Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:52, курсовая работа
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.
Введение
Глава 1 Основные понятия и виды безработицы и занятости
1.1 Понятие безработицы, кто является безработным
1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса
1.3 Политика занятости
Глава 2 Социально-экономические последствия России
2.1 Жизненный уровень населения
2.2 Государственная политика занятости
2.3 Анализ рынка труда
Заключение
Список литературы
Предельно допустимым уровнем
безработицы признано 7% всего экономически
активного населения. Превышение этой
границы чревато сильным
1.3 Политика занятости
В чем состоит сущность
задачи достижения полной занятости
в масштабе страны? Она заключается
в обеспечении равенства
При этом важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости26:
а) запрещение принудительного
труда и право каждого
б) занятость как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход;
в) полная занятость предполагает осуществление права на труд и права на защиту от безработицы (которые установлены Конституцией РФ).
В правовом государстве действует
система социальных защитных устройств27,
которые применяются для
Первым элементом такой системы является регулирование занятости28. Многие государства предпринимают следующие меры:
Q сокращают законодательно
установленную
Q рекомендуют осуществлять
на предприятиях разделение
Q досрочно увольняют на
пенсию работников
Q создают новые рабочие
места и организуют
Q сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.
Другим элементом
Следующим элементом системы
обеспечения экономической
На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты - сумму уровней безработицы и инфляции. С первым из этих уровней мы ознакомились.
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РОССИИ
2.1 Жизненный уровень населения
«Повестка дня на XXI век»
рассматривает повышение уровня
жизни населения как
Социальная политика государства
в период 2002-2007 гг. была направлена на
стабилизацию и повышения уровня
жизни населения. Для этого требовалось
обеспечить рост денежных доходов населения
и повысить их реальное содержание;
значительно сократить
Реальные денежные доходы населения и реальная заработная плата увеличилась за период 2003-2007 гг. в 2,2 раза. В 2007 г. реальные денежные доходы выросли на 20%, в 2008 г. - на 25%, реальная заработная плата - на 12 и 30% соответственно.
В связи с замедлением темпов роста инфляции на период 2010-2012 гг. и более сильным ростом экономики, реальная заработная плата в целом за 2010-2012 гг. вырастет на 6,5%. Снижение инфляции благоприятно скажется на увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения - в 2010 г. они вырастут на 3%. Значительный вклад при этом будет вносить рост доходов пенсионеров. Стабильной останется в 2010 г. численность безработных, которая сократится в среднем за год до 6,3 млн. человек - 8,6% от экономически активного населения.31
Одним из главных факторов,
влияющих на рост денежных доходов
населения, является оплата труда. Политика
в области оплаты труда была направлена
на повышение роли заработной платы
как основного источника
Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, и заработной платы последних лет, уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.
2.2 Государственная политика занятости
Как и любое экономическое явление, безработица не может рассматриваться односторонне. Она может быть и злом, и благом - все зависит от меры данного явления и конкретных обстоятельств.
Рассмотрим безработицу как благо. В основе такой оценке может лежать только умеренная безработица.
Во-первых, с экономической точки зрения безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который всегда можно задействовать. Например, при структурной перестройке или сезонном колебании спроса на рабочую силу. Если представить себе ситуацию, при которой существует абсолютно полная занятость, то тогда возникают проблемы обеспечения рабочей силой новых рабочих мест. Инвестиционные процессы начинают тормозиться, что может даже оказать негативное влияние на общую эффективность развития экономики страны.
Во-вторых, с психологической точки зрения умеренная безработица повышает дисциплину труда. Здесь действует такой стимул, как риск потери работы. Это заставляет сотрудника не только вовремя и в надлежащем виде приходить на свое рабочее место, но и добровольно трудиться, выдавая высококачественную продукцию.
В-третьих, с демографической
точки зрения умеренная безработица
может содействовать
В-четвертых, с политической точки зрения умеренная безработица способствует предпринимательской деятельности, охлаждая пыл наемных работников и профсоюзов, которые выдвигают непомерно высокие требования в области улучшений условий труда. В целом, как правило, это стабилизирует политическую ситуацию в стране или способствует в известной мере этому процессу.
Итак, умеренная безработица (в пределах 3-5% общего количества дееспо-собного населения) является благом. Но как только она начинает переходить за этот уровень, т. е. 5%-ный предел, начинают все отчетливее проявляться отрицательные стороны безработицы, которые прежде были лишь в потенции.
Во-первых, безработица снижает
экономический потенциал
- снижению объема (по сравнению с возможным) ВНП;
- падению покупательского спроса;
- сокращению сбережений;
- торможению инвестиционного процесса;
- снижению предложения;
- спаду производства.
Безработица также приводит к потере квалификации высвободившихся работников и, как следствие, к устойчивому снижению производительности их труда. Исследования показали, что даже после двух- трехмесячного перерыва работник выходит на прежнюю производительность труда примерно через 6-7 месяцев.
Во-вторых, с социальной точки зрения безработица содействует криминализации общества.
В-третьих, с безработицей
связывается ухудшение
В-четвертых, безработица может усиливать политическую нестабильность общества, способствуя возникновению социальных катаклизмов.
Государств на Западе проводит специальные меры по защите наемных работников от безработицы. Предусматривается обеспечить экономическую безопасность трудящихся по следующим направлениям:
1. Регулирование занятости.
Государство предпринимает
- в период массовой
безработицы сокращает
- рекомендует проводить
на предприятиях «разделение
рабочих мест» между
- досрочно увольняет на
пенсию работников
- создает новые рабочие
места и организует
- сокращает предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивает иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и др.
2. Организация бирж труда.
Биржи труда - учреждения, которые
посредничают между
3. Формирование фондов
страхования по безработице.
В разных странах размеры
пособий по безработице и
- в США - 36% заработка в течение 14 недель;
- в Японии - 60-80% заработной платы в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других условий.