Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
1. раскрыть понятия занятость и безработица;
2. проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
3. раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
4. провести исследования основных прогнозов развития рынка труда.
Введение……………………………………………………………………...стр.3
Глава 1: Понятие безработицы и полной занятости
§ 1.1 Понятие безработицы и причины её образования………………..стр.4
§ 1.2 Уровень и продолжительность безработицы. Типы безработицы..………………………………………………………………...стр.9
§ 1.3 Социально-экономические последствия безработицы………....стр.14
Глава 2: Занятость и безработица в России
§ 2.1 Анализ рынка труда по России…………………………………….стр.17
§ 2.2 Факторы, способствующие безработице в России……………….стр.19
§ 2.3 Пути снижения безработицы, государственная политика занятости…………………………………………………………………....стр.21
§ 2.4 Прогноз развития рынка труда……………………………………стр.28
Заключение………………………………………………………………....стр.30
Список литературы………………………………………………………..стр.32
Приложение………………………………………………………………...стр.33
Все это, может быть реализовано только при создании подлинно конкурентной среды, при отмене регистрации препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.
Численность экономически активного населения к концу марта 2007г. составила, по оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстат), 73,9 млн человек, или около 52% от общей численности населения РФ (см. Приложение 4).
Количество безработных в России, согласно оценке Росстата, на конец марта 2007г. составило 5,3 млн человек, что на 6,6% меньше, чем за аналогичный период 2006г. Таким образом, уровень безработицы в РФ в марте 2007г. составил 7,2% экономически активного населения страны по сравнению с 7,3% в феврале.
При этом в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных в марте сего года были зарегистрированы 1,7 млн человек (на 10,2% меньше, чем в марте 2006г.). Из числа зарегистрированных пособие по безработице получили 1,5 млн человек.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В феврале 2007 г. на них работало 38,3 млн человек, или 56 % общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в феврале 2007 г. составило 40,1 млн. и было больше, чем в феврале 2006г. на 0,4 млн человек, или на 1,1 %.
Оценка Росстата производилась в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ).
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
キ подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
キ частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
キ условная безработица (непостоянная работа);
キ временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
キ потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
キ безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
キ структурная безработица (переориентация, закрытие, банкротство);
キ вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
キ безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
キ безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
キ безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
キ безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах-заводах вследствие остановки предприятий;
キ первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
キ безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
キ безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
キ безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
キ безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
キ безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
キ безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
キ безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
キ безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
キ безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.
§ 2.3 Пути снижения безработицы, государственная политика
занятости
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:
6. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
7. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
8. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
9. разрешение трудовой эмиграции;
10. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.
Постановлением Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».
В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
キ улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её безработным;
キ устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
キ стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, – занятости на них;
キ поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
11. экономическое стимулирование молодежной занятости;
12. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
13. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
キ Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
キ Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
キ Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
キ Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
キ Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
キ Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
キ Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.