Безработица и занятость в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:52, курсовая работа

Описание работы

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Основные понятия и виды безработицы и занятости

1.1 Понятие безработицы, кто является безработным

1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса

1.3 Политика занятости

Глава 2 Социально-экономические последствия России

2.1 Жизненный уровень населения

2.2 Государственная политика занятости

2.3 Анализ рынка труда

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курс1.docx

— 55.98 Кб (Скачать файл)

 

Предельно допустимым уровнем  безработицы признано 7% всего экономически активного населения. Превышение этой границы чревато сильным возрастанием социальной напряженности в обществе25. На кого, как не на государство ложится  вся тяжесть ответственности  за обеспечение занятости трудоспособного  населения?

1.3 Политика занятости

 

В чем состоит сущность задачи достижения полной занятости  в масштабе страны? Она заключается  в обеспечении равенства численности  трудоспособного населения и  количества, необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование  занятости населения. В этих целях  используются статистический учет потребности  в трудовых резервах, метод «затраты - выпуск» и другие средства регулирования  макроэкономики.

 

При этом важно учитывать  особенности применения рабочей  силы как социального фактора. Они  отражаются в современных принципах  трудовой занятости26:

 

а) запрещение принудительного  труда и право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию;

 

б) занятость как деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход;

 

в) полная занятость предполагает осуществление права на труд и  права на защиту от безработицы (которые  установлены Конституцией РФ).

 

В правовом государстве действует  система социальных защитных устройств27, которые применяются для обеспечения  экономической безопасности трудящихся.

 

Первым элементом такой  системы является регулирование  занятости28. Многие государства предпринимают  следующие меры:

 

Q сокращают законодательно  установленную продолжительность  рабочего времени в период  массовой безработицы;

 

Q рекомендуют осуществлять  на предприятиях разделение рабочих  мест между тружениками (для  увеличения занятости);

 

Q досрочно увольняют на  пенсию работников государственного  сектора экономики, которые не  дослужили до пенсии 2-3 года;

 

Q создают новые рабочие  места и организуют общественные  работы (в области инфраструктуры - для постройки высококачественных  дорог и т. п.), особенно для  хронически безработных и молодежи;

 

Q сокращают предложение  рабочей силы на рынке труда;  ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.

 

Другим элементом рассматриваемой  системы служат биржи труда, созданные  еще в первой половине XIX в. Биржи  труда29 - это учреждения, которые  посредничают между предпринимателями  и рабочими при трудовом найме. Эти  учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство  безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние  рынка труда и предоставляют  информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление  на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать  через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия  по безработице.

 

Следующим элементом системы  обеспечения экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования  по безработице30, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды  образуются в значительной мере за счет вычетов из зар. платы занятых и прибыли фирм. В высокоразвитых странах изыскиваются новые пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х гг. приоритетным здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показатели этого улучшения: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости; б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы.

 

На Западе для оценки состояния  экономики используют так называемый индекс нищеты - сумму уровней безработицы  и инфляции. С первым из этих уровней  мы ознакомились.

 

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ РОССИИ

 

2.1 Жизненный уровень населения

 

 

«Повестка дня на XXI век» рассматривает повышение уровня жизни населения как доминирующую цель устойчивого развития. В связи  с этим социально-экономические  индикаторы, характеризующие уровень  жизни населения, носят задающий характер, что определяет направленность развития экономики на повышение  благосостояния населения.

 

Социальная политика государства  в период 2002-2007 гг. была направлена на стабилизацию и повышения уровня жизни населения. Для этого требовалось  обеспечить рост денежных доходов населения  и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить  дифференциацию доходов различных  групп населения и масштабы бедности. Реализация мер в области социальной политики позволила остановить падение  уровня жизни и обеспечить рост реальных денежных доходов. В 2004 г. реальные денежные доходы выросли на 6%, реальная заработная плата - на 14%. За три года (2005-2007 гг.) денежные доходы должны были вырасти на 13,5%, фактически их прирост составил 38,4, или в  среднем 11,5% в год.

 

Реальные денежные доходы населения и реальная заработная плата увеличилась за период 2003-2007 гг. в 2,2 раза. В 2007 г. реальные денежные доходы выросли на 20%, в 2008 г. - на 25%, реальная заработная плата - на 12 и 30% соответственно.

 

В связи с замедлением  темпов роста инфляции на период 2010-2012 гг. и более сильным ростом экономики, реальная заработная плата в целом  за 2010-2012 гг. вырастет на 6,5%. Снижение инфляции благоприятно скажется на увеличение реальных располагаемых денежных доходов  населения - в 2010 г. они вырастут на 3%. Значительный вклад при этом будет  вносить рост доходов пенсионеров. Стабильной останется в 2010 г. численность безработных, которая сократится в среднем за год до 6,3 млн. человек - 8,6% от экономически активного населения.31

 

Одним из главных факторов, влияющих на рост денежных доходов  населения, является оплата труда. Политика в области оплаты труда была направлена на повышение роли заработной платы  как основного источника формирования денежных доходов населения, поддержания  экономической заинтересованности и активности населения, создание условий  для справедливой оплаты труда и  обеспечения необходимых стандартов потребления.

 

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, и заработной платы последних лет, уровень  жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.

 

2.2 Государственная политика  занятости

 

 

Как и любое экономическое  явление, безработица не может рассматриваться  односторонне. Она может быть и  злом, и благом - все зависит от меры данного явления и конкретных обстоятельств.

 

Рассмотрим безработицу  как благо. В основе такой оценке может лежать только умеренная безработица.

 

Во-первых, с экономической  точки зрения безработица представляет собой резерв незанятой рабочей  силы, который всегда можно задействовать. Например, при структурной перестройке  или сезонном колебании спроса на рабочую силу. Если представить себе ситуацию, при которой существует абсолютно полная занятость, то тогда  возникают проблемы обеспечения  рабочей силой новых рабочих  мест. Инвестиционные процессы начинают тормозиться, что может даже оказать  негативное влияние на общую эффективность  развития экономики страны.

 

Во-вторых, с психологической  точки зрения умеренная безработица  повышает дисциплину труда. Здесь действует  такой стимул, как риск потери работы. Это заставляет сотрудника не только вовремя и в надлежащем виде приходить  на свое рабочее место, но и добровольно  трудиться, выдавая высококачественную продукцию.

 

В-третьих, с демографической  точки зрения умеренная безработица  может содействовать оптимизации  структуры занятости по половозрастному  признаку. Если, например, в тот или  иной период в структуре занятых преобладает женский труд, то это может сказаться не только на воспитании подрастающего поколения, но и на самой рождаемости. В этом случае умеренная безработица, вбирая в себя, прежде всего женщин, может внести коррективы в структуру занятости и тем самым способствовать решению демографических проблем в стране.

 

В-четвертых, с политической точки зрения умеренная безработица  способствует предпринимательской  деятельности, охлаждая пыл наемных  работников и профсоюзов, которые  выдвигают непомерно высокие  требования в области улучшений  условий труда. В целом, как правило, это стабилизирует политическую ситуацию в стране или способствует в известной мере этому процессу.

 

Итак, умеренная безработица (в пределах 3-5% общего количества дееспо-собного населения) является благом. Но как только она начинает переходить за этот уровень, т. е. 5%-ный предел, начинают все отчетливее проявляться отрицательные стороны безработицы, которые прежде были лишь в потенции.

 

Во-первых, безработица снижает  экономический потенциал общества за счет его недоиспользования. Это  ведет к следующим потерям:

 

- снижению объема (по сравнению  с возможным) ВНП;

 

- падению покупательского  спроса;

 

- сокращению сбережений;

 

- торможению инвестиционного  процесса;

 

- снижению предложения;

 

- спаду производства.

 

Безработица также приводит к потере квалификации высвободившихся  работников и, как следствие, к устойчивому  снижению производительности их труда. Исследования показали, что даже после  двух- трехмесячного перерыва работник выходит на прежнюю производительность труда примерно через 6-7 месяцев.

 

Во-вторых, с социальной точки  зрения безработица содействует  криминализации общества.

 

В-третьих, с безработицей связывается ухудшение психического здоровья нации. Медики утверждают, что  отрицательная реакция, полученная при извещении об увольнении, по-своему воздействию на психику человека равнозначна реакции на сообщение  ос смерти самых близких родственников  и сильнее сообщения о тюремном заключении.

 

В-четвертых, безработица  может усиливать политическую нестабильность общества, способствуя возникновению  социальных катаклизмов.

 

Государств на Западе проводит специальные меры по защите наемных  работников от безработицы. Предусматривается  обеспечить экономическую безопасность трудящихся по следующим направлениям:

 

1. Регулирование занятости.  Государство предпринимает следующие  действия:

 

- в период массовой  безработицы сокращает законодательно  установленную продолжительность  рабочего дня и рабочей недели;

 

- рекомендует проводить  на предприятиях «разделение  рабочих мест» между работниками  (для увеличения занятости);

 

- досрочно увольняет на  пенсию работников государственного  сектора экономики, которые не  дослужили до пенсии 2-3 года;

 

- создает новые рабочие  места и организует общественные  работы (постройку высококачественных  дорог и т.п.), особенно для хронически  безработных и для молодежи;

 

- сокращает предложение  рабочей силы на рынке труда:  ограничивает иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и др.

 

2. Организация бирж труда.  Биржи труда - учреждения, которые  посредничают между предпринимателями  и рабочими при трудовом найме.  В современных условиях эти  учреждения являются, как правило,  государственными. Они занимаются  учетом и трудоустройством безработных,  содействуют желающим переменить  работу, изучают состояние рынка  рабочей силы и предоставляют  информацию о нем, помогают  профессиональной ориентации молодежи. Направления на работу, выданные  биржами труда, не являются  обязательными для предпринимателей, которые предпочитают принимать  на работу через собственные  отделы кадров. Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно  влечет за собой лишение пособия  по безработице. 

 

3. Формирование фондов  страхования по безработице. Эти  фонды оказывают потерявшим работу материальную помощь. Они образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.

 

В разных странах размеры  пособий по безработице и продолжительность  их выплаты неодинаковы, например, они  составляли:

 

- в США - 36% заработка  в течение 14 недель;

 

- в Японии - 60-80% заработной  платы в течение 3-12 месяцев  в зависимости от возраста  безработного и других условий.

Информация о работе Безработица и занятость в России