Безработица, её виды и формы. Особенности безработицы в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы.

Содержание работы

Введение
1. Виды и формы безработицы.
2. Методы измерения безработицы.
3. Факторы, способствующие безработице в России.
4. Особенности безработицы в России.
5. Методы борьбы с безработицей.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки  молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

    1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
    2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
    3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы  можно продолжать еще долго, но важно  понимать, что все эти программы  не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
  • Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  • Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
  • Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

      В   отношении   безработицы  государство   располагает  тремя  видами  политики:  социальной,  макроэкономической  и  в  сфере  занятости.

Функция  социальной  политики    состоит  в  оказании  помощи  безработным   с  целью  поддержания  их  жизненного  уровня.

    Макроэкономическая политика  предполагает  использование    денежно- кредитных  и  бюджетно - налоговых   мер    для  сокращения  безработицы.

     Политика  в сфере занятости направлена   на  создание  новых  рабочих  мест,  системы  переподготовки  кадров,  центров  по  трудоустройству  и  т.д.

    Все методы   и меры, с помощью которых    государство воздействует  на  занятость  и  безработицу,  можно  разделить  на  две группы: активные  и пассивные.

    Активные  меры  нацелены  на  создание    дополнительных  рабочих  мест. К  числу   активных  мер  принадлежат,  во - первых,  кейнсианская  макроэкономическая  политика,    направленная  на    стимулирование   совокупного  спроса    за  счет  средств  госбюджета. Во- вторых,  организационные  законодательные  и  финансовые   меры  государства,  которые  включают:  организацию   системы    образования  и  производственно - технического  обучения    кадров  на  базе  служб  по  трудоустройству  и  предприятий;   регулирование   отраслевой  и  региональной    мобильности  кадров;  расширение  производства    товаров  и  услуг  за  счет  роста   государственных  субсидий;  осуществление    программ  общественных  работ в коммунальном  хозяйстве,  строительстве,  ремонтно - восстановительных  работах;  создание   рабочих  мест  для  молодежи;   субсидии  по  занятости  лиц,  нуждающихся  в  социальной  защите;  инвестирование  наиболее  перспективных   или  трудоемких  отраслей;  меры  по  сокращению   предложения  на  рынке  труда;  стимулирование  самостоятельной  занятости  населения;  содействие в  развитии  мелкого  и  среднего  бизнеса.

Пассивная  политика  занятости   включает  создание  системы  социального  страхование и материальной   помощи  безработным.  Система  социального  страхования   предусматривает  выплату  пособий  по  безработице  с  учетом  прежних  заработков,  система  материальной  помощи  направлена  на  обеспечение   безработному  прожиточного  минимума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение своей курсовой работы я хотела бы подвести некоторые итоги.

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого  общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический  прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике  вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.

Безработица, как свидетельствуют  многие социологические и социально-психологические  исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Органам службы занятости  всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

Необходимо расширять сеть учебных  центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комлексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.

 

 

 

 

 


Информация о работе Безработица, её виды и формы. Особенности безработицы в российской экономике