Безработица в России: виды, формы, тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Виды безработицы………………………………………………………………4
2.Формы безработицы…………………………………………………………...10
3.Причины возникновения ……………..……………………………………….12
4.Меры по снижению безработицы ………………….………………………...15
5.Весной в России стало меньше безработных…………………..……………17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...2

Файлы: 1 файл

Безработица в России.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

2.Марксистское объяснение исходит из того, что безработица зависит от динамики органического строение капитала в процессе его накопления и от темпа самого накопления, которое постоянно производит и при том пропорционально своей энергии и своим размерам относительно избыточное, т.е. избыточное по сравнению со средней потребность капитала, а потому излишнее или добавочное население. Безработица представляет собой с социологической точки зрения нарушение нормального взаимодействия людей по поводу купли-продажи рабочей силы, когда зачастую искусственно создается дефицит рабочих мест и возникает резервная армия труда.

3.Кейнсианское объяснение. Кейнс создал собственную теорию занятости, согласно которой единственным параметром, с которым соотносится объем занятости, является объем эффективного спроса. Он не отрицал, что понижение заработной платы может привести к повышению занятости, а ставил под сомнение действенность такого подхода. Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса сокращает интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице. В рамках кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как распространяется увеличение общего спроса между разными отраслями, т.е. структура совокупного спроса. Эффективное средство обеспечения достаточного уровня занятости - это расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономическими процессами. А механизм ее реализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями.

4.Современное объяснение: безработица - следствие деформации и инерционности рынка труды. Безработные люди и свободные места всегда, постоянно существуют и возникают, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы, виды и реальные масштабы которой определяются многими обстоятельствами. Автоматизация производства, внедрение современных информационных технологий, охватывающих практически все отрасли как производства так и сфер обслуживания, лишает часть людей места работы. Факторами, усиливающими рост безработицы выступают также удлинение рабочего дня и повышение интенсивности труда. Чем больше часов работают занятые на предприятиях, чтобы не оказаться в числе уволенных, чем выше их интенсивность труда, тем меньше в каждый данный момент спрос на рабочую силу. Следовательно, чрезмерный труд занятой части рабочих обуславливает вынужденную праздность другой ее части. И наоборот, рост безработицы обрекает занятых рабочих на чрезмерно интенсивный труд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Меры по снижению безработицы

Считается, что  действенная политика занятости  должна в нынешних условиях иметь  предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в  застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Вот наиболее важные меры такого рода:

  1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
  3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест. Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Значительно сократить  количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда. Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

 

 

 

 

5. Весной в России стало меньше безработных

  Официальная безработица в России с 27 февраля 2013г. по 27 марта 2013г. снизилась на 1,75% (19 тыс. 397 человек) и составила 1 млн 86 тыс. 248 человек, сообщает Министерство труда и социальной защиты (Минтруд) РФ.

Наиболее заметно  сократилось количество официально зарегистрированных безработных в  Ингушетии и Северной Осетии, а  также в Астраханской и Курской областях. Всего число безработных граждан снизилось в 65 регионах России. Рост безработицы был отмечен в 18 регионах. Наибольшим он оказался в Тыве, Калмыкии и в Сахалинской области. Суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон, снизилась на 15 тыс. 76 (11,5%) и составила 130 тыс. 754 человека. Из них численность работников, находившихся в простое по вине администрации, составила 24 тыс. 482 человека, работавших неполное рабочее время - 102 тыс. 626 человек, работников, которым был предоставлен отпуск по соглашению сторон - 3 тыс. 646 человек. По данным Минтруда, официальная безработица в России с 30 января 2013г. по 27 февраля 2013г. выросла на 3,36% (35 тыс. 983 человека) и составила 1 млн 105 тыс. 645 человек.

В феврале 2013г. 4,3 млн.человек, или 5,8% экономически активного  населения, классифицировались как безработные, в соответствии с методологией Международной Организации Труда (уровень безработицы по методологии МОТ представлен в графике 1). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,1 млн.человек, в том числе 0,9 млн.человек получали пособие по безработице. Средний возраст безработных составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25%, лица в возрасте 50 лет и старше - 19,4% (динамика уровня безработицы среди населения, представлена в таблице 1).

 

Таблица 1. Динамика уровня безработицы среди населения  
в возрасте 15-72 лет

 

в % к экономически активному населению

 

Уровень безработицы

Справочно 
удельный вес женщин в общей численности  
безработных, %

всего

мужчины

женщины

город

село

2012г.

Январь

6,3

6,7

6,0

5,2

10,1

45,8

Февраль

6,2

6,8

5,7

5,1

9,9

44,3

Март

6,3

6,9

5,6

5,1

10,1

43,7

Апрель

5,6

5,9

5,3

4,7

8,4

46,2

Май

5,2

5,6

4,8

4,4

8,0

45,0

Июнь

5,2

5,4

5,0

4,2

8,4

46,8

Июль

5,2

5,6

4,7

4,3

8,0

44,5

Август

5,0

5,1

4,8

4,2

7,4

47,0

Сентябрь

5,0

5,3

4,7

4,2

7,8

45,8

Октябрь

5,1

5,5

4,7

4,2

8,1

45,1

Ноябрь

5,2

5,5

5,0

4,3

8,0

46,4

Декабрь

5,1

5,3

4,8

4,1

8,1

46,2

2013 г.

Январь

6,0

6,4

5,5

4,8

9,7

45,2

Февраль

5,8

6,1

5,4

4,7

9,0

45,4


 

 

 

 

 

 

График 1. Уровень безработицы по методологии  МОТ

 

 

 

 

Численность не занятых трудовой деятельностью  граждан, состоящих на учете в  государственных учреждениях службы занятости населения к концу февраля 2013г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 1,3 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,1 млн.человек имели статус безработного, в том числе 0,9 млн.человек получали пособие по безработице (данные о безработных по способам поиска работы представлены в таблице 2).

 

Таблица 2. Безработные по способам поиска работы

 

 

Обращение

Другие  способы

В государст  венные учрежде ния службы занятос  ти

В коммерчес  кие службы занятости

К друзьям, родствен никам, знакомым

К адми нистрации, работода   телю

В СМИ, интер нет

2012г.

Январь

30,8

2,9

61,5

28,3

28,1

8,8

Февраль

32,2

2,2

62,7

27,4

29,8

7,2

Март

32,0

2,7

60,1

28,2

30,2

8,8

Апрель

32,1

4,1

59,8

28,5

30,5

7,8

Май

29,6

2,4

60,7

28,4

27,8

7,6

Июнь

29,7

4,0

59,4

28,6

26,5

10,1

Июль

29,2

3,8

61,1

29,3

28,6

7,7

Август

29,1

3,5

62,8

26,7

30,6

7,2

Сентябрь

31,1

2,3

59,9

28,7

29,6

7,8

Октябрь

27,6

2,1

61,4

28,1

31,3

8,8

Ноябрь

28,3

2,9

59,7

29,5

29,4

8,6

Декабрь

29,0

3,3

60,8

30,6

28,5

9,4

2013 г.

Январь

28,9

2,3

59,1

27,3

31,9

6,8

Февраль

28,6

3,8

58,7

26,4

29,9

7,7




 

в % к общей  численности безработных

В феврале 2013г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 80,8 человека. По данным Федеральной службы по труду и занятости, динамика численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, представлена в таблице 3.

 

 

Таблица 3. Динамика численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения

(по  данным Федеральной службы по труду и занятости)

 

 

на конец  месяца

 

Численность  
не занятых трудовой  
деятельностью  
граждан,  
тыс.человек

Из них безработных

 

тыс. 
человек

в % к

 

соответствующему  периоду  
предыдущего года

предыдущему  
периоду

2012

Январь

1479

1298

80,6

100,9

Февраль

1504

1331

79,9

102,6

Март

1474

1313

79,9

98,7

I квартал  
(в среднем за месяц)

1486

1314

80,1

105,8

Апрель

1411

1254

78,2

95,5

Май

1335

1185

78,2

94,5

Июнь

1263

1127

79,1

95,1

II квартал  
(в среднем за месяц)

1336

1189

78,5

90,5

Июль

1231

1086

78,5

96,4

Август

1205

1068

80,5

98,3

Сентябрь

1163

1022

80,9

95,7

III квартал  
(в среднем за месяц)

1199

1058

79,9

89,0

Октябрь

1150

987

81,2

96,6

Ноябрь

1183

1017

83,2

103,1

Декабрь

1185

1065

82,8

104,7

IV квартал  
(в среднем за месяц)

1173

1023

82,4

96,7

Год  
(в среднем за месяц)

1298

1146

80,1

 

2013

Январь 

1250

1073

82,7

100,7

Февраль

1279

1099

82,5

102,4

Информация о работе Безработица в России: виды, формы, тенденции