Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:38, курсовая работа
Актуальность избранной темы определяется тем, что рост безработицы, сокращение занятости населения - острейшая проблема, очень специфическая для России. В результате свертывания производств, особенно высокотехнологичных, разрушения научного потенциала, сокращения армии, безработица в России приобретала совершенно иной характер, чем в других странах. В числе безработных оказались люди не низкоквалифицированного труда или лишенные образования, а высокопрофессиональные специалисты в области современной техники, технологии, с современными техническими системами. Попадая в число безработных или низкооплачиваемых, лишаясь возможности прокормить свою семью, многие их них вливаются в «серый рынок» и криминальную сферу, хотя именно они способны решать кардинальные проблемы развития страны.
Экономические последствия:
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.
Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.
Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.
Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:
Таблица 2 – экономические плюсы и минусы безработицы
Отрицательные |
Положительные |
Обесценение последствий обучения |
Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики |
Сокращение производства |
Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду |
Затраты на помощь безработным |
Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования |
Утрата квалификации |
Стимулирование роста интенсивности и производительности труда |
Снижение жизненного уровня |
|
Недопроизводство национального дохода |
|
Снижение налоговых поступлений |
Одно из главных негативных последствий безработицы – нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап – оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.
Глава 3
Проблемы безработицы и пути их преодоления
Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.
Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
- выплата пособий по безработице;
- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Диаграмма 2. В марте 2013г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 73,6 человека.
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
1) усовершенствование системы
сбора и предоставления
2) создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
1) создание государственных
служб и учреждений по
2) помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
1) проведение антициклической
(стабилизационной) политики, направленной
на недопущение глубоких
2) создание дополнительных
рабочих мест в
Деятельности |
тыс. человек |
в процентах к итогу |
Всего |
3198,9 |
100,0 |
из них: |
||
Обрабатывающие производства |
289,1 |
9,4 |
Производство распределение электроэнергии, газа и воды |
74,5 |
2,4 |
Строительство |
146,1 |
4,7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
449,9 |
14,6 |
Гостиницы и рестораны |
62,1 |
2,0 |
Транспорт и связь |
274,8 |
8,9 |
Финансовая деятельность |
299,2 |
9,7 |
Операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг |
514 |
16,7 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
222,8 |
7,2 |
Образование |
391,2 |
12,7 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
331,2 |
10,7 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
153,0 |
5,0 |
Таблица 3.Структура занятости по видам экономической деятельности.
Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.
Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
1. Обеспечение правовой
защищенности наемных
2. Использование альтернативных форм занятости.
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра – я. Ты - там, а я - здесь.
3. Развитие системы страхования от безработицы:
- повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит
стимулировать структурную перестройку предприятий;
- использование страховых
принципов, когда наряду с работодателем
в формировании фонда
- адаптация безработных
к изменившимся требованиям
через систему профессиональной подготовки при максимальном
учете имеющейся базовой квалификации;
- упрощение процедуры
регистрации безработных в
4. Усиление гарантий
в сфере оплаты труда и
5. Создание действенной
системы защиты наемных
Перечисленные мероприятия не смогут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.
Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2008 года .
Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:
- Федеральная служба государственной статистики;
- Федеральная служба по труду и занятости;
- Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.
Однако, методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня, полученного в результате социального обследования, опросов населения и предприятий.
Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в до перестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда.
Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года - 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству; в- третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.
На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников - сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %).
Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.