Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Исследование безработицы в России.
Основными задачами при написании курсовой по данной теме являются:
изучить основные понятия и сущность безработицы;
выявить основные причины ее возникновения;
рассмотреть возможные меры по борьбе с безработицей;
проанализировать состояние безработицы по России сделать соответствующие выводы. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.

Файлы: 1 файл

sygynysh_dorabotka.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

3) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации  в соответствии со штатным  расписанием предприятия или  конкретная трудовая функция;

4) характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

5) условия оплаты труда (в том  числе размер тарифной ставки  или должности оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные  выплаты);

6) виды и условия социального  страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

Таким образом, Трудовой кодекс РФ регулирует основные права и обязанности работника и работодателя в части защиты из интересов, однако само по себе это не может обеспечить эффективного использования трудовых ресурсов на предприятии. Предприятие должно самостоятельно организовать работу персонала на всех участках производственного процесса, выбрать систему оплаты труда и его стимулирования, обеспечить эффективное использование средств на оплату труда. От рациональной системы организации труда на предприятии в значительной мере зависит конкурентоспособность его продукции как в части качества, так и по цене.

Государственное регулирование безработицы представляет собой комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекции рынка труда. Меры государства различают при этом:  

1. По уровню воздействия:

  • федеральные (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ);
  • региональные (субъекты Российской Федерации);
  • местные (города, районы, населенные пункты);
  • отраслевые (отраслевая структура экономики);
  • внутрифирменные (предприятия и организации всех форм собственности).

2. По формам воздействия:

  • прямые (непосредственные): государственное субсидирование, изменение годового фонда рабочего времени, регулирование совместительства, стимулирование гибких форм;
  • косвенные (опосредованные): регулирование демографии, увеличение госзаказов, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование мобильности.

3.   По источникам финансирования государственной политики занятости:

  • федеральный бюджет (субвенции);
  • республиканский бюджет;
  • местный бюджет;
  • средства предприятий и организаций;
  • внебюджетные средства.[1.с,291]

Государственная политика в области содействия занятости населения в настоящее время направлена на:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольных труд и свободный выбор занятости;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и т.п.);
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами нашей территории и иностранных граждан на территории РФ.

В 2010 г. законодательно дополнены направления государственной поддержки на рынке труда. В Закон РФ «О занятости населения в РФ» внесены изменения. Рассмотрим наиболее значимые.

Во-первых, установлен единый порядок определения размера и срока выплаты пособия по безработице гражданам, уволенным от работодателей, независимо от их правового статуса (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем). Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности работников, и обратившимся в службу занятости после 1 января 2010 г., признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице назначается в процентном отношении к среднему заработку гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не более максимальной величины пособия по безработице.

Во-вторых, сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности работников организации, о возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить в службу занятости населения.[2]

16 января 2009 года, начал свою  работу официальный информационный  портал Федеральной службы по  труду и занятости "Работа в  России" www.trudvsem.ru. Основное назначение  портала - способствовать снижению  напряженности на рынке труда за счет повышения информированности широких масс населения и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы. Правительство РФ сделало возможным для безработных граждан найти работу в любой точке России через официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости, где собрано более 760 тыс. вакансий из всех регионов РФ.

Кроме того, все центры занятости страны начали работать по четырем новым, модернизированным направлениям. Во-первых, теперь на общественные работы привлекаются не только безработные, но и те, кому уменьшили количество трудочасов на основном месте. Эту сумму работодателю будет компенсировать государство. Привлечь граждан на общественные работы через службу занятости могут как госпредприятия и учреждения (например, на благоустройство территории, проведение ремонта в школах, строительство дорог), так и частные. Второе направление: потенциальным безработным также будет предложено, пользуясь простоями на работе, повысить свой квалификационный уровень или получить новую специальность, опять же за счет бюджетных средств. Третье новое направление - это помощь в открытии собственного дела. Раньше центр занятости мог лишь проконсультировать будущего бизнесмена, обучить его азам предпринимательской деятельности и оплатить ее регистрацию, сейчас также предполагается выделение денег на так называемый первоначальный капитал. И четвертое - это помощь при переезде в другую местность. Служба занятости оплатит проезд к месту работы, суточные в пути и в течение трех месяцев - компенсацию аренды жилья.

Принимаемые в стране меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы.[23.с.198] В частности, уровень регистрируемой безработицы в Самарской области, входящей в двадцатку регионов России с наиболее низким уровнем общей безработицы, продолжает снижаться. По состоянию на 13 июля 2011 г.  по информации департамента труда он составил 1,65% против 2,1% на начало года, 2,7% - в 2010 г., 2,8% - в 2009 г.

Изменение экономической обстановки качественно изменит рынок труда через несколько лет. Рабочая сила из промышленности постепенно перетекает в сферу услуг, что в принципе отражает общемировую тенденцию.[4,с.82]  

Главными стратегическими целями регулирования безработицы должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития экономически активного населения страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости.

 

 

 

Заключение

Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безра-ботицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность эконо-мики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышлен-ность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. А.Ананьев “Новые процессы  в занятости населения в условиях  перехода к рыночной экономике”, “Вопросы экономики”, № 5 - 2009

2. Е.Балацкий “Россия: проблема  безработицы в переходный период”, “Проблемы теории и практики управления”, № 1 -2100

3. Т.Батяева, М.Гарсия-Исер, А.Касаткина, Н.Кутепова “Безработица среди  специалистов - российкий феномен”, “Человек и труд”, № 11 - 2009

4. И.В.Бестужев-Лада “Безработица? Не может быть!” М.: Знание, 2008

5. Э.Бородянский, В.Кузьмин “Реальный путь противодействия безработице”, “Человек и труд” № 9 -2007

6. А.В.Бузгалин “Переходная экономика” М.: Таурус, 2011

7. Г.Волынский “К вопросу о  безработице в переходный период”, “Российский экономический журнал”, № 4 - 2008

8. А.А.Дикаpева, М.И.Миpская “Социология труда” M.: Высшая школа, 2008

9. И.Заславский “О пользе рынка  труда”, “Вопросы экономики” № 9 - 2009

10. А.Карташева, Е.Кубишин “Ситуация  на рынке труда: направления развития”, “Экономист” №12 -2010

11. А.Кашепов “Проблемы предотвращения массовой безработицы в России”, “Вопросы экономики”, № 5 - 2009

12. В.Колосов “Правовое регулирование  занятости”, “Советские профсоюзы” №2 - 2008

13. Я.Корнаи “Дефицит” М.: Наука, 2008

14. С.Котляр “Методология оценки  безработицы”, “Человек и труд”, № 8 - 2007

15. Н.Матыцина “Обеспечение занятости  населения”, “Экономист”, №4 -2010

16. И.Д.Мацкуляк “Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект)” М.: Экономика, 2010

17. Г.Мэнкью “Макроэкономика” М.: МГУ, 2009

18. Г.Г. Руденко “Служба занятости и ее функции” М.: РЭА, 2009

19. Г.Стендинг, Т.Четвернина “Загадки  российской безработицы”, “Вопросы экономики”, № 12 - 2010

20. Т.Четвернина “Безработица в  России (официальная оценка и  реальные масштабы)”, “Проблемы  теории и практики управления”, № 4 - 2008

21. П.Хейне “Экономический образ мышления” М.: Новости, 2011

22. “Экономика труда” под редакцией  Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова М.: Экономика, 2011

 

 

 

 


Информация о работе Безработица в России