблюдение КЗоТа, усиления роли региональных администраций в регулировании положения на местных рынках труда. Если законодательство оставить без изменений, безработица превратится в мощный катализатор социального напряжения. Уже в ближайшее время количество безработных может превысить 20% численности трудоспособного населения.
Поэтому целесообразно принять радикальные превентивные меры, направленные, с одной стороны, на повышение ответственности работодателей и профсоюзов за состояние рынка труда, с другой – на ужесточение условий, регламентирующих поддержку незанятого населения со стороны государства (в частности, при присвоении статуса безработного, определении порядка и размера назначаемых пособий). Одновременно следовало бы расширить полномочия регионов, касающиеся функционирования местных рынков труда, передав им некоторые права из Центра (например, формирование региональных фондов занятости населения, стимулирование работодателей, инвестирующих средства в создание рабочих мест и т. д.).
Кроме того, назрела необходимость корректировки позиции Министерства труда и социального развития РФ в осуществлении политики на рынке труда как в центре, так и в регионах, финансировании федеральных и региональных программ занятости населения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб. Пособие. – Москва: «Финансы и статистика», 1998. – 368 с.: ил.
2. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 1997. – 608 с.
3. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице. // Человек и труд. 1996. № 9.
4. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период. // Российский экономический журнал. 1994. № 4
5. Кашепов А. Проблемы
предотвращения массовой
6. Куликов В. В. Безработица в России несопоставима со спадом производства. // ЭКО. 1998. № 1.
7. Славуцкий О. Повысить
взаимную ответственность
8. Антосенков Е. Г. От обслуживания
безработицы – к активной
9. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике. // Человек и труд. 1999. № 3.
Название: Безработица, ее виды,
формы проявления и специфика проблемы
занятости в России |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Тольяттинский государственный университет Кафедра “Экономическая теория” Курсовая работа по дисциплине ”Экономическая теория” тема: “Безработица, ее виды, формы проявления и специфика проблемы занятости в России” Тольятти 2007 г.
Содержание
Введение Глава 1 Безработица как экономическая проблема 1.1 Определение безработицы 1.2 Основные виды безработицы 1.3 Виды занятости 1.4 Причины безработицы 1.5 Методы борьбы с безработицей Экономические и социальные последствия безработицы 1.6 Закон Оукена Глава 2 Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости в России 2.1 Проблемы занятости в российской экономике 2.2 Численность безработных в России и мире (2005 – 2006 гг.) 2.3 Перспектива развития рынка труда Заключение Список использованной литературы
Введение
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. В условиях рыночного хозяйства безработица неизбежна. Объективной основой и определяющим фактором неизбежности возникновения и развития безработицы являются отношения собственности, наличие необходимых средств производства у предпринимателей и их отсутствие у трудящихся, существование системы наемного труда. В России экономические потери от безработицы весьма велики. В 1998-1999 гг. потери от неучастия в экономической деятельности безработной рабочей силы, по экспертным оценкам, составили в ВВП около 7 млрд. долл. в год. Иными словами, при полном устранении безработицы ВВП мог бы быть на 10 – 13 % выше. В результате ежегодно образуется недобор подоходного налога и отчислений во внебюджетные фонды (социального назначения) с заработной платы работников.
Глава 1 Безработица как экономическая проблема
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором человек может, способен, хочет работать, но не может получить работу. Статус безработного определен в ст. 3 Закона “О занятости населения в Российской Федерации”: “Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней”; далее говорится, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту. Это положение не полностью совпадает с определением безработных, данным международными организациями и другими странами. Так, по определению МОТ, безработные – это люди, не имеющие работы, готовые к ней приступить и ищущие ее в течение последних четырех недель, или люди, которые уже устроились на работу, но еще не приступили к ней. В Великобритании и Японии к безработным относятся те, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа. В США безработными считаются лица, которые не были заняты в течение недели обследования, хотя имели возможность работать, стремились найти работу в течение предыдущих четырех недель, обращались к услугам государственной службы занятости или непосредственно к работодателю. Следовательно, определение статуса безработного в России более жесткое, чем в других странах: во-первых, необходимо быть зарегистрированным в службе занятости, во-вторых, безработными не могут считаться лица моложе 16 лет и пенсионеры по старости, хотя они желают и могут работать. При этом даже те, кто официально признан безработным, не всегда имеют право на получение пособия по безработице: этого права лишены те, кто уволился по собственному желанию, кто потерял работу в течение трех месяцев и получает зарплату по месту работы, пенсионеры, лица, уволенные с работы за нарушение трудовой дисциплины, из-за участия в забастовках, отказавшиеся от работы соответствующей специальности. В мировой практике структура безработицы в зависимости от ее причин включает четыре категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения, добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.
Фрикционная безработица. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении "между работами". Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу (например, в строительной промышленности из-за плохой погоды или в автомобильной промышленности из-за смены моделей). И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие "искатели" работы и временно уволенные работники заменяют их в "общем фонде безработных". Поэтому, хотя конкретные люди, оставшиеся без работы по тем или иным причинам, сменяют друг друга из месяца в месяц, данный тип безработицы остается. Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение "фрикционная" точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неторопливо, со скрипом, не приводя в соответствие количество рабочих и рабочих мест. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Многие рабочие, добровольно оказавшиеся "между работами", переходят c низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, a, следовательно, и больший реальный объем национального продукта. Структурная безработица. Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. Экономисты используют термин "структурный" в значении "составной". C течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. B результате оказывается, что y некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест. Об этом свидетельствует миграция в промышленности из "Снежного пояса" в "Солнечный пояс" в течение последних десятилетий. Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что y фрикционных безработных есть навыки, которые они могут продать, a "структурные" безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, a то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, a структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной. Циклическая безработица. Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По это причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной c дефицитом спроса. Например, в период спада 1982 г. уровень безработицы поднялся до 9,7%. B разгар "Великой депрессии" 1933 г. циклическая безработица достигала примерно 25 %. Встречается много других разновидностей безработицы, характеризующие ее отдельные особенности и стороны: технологическая, конверсионная, молодежная, добровольная, вынужденная, скрытая, частичная, институциональная, застойная и др. Технологическая безработица возникает при переходе к новому поколению технического обеспечения производства, например: при автоматизации производства требуется меньше рабочих мест, что увеличивает количество безработных. Конверсионная безработица связана с сокращением производства при переходе на выпуск новой продукции или с изменением структуры спроса на рабочую силу. Молодежная безработица обусловлена тем, что выпускники высших и средних специальных учебных заведений не находят спроса на свой труд в силу отсутствия квалификации, опята работы или других причин. Добровольная безработица – это нежелание работника выполнять определенную работу за определенную заработную плату или в неблагоприятных условиях труда, или в силу других причин. Вынужденная безработица возникает, когда работник, имея желание работать, лишен возможности это делать. Скрытая безработица означает, что работник формально имеет рабочее место, но не получает плату за свой труд и не затребован в деятельности организации. Частичная безработица – это занятость работника не полный рабочий день. Институциональная безработица – это увеличение числа безработных из-за необоснованного раздувания социальных программ. Застойной в мировой практике считается безработица продолжительностью более года. В России однозначного определения и обоснования застойной безработицы не существует. Существует различная дифференциация застойной безработицы по продолжительности: “продолжительная” – от 4 до 8 месяцев, “длительная” – от 8 до 18 месяцев, “застойная” – свыше 18 месяцев. Проблема застойной безработицы актуальна во всем мире.
Практические потребности учета трудовых ресурсов вызывают необходимость выделения различных видов занятости: “Полная занятость”. Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, “полная занятость” определяется как занятость, составляющая менее 100 % рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы. Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при "полном использовании" ресурсов. Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь "фрикционным" безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. "Структурным" безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. C другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается "нехватка" рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. B такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно "напряженная" ситуация на рынках рабочей силы связана c инфляцией. Понятие "естественный уровень безработицы" требует уточнения в двух аспектах. Во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал. Уровень безработицы часто превышает естественный уровень. C другой стороны, в редких случаях в экономике может возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже естественного уровня. Например, во время второй мировой войны, когда естественный уровень был порядка 3 – 4 %, потребности военного производства привели к почти неограниченному спросу на рабочую силу. Обычным явлением стала сверхурочная работа, a также совместительство. Более того, правительство не разрешало увольняться работникам "важнейших" отраслей промышленности, искусственно сокращая фрикционную безработицу. Фактический уровень безработицы в течение всего периода c 1943 по 1945г. составил менее 2 %, а в 1944 r. упал до 1,2 %. Экономика превышала свои производственные возможности, но оказывала существенное инфляционное давление на производство. Во-вторых, естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений (изменений в законах и обычаях общества). Например, в 60-х годах многие считали, что этот неизбежный минимум фрикционной и структурной безработицы составляет 4 % рабочей силы. Другими словами, признавалось, что полная занятость достигнута в том случае, когда занято 96 % рабочей силы. A в настоящее время экономисты считают, что естественный уровень безработицы равен примерно 5 – 6 %. Сегодня естественный уровень безработицы выше, чем в 60-e годы. Во-первых, изменился демографический состав рабочей силы. B частности, женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы. Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это важно потому, что компенсации по безработице, ослабляя ее влияние на экономику, позволяют безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают фрикционную безработицу и общий уровень безработицы. Продуктивная занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах). Данную пропорцию можно считать оптимальной, если она отвечает определенным требованиям: интересам повышения экономической эффективности производства; результатам интенсификации производства; результатам внедрения НТП; росту производительности труда; созданию благоприятных условий для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников. Рациональная занятость определяется по формуле:
где Зпр – продуктивная занятость, Зп – полная занятость. Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат, и указывает, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость. Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).
В западной экономической науке выделяются три основных направления при объяснении причин безработицы: 1 слишком высокая заработная плата; 2 низкий спрос на рабочую силу; 3 негибкость рынка труда,
обусловленная спецификой Также к причинам безработицы можно отнести накопление капитала, что означает повышение технической оснащенности средств производства; изменение спроса на рабочую силу, что может увеличить скрытую безработицу и другие. Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец XVIII века ) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью. К. Маркс давал своё объяснение безработице в “Капитале” (вторая половина XIX века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами. Также он рассматривал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства. Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных. Кейнс представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Он заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице. Английский экономист А. Пигу, в своей книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы. Безработица в России растет по двум причинам: ввиду полного развала промышленности и ввиду того, что несколько лет в России проводятся множество структурных преобразований. Эти проблемы невозможно решить за счет повышения цен посредством девальвации рубля, увеличения правительственных расходов и выделения дешевых кредитов Центрального банка. Безусловно, подобные меры могут вызвать повышение цен относительно зарплаты, а следовательно, и повышение занятости, однако вместе с тем они могут лишь еще сильнее раскрутить спираль инфляции, не сокращая при этом уровня безработицы. На практике высокая инфляция может создать такое неопределенное положение в экономике, что предприятия станут опасаться нанимать рабочих, и таким образом, безработица может даже вырасти. Следует упомянуть еще об одном виде макроэкономической политики – целевых кредитах и субсидиях государственной промышленности. Эта мера поможет предприятиям продолжать выплату зарплаты, и определенная часть рабочих сможет избежать увольнения. Однако главная проблема заключается в том, что субсидии предприятиям и без того привели к чрезвычайно высокой инфляции. Дотации могут спасти некоторое количество рабочих мест, но при этом наверняка повлекут сокращение занятости в других секторах экономики.
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагали: 1 содействовать снижению заработной платы; 2 разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы; 3 государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций). Дж. М.Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении..." Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции. Согласно взглядам автора "Общей теории", "подлинная" инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода. В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане. Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридман высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридман считал нерациональным достижение полной занятости. Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения государственных инвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора. Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.
Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. В переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение “разумной меры” жесткости. Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему. Социальные последствия безработицы (отрицательные): обострение криминогенной ситуации; усиление социальной напряженности; рост количества физических и душевных заболеваний; увеличение социальной дифференциации; снижение трудовой активности. Наряду с отрицательными последствиями, безработица имеет и положительные: повышение социальной ценности рабочего места; увеличение личного свободного времени; возрастание свободы выбора места работы; увеличение социальной значимости и ценности труда. Экономические последствия безработицы (отрицательные): обесценивание последствий обучения; сокращение производства; затраты на помощь безработным; утрата квалификации; снижение жизненного уровня; недопроизводство национального дохода; снижение налоговых поступлений. Положительные экономические последствия безработицы: создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики; конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду; перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования; стимулирование роста интенсивности и производительности труда. Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили). Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.
Известный американский исследователь в области макроэкономики, Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Это отношение, известное как закон Оукена, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВНП составляет 2,5 %. Это отношение 1:2,5 или 2:5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
Глава 2 Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости в России
В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп: Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская республика, данные по которой Федеральной службой занятости не собирались долгое время. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше средне российских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 10% - максимальный показатель по России). Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают средне российские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно. Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже средне российских, но темпы роста уровня безработицы выше средне российских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя. Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже средне российских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со средне российской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. С вязано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в не престижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья. Таким образом, в России острая безработица имеется в регионах двух типов. Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения. Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл. Важен также вопрос сельской безработицы в России. Резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Так, в Ханты-Мансийском АО, в Томской области и др. уровень сельской безработицы в 2 раза превышает городской показатель (на конец 2000 г.). Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и др. области). Развитие безработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10% . При этом уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденных переселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других). Здесь можно отметить и такое явление российской действительности, как затрудненное внутренняя миграция. Это связано с неразвитым рынком жилья, транспортных услуг, а часто – и просто с произволом местных чиновников. Сокращение экономической активности – отличительная черта российской экономики на протяжении всех лет реформ. Анализ статистических данных позволяет утверждать, что за годы реформы в экономике России наблюдается «наложение» трех процессов: - более интенсивное сокращение занятости, и таким образом, лишение людей источника дохода в виде зарплаты; - более высокий уровень
скрытой безработицы, связанный
с остановками производства - более низкая реальная заработная плата. Итогом являются более обширные и глубокие процессы обнищания и социальной эксклюзии населения. В отношении безработицы возможны три вида политики: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики – облегчить тяжелые последствия потери рабочего места для безработных и из семей. В каждой демократической высокоразвитой стране существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы. Но это не всегда осуществимо. Цель политики в области занятости – снизить уровень безработицы, вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путем использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т. д. В этой области тоже не существует единого мнения о том, на сколько эффективными могут быть правительственные программы такого типа. Безработица - крайне распространенное явление и во многих странах рыночной экономики, особенно в Западной Европе, она остается весьма высокой, порой превышая 10 % трудоспособного населения. Россия тоже не избежала роста безработицы, однако при этом нельзя допускать повторения ошибок Испании, Италии и других стран, где безработица держится на чересчур высоком уровне.
Рост мировой экономики не делает жизнь людей легче. В 2006 году 1,37 млрд. человек в мире жили на 60 долларов в месяц. Число безработных в мире в 2006 году достигло рекордно высокого уровня – 195,2 млн. человек, или 6,3% от общего числа людей трудоспособного возраста. Увеличение числа новых рабочих мест не может угнаться за приростом населения. В странах Центральной и Восточной Европы и СНГ не работает 18,6% молодежи. Высокие темпы экономического роста не защищают людей от безработицы. Число безработных в мире в 2006 году достигло рекордно высокого уровня – 195,2 млн. человек, или 6,3% от общего числа людей трудоспособного возраста. При этом половина работающих людей в мире – около 1,37 млрд. человек – зарабатывают по 2 доллара в день на каждого члена семьи и даже меньше. Тем не менее в период с 2001 по 2006 год в странах Центральной и Восточной Европы, не входящих в ЕС, и в странах СНГ общее число работающих, живущих на 2 доллара в день, значительно снизилось, констатируют эксперты. В 2006 году такие низкие доходы были у 10,5% всех работающих в этом регионе, в 1996 году – у 33%. В странах Центральной и Восточной Европы и СНГ не работает 9,3% трудоспособного населения и 18,6% молодежи. Такие данные приводятся в докладе Международной организации труда (ILO), посвященном тенденциям на рынке труда в 2007 году. Несмотря на рекордное число занятых в экономике, увеличение числа новых рабочих мест не может угнаться за приростом населения, делают вывод специалисты ILO. За последнее десятилетие число работающих в мире выросло лишь на 16,6%, в то время как мировая производительность выросла на 26%. При этом большая часть людей, имеющих работу, но живущих в бедности, так и не смогла вырваться из нищеты. Сильнее всего безработица бьет по молодым людям, в возрасте от 15 до 24 лет. Среди них безработица в 2006 году составляла 44%, или 86,3 млн. человек. В 2006 году в странах Центральной и Восточной Европы, не входящих в Европейский союз, а также в СНГ без работы находились 18,6% молодых людей. Эксперты ILO отмечают, что низкий уровень занятости в Содружестве приводит к образованию масштабных миграционных потоков. Многие, в том числе и молодые специалисты, предпочитают эмиграцию на Запад. Успехи в регулировании рынка труда делают правительства азиатских стран. Самая низкая безработица – в странах Восточной Азии (3,6%). А самое заметное сокращение уровня безработицы в 2006 году наблюдалось в индустриально развитых странах. С 2005 по 2006 год число безработных там уменьшилось на 0,6% и составило 6,2%. «Сильный экономический рост второй половины десятилетия во многих странах имел лишь небольшое воздействие на сокращение числа рабочих, которые живут в бедности вместе со своими семьями, и то такая тенденция наблюдалась только в некоторых странах. Экономический рост не в состоянии уменьшить глобальную безработицу», – заявил генеральный директор ILO Хуан Сомавия. К концу февраля 2006 года число безработных в России составило, по оценке, 5,73 миллиона человек или 7,7% от экономически активного населения по сравнению с 5,67 миллиона к концу января 2006 года и 6,06 миллиона к концу февраля 2005 года. Об этом сообщила Федеральная служба государственной статистики (ФСГС). В феврале по сравнению с предыдущим месяцем число безработных выросло на 1,1%, по сравнению с февралем 2005 года - упало на 5,4%. Данные рассчитаны в соответствии с методологией Международной организации труда. ФСГС периодически уточняет сведения о количестве безработных за предыдущие месяцы. Численность экономически активного населения к концу прошлого месяца составила, по оценке, 73,9 миллиона человек, или около 51% от общей численности населения страны. К концу декабря 2005 года число безработных в России составило 5,61 миллиона человек или 7,7% от экономически активного населения по сравнению с 6,11 миллиона человек к концу 2004 года (8,3%).
Повышению занятости населения будет способствовать реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, а также реализация приоритетных национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Вместе с тем в сфере занятости населения остаются нерешенными проблемы, в том числе: - дифференциация ситуации на локальных рынках труда (высокий уровень безработицы в территориях с моноэкономической структурой производства, сельских районах); - несоответствие спроса и предложения
на рынке труда рабочей силы (как в профессионально- - увеличение среди незанятых и безработных граждан числа лиц, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы. Рыночные реформы радикальным образом изменили социально-трудовую сферу жизни российского общества. Современное состояние сферы занятости характеризуется сокращением спроса на труд, резкой дифференциацией оплаты труда, что ведет к падению престижа труда отдельных социально-профессиональных групп. Ликвидация института гарантированного трудоустройства, отсутствие четкой государственной политики в сфере занятости привели к разрушению прежней системы приоритетов в сфере труда. В настоящее время сфера занятости населения и рынок труда характеризуются наличием безработицы. Распределение безработного населения по территории России отличается большой неравномерностью. В промышленно развитых регионах уровень безработицы несколько ниже, в то же время в отдельных территориях этот показатель существенно превышает среднероссийский, доходя в ряде случаев, по оценкам специалистов, до 35% трудоспособного населения. Значительно выше среднероссийского значения и безработица в сельской местности. Заметно изменился за период реформ и социально-демографический состав безработного населения. Около 50% безработных составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Среди безработного населения по-прежнему высока (около 35%) доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием. Эти данные свидетельствуют о том, что напряженность на рынке труда за период реформ увеличилась, возросли социальные и экономические издержки от безработицы. Снижение спроса на труд привело
к сокращению уровня занятости населения.
В настоящее время занятость населения
в сфере формальной экономики составляет
около 60% трудоспособного населения. Скрытая
занятость оценивается в 20-22% трудоспособного
населения. Снижение занятости в формальной экономике усугубляется ухудшением основных качественных характеристик работников, прежде всего, возрастных. Так, средний возраст занятых в промышленности составляет 47 лет, а каждый десятый работник находится в послетрудоспособном возрасте. В ряде отраслей экономики остро стоит проблема ротации кадров. Средний возраст занятых в науке и научном обслуживании составляет 54 года, в здравоохранении и просвещении — 40 и 43 года соответственно. Скрытая занятость характеризуется молодым возрастом занятых в ней работников. Кроме снижения уровня занятости, легальная экономика характеризуется ухудшением качественных характеристик рабочих мест. Это проявляется, прежде всего, в значительной доле неквалифицированного труда. Большинство рабочих мест следует считать социально непривлекательными из-за низкой заработной платы. Интенсивный и малодоходный труд ведет к ускоренному износу рабочей силы, он малопривлекателен для молодежи. В русле экономических корректировок государственной политики следует предусмотреть смену модели занятости, в основу которой должно быть заложено создание высокодоходных и стабильных рабочих мест. В этой связи решение существующих проблем в сфере занятости населения требует: - повышения заработной платы занятых в экономике; - внедрения практики преимущественного заключения долгосрочных трудовых контрактов (минимальный срок трудового контракта должен составлять не менее трех лет); - создания рабочих мест в высокотехнологичных отраслях, выпускающих конкурентоспособную (в том числе и на мировом рынке) продукцию, с целью сохранения высококвалифицированного трудового потенциала, снижения безработицы среди инженерно-технических и научных специалистов; - предоставления отсрочки от призыва на военную службу выпускникам профессиональных училищ, получившим промышленные профессии, минимум на 2 года при условии их трудоустройства на промышленные предприятия; - решения жилищной проблемы молодых семей, работающих в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, бюджетной сфере, науке и научном обслуживании; - создания дополнительных рабочих мест в сфере промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, сельского строительства, в том числе за счет средств краевого бюджета, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса. На данный момент вопросы развития
трудовых ресурсов и обеспечения занятости
населения на территории РФ очень актуальны,
сложившееся положение требует разработки
и реализации конкретных мер, направленных
на социально-экономическое развитие
и улучшение состояния рынка труда.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы. Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д. Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов, законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателями и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения. Современная ситуация в сфере занятости неадекватна требованиям рыночной экономики, следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогресс общества возможны в том случае, если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда.
Список использованной литературы 1 Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2003 г. 2 Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс; М.: Республика, 1994 г. 3 Журнал “Экономист”, №12, 2000 г. 4 Газета “Взгляд”, 22.03.2006 г., 25.01.2007 г. Сайты: 5 www.itrealty.ru 6 www.ippnou.ru 7 www.uran.donetsk.ua 8 www.buhgalteria.ru 9 www.economics.com |
1 Реестр владельцев ценных бумаг представляет собой список зарегистрированных владельцев с указанием важнейших количественных и качественных параметров ценных бумаг. Держатель реестра – это юридическое лицо, которое собирает и хранит данные о реестре владельцев ценных бумаг.
2 Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 2006 г.
3 Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 2006 г.
4 Составлено автором по материалам сайта ММВБ http://www.micex.ru/profile/
5 Составлено автором по материалам сайта ММВБ http://www.micex.ru/profile/
6 Составлено автором по материалам сайта ММВБ http://www.micex.ru/profile/
3
Информация о работе Безработица, ее причины, виды и методы борьбы с ней