Методы борьбы с безработицей
При разработке федеральной и региональной
программой обеспечения занятости населения
необходимо учитывать определенную специфику
России исходя при этом из неоднократно
проверенного факта: предотвратить безработицу
невозможно, но можно и нужно минимизировать
ее, одновременно смягчая социальные,
политические и нравственные последствия
неполного обеспечения трудоспособного
населения работой. И речь идет не только
о соблюдении интересов отдельного гражданина,
но и об интересах государства, поскольку
при безработице в 8-10% только на выплату
пособий безработным уйдет 2.5% валового
национального продукта. В социально -
трудовой политике первоначально превалировали
меры, направленные на выработку и реализацию
механизмов, облегчавших институциональные
перемены в собственности и структурные
сдвиги в экономике. Важнейшими из них
были поддержание доходов на минимальном
уровне и гарантии занятости в условиях
спада производства и роста безработицы.
В русле демократизации общества было
модернизировано законодательство о труде
и занятости путем приведения его в соответствии
с международно признанными правилами:
сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная
продолжительность отпусков, расширены
гарантии занятости безработных, началось
реформирование социального страхования.Регулирование
социально - страховых отношений способствовало
их нормализации во время приватизации
экономики, установлению перемирия между
нынешними работниками и их будущими хозяевами.
Поддержание доходов на минимальном уровне
стало целью социальной защиты населения,
пострадавшего от правительства « реформаторов».
Государство на время отказалось от прямой
регламентации в оплате труда (кроме его
минимума), перейдя к косвенному регулированию
через налоги. Понемногу росло реальное
наполнение средней заработной платы,
отставая, однако, от динамики потребительских
цен на товары и услуги. В связи с рыночными
изменениями наметился переход от жестоких
социалистических к более гибким видам
найма (срочным контрактам, неформализованным
соглашениям и т.п.). При этом почти сошла
на нет традиционная роль органов труда
как госнадзирателя за использованием
рабочего времени, дисциплины, производительностью,
условиями и оплаты труда. Вместе с тем
увеличивалась вынужденная безработица,
порожденная новыми условиями функционирования
предприятий и формами найма. Высвобожденные
по экономическим мотивам составили более
половины официально зарегистрированных
безработных. Именно для них, квалифицированных
работников со стажем и производственным
опытом, были особенно нужны реальные
гарантии занятости, альтернативные косметическим
мерам по трудоустройству социально незащищенных
маргиналов. Неуклонный рост структурной
безработицы предопределял необходимость
преобразования фондов занятости в полноценную
систему социального страхования. Безработица
из негативного явления превращалась
в постоянно действующий фактор развития
рынка труда и обострения конкуренции
за рабочие места. Надо было считаться
с ее объективным характером, обусловленностью
процессами реформирования экономики,
искать новые формы эффективной занятости.
Однако безработица оказалась тем «орешком»,
о который сломали «рыночные» зубы не
одна команда реформаторов в России.
Следуя правительственному курсу
социальной защиты, служба занятости
трансформировалась в организацию
по борьбе с безработицей. Были продолжены
раздачи гарантий ее клиентам по растущему
числу специально проводимых мероприятий.
Причем упор делался на выигрышные
в глазах общественности проекты
в пользу социально незащищенных.
И наоборот, в программах содействия
занятости сознательно принижалось
значение трудового посредничества,
задач повышения мобильности
высвобождаемой рабочей силы и ее
конкурентоспособности на открытом
рынке труда.
Курс на обеспечение возможно полной
занятости и предотвращение безработицы
не решал важнейшую задачу реформ
– повышение эффективности производства.
Когда экономический кризис усилился,
обновленное к тому времени правительство
увидело выход из него в достижении
финансовой стабилизации, фактически
в ускоренном развитии финансово - промышленного
капитала путем мобилизации ресурсов
накопления. В условиях катастрофической
нехватки инвестиций, что вполне естественно
для системного кризиса, активного
вывоза из страны капиталов и сокращения
возможностей инфляционного кредитования
промышленности источником стабилизации
экономики становились доходы населения.
На смену социальным приоритетам
и монетаристским моделям пришли
узкопрагматические задачи перераспределения
национального дохода в пользу крупнейших
монополий, возникших в результате
«народной» приватизации. Обеспечение
занятости и массовая безработица
находятся под контролем государства.
Оказывается легче приостановить
высвобождении работающих без оплаты,
чем наладить работу предприятий
в нормальном режиме, то есть без
долгов по зарплате, но и без излишнего
персонала. Недостаток трудовой мотивации
и доходов по основному месту
работы замещается государственными компенсациями:
социальными гарантиями на производстве,
выплатами и льготами неимущим по
месту жительства. То, что рабочие
недополучили как трудящиеся, им пытаются
вернуть как социально незащищенным.
Наряду с этим расширяется « исход
» ранее многочисленного слоя
квалифицированных работников с
простаивающих предприятий, бесперспективных
производств. Вместе с распадом наукоемких
отраслей промышленности растет депрофессионализация
высококлассных специалистов. Они вынуждены
перебиваться случайными заработками,
искать относительно доходные занятия
в ущерб своей квалификации и
социально - профессиональному статусу.
Что же надо делать, чтобы привести
в движение эту топчущуюся на месте,
неурегулированную, а потому шаткую,
грозящую повернуть вспять систему отношений
труда и капитала? Суть новой социально
- трудовой политики можно свести к следующему:
окончательный переход от полной занятости,
заждавшейся на низкоэффективном труде
и социальных гарантиях неработающим,
к рыночной системе, предполагающей полную
свободу труда и выбора занятий, экономически
обоснованную резервную армию труда и
безработицу. Особенно важной является
социальная либералиция наемного труда
прежде всего через радикальную реформу
трудового законодательства в полном
соответствии требованиями рыночной экономики.
Надо коренным образом изменить «дух законов»
о труде, бес всяких оговорок признать
рабочую силу товаром, собственником которого
является свободный от внеэкономического
принуждения и административного диктата
индивид. Как хозяин уникального товара
он имеет права на приоритет на рынке труда,
его цена формируется в зависимости от
способности, образования, квалификации,
опыта. Для обеспечения свободы труда
необходимо окончательно избавиться от
рудиментов тоталитарной эпохи (прописки,
спецучета кадров, административных ограничений
приема и произвольных увольнений наемных
работников). Ввести в действие регуляторы
свободного рынка труда. Среди них принципиально
важны справедливая оплата, надежная охрана
и достойные условия труда, механизмы
социального страхования экономических
рисков потери трудоспособности, независимые
институты непредвзятого урегулирования
трудовых конфликтов. Причем необходимо
выделить особенности наемного труда
в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменить архаичные и неэффективные
формы законодательного регулирование
труда, например, единый для всех размер
минимальной заработной платы и ее индексации,
которые из инструментов социальной защиты
на практике, в ситуации бюджетного дефицита,
превращаются в государственные нормы
фиксированного порога бедности трудящихся.
Взамен следует установить минимум оплаты
за единицу отработанного времени (час)
и заложить в основу тарифных систем.
Предстоит признать приоритет
социального партнерства по закону
над государственным управлением
трудом в его бюрократическом
исполнении. Поэтому необходимо ограничить
роль государства в обеспечении
занятости, включая отказ от глобальных
федеральных программ, попыток унифицировать
нормы и нормативы социальной
и экономической «защищенности»
от безработицы. Для этого необходимо
создать независимую от правительства
и местной администрации систему
активного содействия безработным
на основе страховых взносов. Следует
рассматривать безработицу как
неотъемлемый элемент рынка труда,
а под обеспечением занятости
понимать трудоустройство вынужденно
безработных и трудовую активизацию
добровольно незанятых с использованием
преимущественно экономических
стимулов привлечение к труду. Государственные
гарантии незанятому населению должно
заменить обязательное страхование структурной
и профессиональной безработицы. Нужно
очистить экономически обусловленную
безработицу от социальных наслоений
популистского толка: передать безработных,
лишь эмитирующих трудовую активность,
но зачастую неспособных к профессиональному
труду, в органы социальной опеки для последующей
трудовой реабилитации путем приобщения
к посильным для них занятиям. Однако,
в последнее время предпринимаются попытки
«спрятать» официальную растущую безработицу,
приукрасить результаты деятельности
служб занятости. Направляемые на общественные
и временные работы безработные в результате
бюрократического кульбита уже не считаются
таковыми. Затем настает очередь посылаемых
на переобучение и переподготовку, опоздавших
на перерегистрацию. Далее следует черед
других «нарушителей» новых правил, вводимых,
кстати, «заднем» числом. Если пойти по
этому пути, то вскоре борьба с безработицей
закономерно перерастет в войну с безработными.
По мере углубления реформ число безработных
должно возрастать в прямой пропорции
с повышением эффективности производства
и реальной оплаты за труд. Более того,
необходимо форсировать структурную безработицу
в соответствии с реализацией программ
реструктуризации производства, создавая
на ее базе мобильный резерв рабочей силы,
используемый для интенсивного развития
экономики. Прежде всего следует стремиться
к поддержанию взаимосвязи занятости,
зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении,
что является условием социально - экономической
сбалансированности. Только так может
быть обеспечена надежная экономическая
основа для создания новых рабочих мест,
расширяющих сферу эффективной занятости,
что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию»
безработицы, понижению ее уровня при
стабилизации развития. Именно тогда становится
возможным создание в обозримой перспективе
динамичной, адаптированной к глубинным
рыночным трансформациям в экономике
социально - трудовой сферы.
Список литературы
- Малкина М.Ю. Экономическая теория. Часть 2. Макроэкономика: