Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать безработицу в России, определить перспективы направлений регулирования безработицы в современной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Изучить безработицу как экономическое явление
2. Определить социально-экономические последствия безработицы
3. Проанализировать динамику безработицы в России в период 2007 – 2012гг.

Файлы: 1 файл

bezrabotitsa.docx

— 91.63 Кб (Скачать файл)

 

По данным Росстата, в 2011 году доля безработных в России составила 6,6% от числа экономически активных граждан. Это на 0,9% ниже, чем в 2010 году. В абсолютном выражении число безработных в стране в 2011 году составило около 5 млн. против 5,6 млн. человек годом ранее. Таким образом, по уровню безработицы Россия вышла на докризисный уровень.

При этом в годовом отчете Росстата отмечается, что рост вакансий в 2011 году составил 18,2%. Самый значительный прирост произошел в Приволжском федеральном округе – 36%, за ним следуют Сибирский и Уральский округа. Лидерами по приросту стали Ингушетия (291%), Чувашия(250%) и Северная Осетия (228%). Минимальный показатель зарегистрирован на Дальнем Востоке – 5,1%.

Тем не менее, наиболее свежие статистические данные по итогам трех месяцев с октября 2011 до января 2012 года свидетельствуют, что несмотря на сохранение относительно невысокого уровня безработицы в регионах, отдельные из них находятся в сложной ситуации. Так, наиболее высокий уровень безработицы МОТ зафиксировала в Ингушетии (49,1%), Чеченской Республике (36,3%) и Республике Тыва (24,2%).

Самый низкий уровень безработицы был зарегистрирован в Москве и Санкт-Петербурге – 1,0% и 1,4% соответственно, а также в Ленинградской области – 3,1%.

Уровень безработицы высок не только в России, но и в Европе, и там тенденций к снижению, в отличие от России, пока не наблюдается. Например, самая высокая в еврозоне безработица сейчас наблюдается в Испании – более 23%, что равнозначно российской Республике Тыва. Безработица в Португалии и Ирландии вполне сопоставима с Калмыкией (около 15%), в Польше и Франции – с Якутией (около 10%), а в Италии – с Омской областью (9%). С другой стороны, там совершенно другой уровень пособий по безработице, куда более развитые социальные и экономические институты и более эффективно работающее правительство.

Число безработных по итогам 2012 года выросло в сравнении с 2011-м. Во многом это связывают со снижением темпов развития рынка труда во второй половине 2011 года и его осенней стагнацией. То есть угрозы массовых увольнений нет, однако ситуация на рынке труда стала более напряженной и компании не стремятся расширять свой штат – банки не готовы предоставлять им кредиты, необходимые для роста, а иных источников средств для обеспечения новых рабочих мест явно не хватает [23].

Более подробный анализ занятости представлен в приложении 1.

Минэкономразвития составило прогноз на ближайшие годы. Согласно их подсчетам, в 2012-2014 годах уровень безработицы в стране будет снижаться, и уже в 2013 году достиг предкризисного уровня 2007-го года.

В 2013 году эти показатели соответственно снизились до 4,6 миллиона и 6,3 %. В 2014 году уровень безработицы сократится до 5,8 %, так как сократится доля экономически активного населения, а число безработных составит 4,2 миллиона человек.

Реалистичность прогноза пока остается под вопросом, поскольку он явно исходит из оптимистического сценария развития ситуации в стране и мире.

На данный момент не определенно, начнется ли новая волна экономического кризиса, к которой серьезно готовится и Россия. Неизвестно, вернутся ли капиталы, которые так активно уходили из страны в ближайшие годы, ведя к снижению инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Эти факторы в ближайшие годы будут косвенно влиять на уровень безработицы [22].

 

 

 

 

2.2. Повышение эффективности регулирования безработицы в современной экономике России

Правительству необходимо перейти к долгосрочным действиям в сфере занятости. Бороться с безработицей будут с помощью инвестиционных программ, а состояние на рынке труда станет одним из критериев оценки работы региональных властей. Эксперты считают, что государство не справилось с ситуацией на рынке труда во время кризиса.

Уровень безработицы в России снизился: по методологии МОТ уровень общей безработицы за год снизился с 8,2 до 7,2%. Сегодня нужно подумать о переходе от антикризисных мер к долгосрочным и системным действиям, для того чтобы не потерялось то, что было получено в результате очень сложной работы в активной фазе кризиса.

Бороться с безработицей он предлагает с помощью создания программ улучшения инвестиционного климата. Меры по созданию рабочих мест, которые содержатся в этих программах, будут одним из показателей эффективности деятельности региональных властей.

Улучшить ситуацию могли бы дополнительные 750—800 тыс. новых рабочих мест. В месяц в экономике открывается порядка 20—25 тыс. действительных новых рабочих мест, и это, безусловно, очень мало.

В 2012 году было создано около миллиона рабочих мест, но проблему они не решают. По оценкам, в основном это не постоянные рабочие места, а временная занятость.

Производительность труда в России в 3,5 раза ниже, чем в развитых странах, 40% населения живет на зарплаты, которые ниже уровня экономической устойчивости.

Опыт многих регионов показывает, что улучшение инвестиционного климата и создание новых производств конвертируются в качественную занятость. Именно такой вектор решения проблем и будет основным для российской экономики.

Пока только в 35 городах действуют программы антикризисных мер, хотя в идеале они должны быть у всех. В моногородах ситуация с занятостью хуже, чем в среднем по стране. В 129 городах уровень безработицы выше среднего по России, но лишь в 31 моногороде уровень безработицы выше 4%, то есть выше, чем в среднем по моногородам [15, c. 54].

Активизировать борьбу с низкой занятостью призваны госбанки, которые будут участвовать в финансировании инвестиционных проектов. Только ВЭБ вложит около 170,2 млрд руб. Президент в свою очередь рекомендовал привлекать бизнес для решения проблем в таких регионах. Моногородам стоит присвоить статус неформальных особых экономических зон, снизить там налоги и ввести льготы на ввоз оборудования.

«Антикризисные меры не решили ключевых проблем занятости, законсервировали их, но не привели к созданию новых рабочих мест. Ситуация с безработицей выглядит удовлетворительной, если смотреть на цифры, но в реальности картина другая. В структуре занятости очень большая неформальная часть, и это плохо для экономики.

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта. В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами. Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги. В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.).

При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда. Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов. Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости. Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России.

Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда [14, c. 37].

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ – повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации. Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала.

Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным. Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу.

Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала? Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид [14, c. 64].

Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта. Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, специального учета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве. Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

Реализация программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, продолжится. В бюджете на 2013 год на эти цели предусмотрено 105 миллиардов рублей. Будут новые программы, например, программы повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Увеличится с 30 до 50 тысяч рублей размер компенсаций работодателям при устройстве инвалидов. 

Следует и дальше развивать предпринимательство, особенно в сельской местности. В частности, этому будет способствовать проект «Российский фермер», направленный на формирование сильного класса собственников на селе.

Конечно, далеко не каждый безработный готов стать предпринимателем, поэтому создание новых рабочих мест - в первую очередь в малых городах и в так называемых моногородах - остается сегодня главным приоритетом. Созданию рабочих мест должны прежде всего способствовать новые проекты в экономике.

За два прошедших года накоплен определенный опыт управления процессами занятости в новых условиях. На меры по содействию занятости из бюджета направлено более 200 миллиардов рублей, и деньги эти не были потрачены впустую. Принят целый комплекс решений, которые, несмотря на спровоцированное кризисом существенное сокращение производства позволили серьезно сдержать рост безработицы. 

Своевременно был принят закон, дающий Правительству право создавать резерв бюджетных ассигнований для помощи регионам, где складывается особенно тяжелая ситуация на рынке труда. Государственная Дума увеличила минимальный размер пособия по безработице до 850 рублей, а максимальный - до 4900 рублей. Кроме того, закон обязал работодателя заранее информировать органы занятости о введении режима неполного рабочего времени и о приостановке производства. 

Информация о работе Безработица в России