Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучение и анализ ситуации на российском рынке труда, выявление причин, видов, уровня безработицы, её экономических и социальных издержек.
Итак, безработицей называется наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Введение 3
1. Причины и виды безработицы 5
2. Уровень безработицы в России 10
3. Экономические и социальные издержки безработицы 14
Заключение 18
Глоссарий 20
Список использованных источников 22
Список сокращений 23
Приложения
Таким образом, безработица
является характерной чертой
рыночной экономики. Она
Уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным. Эксперты Международной организации труда (МОТ) выделяют четыре альтернативных подхода к измерению масштабов и уровня безработицы, встречающиеся в статистической практике различных стран:
1 по результатам переписей
2 на основе официальных оценок, которые рассчитываются органами государственной статистики путем комбинирования данных из различных доступных источников;
3 по регистрациям в службах занятости;
4 по численности лиц,
Российские официальные
При сопоставлениях предпочтение принято отдавать показателям, базирующимся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они строятся по единой методологии и в большей мере свободны от искажающего влияния административной практики учета безработных.
В России они обеспечивают получение сопоставимых данных по региональным рынкам труда, тогда как регистрируемая безработица может сильно колебаться в зависимости от политики местных властей и объема имеющихся у них финансовых ресурсов.
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. Числитель при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.
Анализ уровня безработицы является одним из важнейших и неотъемлемых факторов в экономике страны. Россия – огромное государство, самая большая страна в мире и естественно что, для оптимального развития её экономики нужно очень чётко определить показатели естественной безработицы и неизменно к ним стремиться. Самые точные и уже сведённые в единые формы статистические данные о занятости населения, а, следовательно, и безработице можно найти в материалах, разрабатываемых Федеральной службой государственной статистики.
Анализируя данные, представленные в вышеуказанных материалах в России, уровень безработицы в сентябре 2011года составил 6%. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые и безработные) составила 76,6 млн. человек, или 54% от общей численности населения страны.
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
В численности экономически активного
населения 72 млн человек классифицировались
как занятые экономической
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) составил 64,9%. По сравнению с августом 2011 года численность занятого населения уменьшилась на 48 тыс. человек (на 0,1%), численность безработных за этот период снизилась на 57 тыс. человек (на 1,2%). По сравнению с сентябрем 2010 года численность занятого населения выросла на 421 тыс. человек (на 0,6%), численность безработных сократилась на 282 тыс. человек (на 5,6%).
По данным Росстата, общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2011 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете в качестве безработных 1263 тыс. человек.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в сентябре, по данным Росстата 66,2% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в сентябре составила 29,6%, среди безработных женщин - 39,0%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
В числе безработных сельских жителей было в 1,7 раза больше, чем горожан. Среди безработных 31,9% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает трёх месяцев. Один год и более ищут работу 32,8% безработных (застойная безработица).
Что касается Архангельской области, то в 2011 году около 50 тысяч жителей обратились в органы службы занятости в поиске работы. Количество высвобождаемых работников в этом году снизилось и составило 5 тыс. человек, что на 3 тыс. меньше, чем в 2010 году. Число обращений граждан в поиске работы, по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 14%, численность зарегистрированных безработных снизилась на 24%, на 3% возросло число вакансий, заявленных работодателями в службу занятости.
Повышение уровня безработицы означает,
что общество фактически отказывается
от всех тех товаров и услуг, которые
могли бы произвести безработные. Потери
в периоды высокой безработицы
- это самые большие
К основным экономическим издержкам безработицы причисляют:
- прямые потери в личных
- сокращение доходной части
федерального бюджета (
- недополученный выпуск
-рост затрат общества на
Безработица по сути своей является
не просто отсутствием работы, а
серьезной экономическая
Безусловно, столкновение с безработицей сказывается на средней продолжительности жизни и состоянии здоровья (причём, далеко не в лучшую сторону), и, как следствие, на уровне смертности. К тому же, потеря работы ведёт потере самоуважение, возникновению различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии), появлению ощущения безнадежности и пристрастия к алкоголю, в котором человек стремится «утопить горе». Это и будет социальными или внеэкономическими издержками безработицы.
К ним можно причислить:
- маргинализацию общества, потерю
квалификации и уверенности в
себе, снижение уровня самоуважения
у людей, оставшихся без
-падение морали в обществе, а как следствие - распад семей, рост преступности;
-ухудшение физического и
-обострение социальной
Экономические издержки безработицы
безусловно велики, но и внеэкономические
просто огромны. Никакими материальными
благами не выразить масштабы тех социально-психологических
бедствий, которые происходят в периоды
высокой и устойчивой вынужденной безработицы.
Результаты научных исследований, проведенных
в последние годы, подтверждают существование
ряда эмоциональных, социальных, финансовых,
семейных, медицинских и политических
последствий безработицы. Ученые обнаружили
связь между безработицей и тюремным заключением.
Изучение уголовных дел показывает, что
до 70% заключенных в момент ареста не имели
работы, а рецидивы объясняются отсутствием
работы (о нежелании работодателей трудоустраивать
бывших заключённых писалось выше). Во
время безработицы работникам и их семьям
приходится жить на сбережения, продавать
вещи, жить на пособие по социальному обеспечению.
Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает этот порог, в результате чего подростки сбегают из дома, иждивенцев помещают в приюты, семья отторгает тех, кого считает обременительными.
Не вызывает сомнений, что в данной ситуации необходимы государственные меры, направленные на снижение уровня безработицы. После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в процесс труда. Тяжелее всего было положение в тяжелой промышленности и добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции.
В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен. Эффективность мер по организации общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.
6,2 миллиарда рублей в 2011 году было выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера, как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.
Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.
В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду. Повышенные пособия увеличивают нагрузку на более активную экономически часть населения.
Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 стала организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском не трудоустройства. Трудоустроить стажёров не очень сложно, ведь работодатели зачастую мало платят стажёрам, а иногда и не платят вообще.
Принято решение выделять субсидии 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Но такой дотации может быть недостаточно, чтобы заинтересовать работодателей. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат, что привело к тому, что инвалиды формально зачислялись в штат, получая минимальную зарплату.
В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики, в этом в России нуждаются ещё 10 миллионов человек.
Рассчитывать на вышеуказанные меры могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости.
Можно заключить, что экономические и социальные издержки безработицы несомненно важны. Безработица оставляет свой след не только на материальном, но и на психико-эмоциональном состоянии людей. В настоящий момент наше государство реализовывает комплексные программы, направленные на снижение уровня безработицы. И, стоит отметить, данные программы показывают хорошие результаты
Информация о работе Безработица: причины, виды, уровень, экономические и социальные издержки