Безработица и занятость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:30, реферат

Описание работы

За последние восемь лет произошли радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни России. Курс проводимых реформ кардинально преобразил социально-трудовую сферу. Что же произошло в нашей стране и как влияет социальная сфера, и рынок труда в частности, на экономическую жизнь государства? На этот вопрос я и попытаюсь ответить в своей работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЁ ВИДЫ
4-8
БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ
9-16
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
17-18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
20

Файлы: 1 файл

Занятость и Безработица (восстановлен).docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края ГБОУСПО Ставропольский региональный  Колледж вычислительной техники и электроники

 

 

 

                          

                         РЕФЕРАТ

на тему: « Безработица и занятость»

по дисциплине: Экономика

 

 

                                    Выполнила:

                                              студентка 1 курса

                                   группы 15/1

                                                    Детыминская Валерия                  

                                 Федоровна

                                Проверил:

                                                   преподаватель проф.

                         цикла

                                  Лебеда Я.В.

                                

 

                                        2014 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ЗАНЯТОСТЬ  НАСЕЛЕНИЯ  И  ЕЁ  ВИДЫ

4-8

  1. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ

9-16

  1. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ                                           

17-18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Роль государства, в частности и его региональных звеньев, в регулировании социальной сферы принципиально отлична от его роли принципиально отлична от его роли применительно к другим сферам народного хозяйства. Это связано с общественной значимостью объекта регулирования. Функции, выполняемые социальными отраслями, напрямую определяют условия и уровень жизни населения.

За последние восемь лет произошли радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни России. Курс проводимых реформ кардинально преобразил социально-трудовую сферу. Что же произошло в нашей стране и как влияет социальная сфера, и рынок труда в частности, на экономическую жизнь государства? На этот вопрос я и попытаюсь ответить в своей работе.

 

 

 

    1. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Знание рынка труда требует внимательного и тщательного изучения структурных сдвигов в трудовой деятельности, обусловленных тенденциями развития НТП и изменениями в общественном разделении труда. Данные процессы находят сове проявление в быстрой смене видов трудовой деятельности. В настоящее время в индустриально развитых странах мира примерно 70% видов трудовой деятельности относятся к тем из них, которых вообще не существовало в начале века. Другими факторами, оказывающими существенное воздействие на рынок труда, является с одной стороны, удлинение периода трудовой деятельности человека примерно в два раза, с другой – более позднее вступление в трудовую деятельность (с 16, 18 и даже 21 года), обусловленное увеличившимися сроками обучения и профессиональной подготовки. При этом, если раньше человеку приобретенной специальности хватало на всю оставшуюся жизнь, то в настоящее время он вынужден будет переходить к новой специальности не менее 2-3 раз в течение своей трудовой деятельности.

Наконец, необходимо заметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходит как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.

Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов. В России численность занятого в экономике населения за время реформ сократилась примерно на 10 млн. чел. (см. приложение 3). В общем показателе с 1940 года наивысшим показателем стал 1990 год (75,3 млн. человек).

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

1. Исключительное право граждан  распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.

2. Ответственность государства  за реализацию права граждан  за труд, содействие занятости  трудовой деятельностью, на которую  способен человек и которую  он желает осуществить.

Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в переходный период в России остро обозначилась проблема неформальной занятости, вызванная наличием трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Наряду со скрытой безработицей неформальная занятость легко может перейти в открытую безработицу, кроме того, она вызывает ухудшение трудовой морали, деквалификацию рабочей силы, расширение «теневой» экономики.

Свободно избранная занятость все еще воспринимается россиянами несколько неадекватно, так как противоречит выработанными годами традициям и установкам советской экономики. Необходим коренной поворот в экономическом мышлении и социальных императивах. Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.

Несмотря на то что принятие подобных положений имеет самостоятельное значение, не находится в прямой, непосредственной связи с переходом к рыночной экономике, вне сомнения, что новая концепция занятости гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности – работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

В широком смысле слова речь идет о свободном выборе не только вида занятости, но и ее меры, то есть временного режима занятости и трудовой деятельности. Конечно, во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной экономике. Это никоим образом не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.

Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики – всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

  1. содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);
  2. развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;
  3. организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;
  4. содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;
  5. содействие занятости социально слабо защищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ

Мировая экономическая практика свидетельствует , что обеспечение полной занятости и одновременное повышение экономической эффективности общественного производства в современных условиях трудно достижимо, скорее всего, невозможно. Это объясняется тем, что главный фактор экономического роста и объективности производства – научно-техническая революция выступает одновременно и главным фактором возникновения безработицы.

Чаще всего рыночную экономику увязывают с безработицей. Действительно, исторический опыт учит, что в странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать, что уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% - социально опасный уровень, которого надо избегать.

Следует, правда, отметить, что и в рыночной и в нерыночной экономике обычно существуют два явления: безработица людей и «безработица» рабочих мест, то есть наряду с людьми, не имеющими работы, имеются незанятые рабочие места. Но обычно в рыночной экономике количество безработных людей намного превышает количество не соответствующих их запросам рабочих мест, тогда как в нерыночной экономике и даже в экономике переходного типа чаще наблюдается обратная картина.

В целом безработица обусловлена состоянием* экономики, вследствие чего уровень безработицы может быть использован в качестве показателя, отражающего социально-экономическое положение страны.

В западной экономической науке выделяются три основных направления при объяснении причин безработицы:

  1. безработица – следствие слишком высокой заработной платы;
  2. (кейнсианское) низкий спрос на рабочую силу;
  3. негибкость рынка труда, обусловленная спецификой товара – рабочей силы.

Для решения проблемы безработицы существенно важно определить тип безработицы и ее действительные размеры.

Понятие «безработица» и «безработные» трактуются экономистами неоднозначно. Международная практика, опыт которой обобщен и резюмирован в документах Международной организации труда (МОТ), исходит из положения, согласно которому безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться прежде всего из-за отсутствия свободных мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.

Информация о работе Безработица и занятость