Безработица в России: национальный и региональный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Безработица
1.1 Причины безработицы
1.2 Типы безработицы
2. Специфика безработицы в России, тенденции и перспективы её развития
2.1 Динамика безработицы в России
2.2 Особенности рынки труда в России
2.3. Факторы, способствующие безработице в России

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 40.54 Кб (Скачать файл)

Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает  противоречия экономического роста прежде всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике. Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.

Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что  традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих  проблем в будущем за счет поддержки  государства, но не за счет собственной  активности.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Естественная безработица имеет два важных аспекта: во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал, а во-вторых, естественный уровень безработицы не является постоянным, подвергаясь частому пересмотру вследствие институциональных изменений.

В настоящее время за норму принимается  уровень естественной безработицы  в 1,5-3%. В то же время для Росси  вообще нельзя установить какой-либо допустимый, приемлемый уровень безработицы  и, прежде всего, из-за низкого уровня жизни населения, когда невозможность  трудоустройства или уход с работы резко снизит доходы.

Незанятость в пределах естественной безработицы обязательно требует  части ресурсов общества на пособия  по безработице, организацию бирж труда, переподготовку, проведение и финансирование общественных работ, разработку и реализацию программ социальной поддержки различных  групп безработных и т.д. В условиях экономической и политической нестабильности в обществе политика занятости должна быть направлена на то, чтобы не допустить массовой безработицы, и одним из главных аспектов этой политики должно стать формирование эффективного рынка труда.

 

 

 

2. Специфика безработицы  в России, тенденции и перспективы  её развития

2.1 Динамика безработицы  в России

Современная ситуация на рынке труда России существенно  отличается от той, что была еще 7-8 лет  назад. В настоящее время, по данным Росстата   безработица в России в марте 2013г. снизилась на 9,5% и составила 5,7% экономически активного населения (4,3 млн человек). Такие предварительные данные сообщила Федеральная служба государственной статистики. Данные получены в соответствии с методологией Международной организации труда.

В государственных  учреждениях службы занятости населения  в качестве безработных были зарегистрированы 1,1 млн. человек, в том числе 0,9 млн. человек получали пособие по безработице.

Численность экономически активного населения в марте 2013г. составила, по предварительным данным, 75,2 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.

Почти половина занятого населения сосредоточена  в организациях, не относящихся к  субъектам малого предпринимательства. В феврале 2013г. в них работали 34,1 млн. человек, или 48,1% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекались на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,7 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в феврале 2013г. составило 35,8 млн. человек и было меньше, чем в феврале 2012г., на 158 тыс. человек, или на 0,4%.

 

 

2.2 Особенности  рынки труда в России

Особенности рынка  труда в нашей стране необходимо анализировать с трех позиций: формирование политики занятости, которая должна учитывать специфику протекающих  экономических тенденций; национальные черты и качества; ментальность населения.

К сожалению, особенности  рынка труда в России в последние  годы строятся на основании подходов и принципов, которые характерны для стратегий европейских стран. Но не всегда учитывается то, что  их возможно воплотить в жизнь только в том случае, если провести адаптацию к отечественным реалиям.

Поэтому были разработаны  приоритетные направления госполитики на 2011-2015 годы. Подробно рассмотрим основные из них.

    1. Создание институционных, экономических и правовых условий, которые будут обеспечивать развитие эффективно функционирующего и гибкого рынка труда.
    2. Преодоление структурного несоответствия предложения и спроса на рабочую силу.
    3. Создание условий для повышения качества рабочий силы, мотивации к труду и трудовой мобильности.
    4. Реализация права российских граждан на защиту от безработицы.

Что для этого  нужно сделать? Особенности рынка  труда и развитие основных его  направлений предполагают принятие следующих мер.

    1. Необходимо совершенствовать социально-трудовые отношения. Этот процесс будет включать в себя: развитие института соцпартнерства, что предполагает  усиление его роли в трудовых взаимоотношениях; легализацию занятости; внедрение добровольного страхования на случай потери работы; окончательное оформление в соответствии с актами международного права положений в трудовом законодательстве, которые будут касаться соцпартнерства.
    2. Особенности рынка труда в нашей стране напрямую зависят от роста промышленности, генерирующей новые и эффективные места для граждан. Поэтому важным является развитие этой сферы. Это позволит обеспечить повышение и интенсификацию производительности труда, снизить скрытую безработицу, развить и модернизировать все уровни и формы профобразования, которое ориентировано на потребности инновационной экономики и современного российского рынка. Помимо этого, развитие промышленности повысит конкурентоспособность граждан, будет способствовать развитию кадрового потенциала в организациях, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению длительной и структурной безработицы.
    3. Создание системы условий, которые помогут расширить предложения для рабочей силы на рынке труда. Этого можно будет достичь при помощи формирования гибких форм занятости для особой категории граждан (пожилых работников,  инвалидов, женщин с малолетними детьми и так далее). Основным государственным механизм в данном случае является квотирование рабочих мест для этих категорий и внедрение механизмов стимулирования руководителей к тому, чтобы они осуществляли прием на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности.
    4. Особенности рынка труда требуют также совершенствования и развития системы госгарантий, защиты от безработицы.
    5. Необходимо формировать трудовую мобильность и систему условий для того, чтобы произошел процесс интеграции иностранной рабочей силы, учитывая перспективные потребности экономики. Но обязательно должен быть приоритетным принцип использования российских кадров.
    6. Планируется и увеличение институтов трудового рынка и частно-государственного партнерства, которые будут содействовать занятости граждан.

Рынок труда  и его особенности - это один из индикаторов, который способен демонстрировать  национальное благополучие, стабильность, эффективность социально-экономических  преобразований.

 

 

2.3. Факторы, способствующие безработице в России

Проблему безработицы  усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным службой  занятости опытом и мнением экспертов  увеличение числа безработных в  РФ будет способствовать наличие следующих факторов:

    • частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
    • условная безработица (непостоянная работа);
    • временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
    • потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
    • безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда
    • безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
    • вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
    • безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
    • безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
    • безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
    • безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
    • первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
    • безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
    • безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
    • безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
    • безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
    • безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
    • безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
    • безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
    • безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
    • безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Здесь перечислены  далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных  безработных. Под неучтенными источниками  подразумеваются несколько групп населения.

Первая группа. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность.

Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных.

Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.


Информация о работе Безработица в России: национальный и региональный аспект