В-пятых, в некоторых случаях
генератором безработицы может стать
активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным
работником и работодателем, что приводит
к рыночной негибкости заработной платы
и заставляет предпринимателей решать
проблему достижения максимальной прибыли
путем сокращения занятости.
Рассмотрев эти причины, мы
можем сделать следующие выводы. Основными
источниками безработицы являются не
рыночные пропорции и условия, складывающиеся
на рынке труда, так как рынок труда лишь
отражает существующие в данный момент
пропорции между спросом и предложением
рабочей силы, но непосредственного участия
в их формировании не принимает. Эти пропорции
зависят от процессов, находящихся за
пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает
их, проявляет безработицу, делает ее видимой
для общества.
Методы борьбы
с безработицей в России
Правительственная программа
содействия занятости должна опираться
на государственную политику занятости.
Согласно российскому закону о занятости,
ее главная цель заключается в содействии
полной, продуктивной и свободно избранной
занятости путем обеспечения профессиональной
подготовки, повышения квалификации и
переподготовки высвобождаемых граждан,
сдерживания массовой долгосрочной безработицы,
повышения эффективности государственной
службы занятости и реализации других
мер, направленных на обеспечение социальной
защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной
политики занятости на всех уровнях управления
являются федеральные, территориальные
и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным
постулатом стратегии занятости в российском
обществе должен стать принцип достижения
и поддержания эффективной занятости,
допускающий безработицу в социально
приемлемых пределах. Реализации этого
принципа может способствовать оптимальное
сочетание экономической эффективности
и социальных результатов, которое будет
различным в российских регионах, отличающихся
своим экономическим потенциалом, структурой
хозяйства и ресурсообеспеченностью.
Наличие определенного числа
граждан, ищущих работу и официально признанных
безработными, следует рассматривать
как неизбежный результат особенностей
движения рабочей силы и рабочих мест.
Минимизация социально-допустимого уровня
безработицы зависит от действенности
организационно-экономического механизма
регулирования рынка труда, а также его
основных звеньев – рынка рабочих мест,
формирующего спрос на рабочую силу, и
рынка рабочей силы, формирующего спрос
на рабочие места.
Главным направлением государственной
политики в социально-трудовой сфере является
формирование эффективной системы создания
рабочих мест, сохранение кадрового потенциала
в сочетании с опережающими мерами по
предотвращению роста безработицы.
Можно выделить следующие государственные
задачи в этой сфере:
- обеспечение правовых, экономических
и организационных условий для
создания и сохранения рабочих
мест, развития кадрового потенциала
в различных отраслях экономики
и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося
национального рынка труда и
повышение конкурентоспособности
отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной
структуры занятости населения;
- повышение качества создаваемых
рабочих мест;
- развитие профессиональной
и территориальной мобильности
рабочей силы;
- создание благоприятных
условий для повышения уровня
жизни за счет стимулирования
трудовой активности населения,
усиления роли и ответственности
участников социально-трудовых отношений
в сфере занятости населения;
- предотвращение роста
неполной занятости и массовой
безработицы.
Реализуемая политика занятости
становится активной тогда, когда средства
Государственного фонда занятости населения
используются в полной мере, а в структуре
расходов преобладают финансирование
затрат на сохранение рабочих мест и создание
дополнительных, предоставление субсидий
для организаций собственного дела, покрытие
затрат на профессиональное обучение
и переподготовку.
Заключение
Исходя из данным данной работы
,можно утверждать, что проблема безработицы
является одним из ключевых вопросов в
рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно
наладить эффективную экономическую деятельность.
Возникновение безработицы в России
связано с развитием рыночных отношений
и, прежде всего, рынка труда. В качестве
материальной предпосылки безработицы
выступают спад производства и структурные
преобразования в экономике. Масштабы
безработицы оцениваются по ряду критериев:
- регистрация безработных в
службе занятости;
- незанятость и активный поиск
работы независимо от факта
регистрации;
- отсутствие работы, независимо
от наличия официального статуса
занятости (в случае отпусков
и неполного рабочего дня по
инициативе нанимателя).
Следует сделать вывод о том, что в нашей
стране безработица измеряется не с помощью
обследования, а количеством безработных,
зарегистрированных государственной
службой занятости.
Таким образом, низкий уровень
безработицы в большей мере связан с:
-действующей системой
регистрации безработицы;
-чрезвычайно низким пособием
по безработице;
- ограниченными возможностями
переподготовки безработных и
низкой вероятностью последующего
трудоустройства;
- предложением, как правило,
низкооплачиваемых рабочих мест,
которое сдерживает поступление
квалифицированной рабочей силы
на рынок труда.
Очевидно, чем более оперативный
и кратковременный характер носит та или
иная проблема занятости, тем выше вероятность
использования прямого административного
воздействия. Поскольку решение вопроса
о наличии избыточной занятости в отечественной
экономике является приоритетным, именно
меры по ее снижению должны учитываться
при разработке концепции регулирования
экономических отношений занятости.
Эта концепция должна включать:
· макроэкономическое регулирование,
создающее общую среду, содействующую
эффективной занятости (инвестиционная,
структурная политика, разгосударствление
и приватизация, создание благоприятных
условий для мелкого бизнеса) и улучшению
качественных характеристик человеческого
капитала;
· государственную политику
занятости, воздействующую на формы, структуру,
уровень занятости и безработицы административными,
правовыми, финансово - кредитными методами;
· регулирование занятости
на предприятиях за счет активизации действий
кадровых служб предприятий в направление
создания внутренних рынков труда, их
сотрудничества с региональными центрами
занятости;
· регулирование отношений
занятости с помощью общественных организаций
субъектов этих отношений.
Главными стратегическими целями
регулирования занятости должны быть:
- повышение экономической
и социальной эффективности занятости
за счет изменения ее структуры,
форм;
- создание условий для
развития человеческого капитала
страны, совершенствование экономических
отношений занятости.
Список
литературы
1.Сажина М.А., Чибриков
Г.Г. Экономическая теория.– М.:, 2002.
2. Павленков В.А.Рынок
труда. Занятость. Безработица.-М.:Издательство
МГУ, 2004.- 368 с.
3. Апокин А., Юдкевич
М. Анализ студенческой занятости в контексте
российского
рынка труда// Вопросы экономики.
– 2008. - № 6. – С. 98-111
4. Базыленко Т. Влияние
службы занятости на предпринимательскую
активность безработных//
Человек и труд. – 2012. - № 5. – С.
28-32
5. Вишнякова В.А. Проблемы
трудовой миграции в сфере занятости
кризисного состояния//
Соц. политика и социология. – 2010.
- № 10.
– С. 109-114
6. Давыдов С. Предельная
привлекательность работы: понятие и измерение//
Общество и экономика. – 2011. - № 8-9. – С.
228-247
7. Дробот Г.А. Глобальная
миграция: факторы, последствия, регулирование,
Диаспоры.-М.:СГЗ,2012.
- № 2. – С. 152-171
8. Зинченко Н.Н. причины
и сущность социального явления незаконной
Миграции.-М.:СГЗ,2012.
- № 1. – С. 138-147
9. Полевой И., Шуняев
А. Демография и миграция – важнейшие
факторы
формирования
трудовых ресурсов в современной
России// Человек и
труд. – 2012. - № 11.
– С. 55-61
10. Ребров А.В. Факторы
формирования мотивации работников// СОЦИС.
– 2011. - № 3. –
С. 38-50