Безработица в России и основные пути ее сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 15:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать деятельность государства в сфере занятости населения.

Содержание работы

Введение 3
Безработица и ее сущность 4
Уровень и продолжительность безработицы 6
Виды безработицы и формы их проявления 7
Статистические данные по безработице в России 12
Факторы, способствующие безработице в России 15
Причины возникновения безработицы 18
Методы борьбы с безработицей в России 21
Заключение 23
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

    В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

    Рассмотрев эти причины, мы можем сделать следующие выводы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда, так как рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.

 

                    Методы борьбы с безработицей в России

 

Правительственная программа содействия занятости должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально-допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его основных звеньев – рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:

- обеспечение правовых, экономических  и организационных условий для  создания и сохранения рабочих  мест, развития кадрового потенциала  в различных отраслях экономики  и регионах Российской Федерации;

- регулирование складывающегося  национального рынка труда и  повышение конкурентоспособности  отечественной рабочей силы;

- формирование эффективной  структуры занятости населения;

- повышение качества создаваемых  рабочих мест;

- развитие профессиональной  и территориальной мобильности  рабочей силы;

- создание благоприятных  условий для повышения уровня  жизни за счет стимулирования  трудовой активности населения, усиления роли и ответственности  участников социально-трудовых отношений  в сфере занятости населения;

- предотвращение роста  неполной занятости и массовой  безработицы.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.

 

                                                        Заключение

 

Исходя из данным данной работы ,можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев:

- регистрация безработных в  службе занятости;

- незанятость и активный поиск  работы независимо от факта  регистрации;

- отсутствие работы, независимо  от наличия официального статуса  занятости (в случае отпусков  и неполного рабочего дня по  инициативе нанимателя).

Следует сделать вывод о том, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. 

Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с:

-действующей системой  регистрации безработицы;

-чрезвычайно низким пособием  по безработице;

- ограниченными возможностями  переподготовки безработных и  низкой вероятностью последующего  трудоустройства;

- предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление  квалифицированной рабочей силы  на рынок труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости.

Эта концепция должна включать:

· макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

· государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;

· регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

· регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть:

- повышение экономической  и социальной эффективности занятости  за счет изменения ее структуры, форм;

- создание условий для  развития человеческого капитала  страны, совершенствование экономических  отношений занятости.

 

 

 

                                   Список литературы

 

1.Сажина М.А., Чибриков  Г.Г. Экономическая теория.– М.:, 2002.

2. Павленков В.А.Рынок труда. Занятость. Безработица.-М.:Издательство МГУ, 2004.- 368 с.

3. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте

 российского  рынка труда// Вопросы экономики. – 2008. - № 6. – С. 98-111

4. Базыленко Т. Влияние службы занятости на предпринимательскую

 активность безработных// Человек и труд. – 2012. - № 5. – С. 28-32

5. Вишнякова В.А. Проблемы трудовой миграции в сфере занятости

 кризисного состояния// Соц. политика и социология. – 2010. - № 10.

 – С. 109-114

 

6. Давыдов С. Предельная привлекательность работы: понятие и измерение//  Общество и экономика. – 2011. - № 8-9. – С. 228-247

7. Дробот Г.А. Глобальная миграция: факторы, последствия, регулирование,

 Диаспоры.-М.:СГЗ,2012. - № 2. – С. 152-171

8. Зинченко Н.Н. причины и сущность социального явления незаконной

 Миграции.-М.:СГЗ,2012. - № 1. – С. 138-147

 

9. Полевой И., Шуняев А. Демография и миграция – важнейшие факторы

 формирования  трудовых ресурсов в современной  России// Человек и 

 труд. – 2012. - № 11. – С. 55-61

10. Ребров А.В. Факторы формирования мотивации работников// СОЦИС.

 – 2011. - № 3. –  С. 38-50

 

 

 

 


Информация о работе Безработица в России и основные пути ее сокращения