Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 10:17, курсовая работа
Одной из коренных социально - экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.
1. Введение...................................................................................................................................................3
2. Понятие безработицы и причины ее образования................................................................................5
2. 1. Типы безработицы и ее показатели..................................................................................................11
3. Социально - экономические последствия безработицы.....................................................................15
3. 1. Методы борьбы с безработицей.......................................................................................................17
4. Безработица в России и ее причины....................................................................................................20
4.1. Особенности безработицы в России и ее регулирование...............................................................25
5. Заключение.............................................................................................................................................27
6. Библиографический список................................
Существенно изменилось отношение российского общества к безработице. В 1990 - 1992 гг. среди политиков и ученых преобладало мнение, что безработица положительно влияет на эффективность труда тех, кто пока занят, и что в целом безработица - это благо. Ныне, когда миллионы российских граждан на личном опыте узнали, что такое безработица, все более стала утверждаться мысль, что в социально ориентированной рыночной экономике безработица не допустима, что ее рост может привести к социальному взрыву. Предотвращение ускоренного роста безработицы и последующее сокращение ее становятся важнейшей задачей социальной политики.
5. Заключение
Есть основания считать, что динамика безработицы в России останется примерно такой же, как до сих пор, т. е. в ближайшие годы будет расти, но, как и прежде, невысокими темпами. Для существенного сокращения масштабов безработицы необходимы экономический рост и соответствующая структурная перестройка экономики.
Арсенал
средств собственно политики
занятости достаточно широк и
уже давно апробирован мировой
практикой. Это различные способы
субсидирования оплаты труда, механизм
квотирования рабочих мест, организация
оперативного переобучения
Активное
использование этих механизмов
в развитых странах, особенно
общественных работ и других
гибких форм занятости, обеспечивает
высокую мобильность
Со времени принятия Закона «О занятости населения в Российской Федерации» прошло более десяти лет. Условия, в которых он создавался, значительно отличались от нынешних с точки зрения и состояния российской экономики, и проводимой в стране социальной политики.
В начале 90-х годов главной задачей законодательства о занятости являлась гарантированная поддержка людей, временно оказавшихся без работы и желающих ее найти. К их числу относились граждане, потерявшие работу в результате сокращения штатов и уволенные по собственному желанию, вновь ищущие работу (молодежь, домохозяйки и т. п.), военнослужащие, уволенные в связи с сокращением Вооруженных сил, и члены их семей, инвалиды III группы и другие социально уязвимые категории населения.
Объем страховых взносов, перечисляемых работодателями в Государственный фонд занятости населения, значительно превышал расходы на реализацию службой занятости программ на рынке труда. Численность зарегистрированных по стране безработных на начало 1992 г. не превышала 100 тыс. человек, а объем средств Государственный фонд занятости населения (ГФЗН) позволял обеспечить охват соответствующими программами более миллиона безработных. Избыток средств в фонде занятости породил определенный либерализм по отношению к работодателям, которые бесцеремонно выталкивали на улицу лишних работников, ничего не предпринимали для улучшения качества кадров. Да и увольняемые не предъявляли особых претензий к администрации предприятий, поскольку размер пособия по безработице был довольно высок и порой превышал величину зарплаты. Причем многие зарегистрированные безработные зачастую подрабатывали в сфере теневого бизнеса.
Тогда казалось, что если незанятым гражданам выплатить достойное пособие по безработице и предоставить возможность переобучаться по профессиям, востребованным рынком, то негативные социальные последствия «шоковой терапии» окажутся нивелированными.
Однако по мере нарастания кризисных явлений в экономике ситуация в области занятости продолжала ухудшаться, застойная безработица охватила многие регионы, неплатежи в фонд занятости стали массовыми, многие территории столкнулись с хронической нехваткой средств даже на выплату пособий. К сожалению, по прошествии десяти лет с момента начала реформ положение в лучшую сторону не изменилось.
Сегодня
ощущается настоятельная
Поэтому
целесообразно принять
Кроме того,
назрела необходимость
6. Библиографический список.
7. Приложение 1
Таблица 1
Таблица усредненных статистических данных о безработице в России по годам
Год |
Экономически Активные |
Занятые |
Безработные |
Уровень Безработицы, % |
2012 |
75 676 000 |
71 545 000 |
4 131 000 |
5,46 |
2011 |
75 779 000 |
70 857 000 |
4 922 000 |
6,5 |
2010 |
75 478 000 |
69 934 000 |
5 544 000 |
7,35 |
2009 |
75 694 000 |
69 410 000 |
6 284 000 |
8,3 |
2008 |
75 700 000 |
71 003 000 |
4 697 000 |
6,2 |
2007 |
75 289 000 |
70 770 000 |
4 519 000 |
6 |
2006 |
74 419 000 |
69 169 000 |
5 250 000 |
7,05 |
2005 |
73 581 000 |
68 339 000 |
5 242 000 |
7,12 |
2004 |
72 985 000 |
67 319 000 |
5 666 000 |
7,76 |
2003 |
72 273 000 |
66 339 000 |
5 934 000 |
8,21 |
2002 |
72 357 000 |
66 659 000 |
5 698 000 |
7,88 |
2001 |
71 547 000 |
65 123 000 |
6 424 000 |
8,98 |
2000 |
72 770 000 |
65 070 000 |
7 700 000 |
10,58 |
Январь 2014 г. |
2013 г. |
Январь 2014 г. (+;-) к | ||||
Январь |
4 квартал |
в среднем за год |
Январю 2013 г. |
Декабрю 2013 г. | ||
Тыс. чел |
||||||
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) |
74627 |
75208 |
75423 |
75529 |
-581 |
-471 |
Занятые |
70447 |
70730 |
71274 |
71391 |
-283 |
-461 |
Безработные |
4180 |
4477 |
4148 |
4137 |
-297 |
-10 |
В процентах |
||||||
Уровень экономической активности (экономически активное население в возрасте 15-72 лет) |
68,1 |
68,2 |
68,4 |
68,5 |
-0,1 |
0 |
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) |
64,3 |
64,2 |
64,7 |
64,8 |
0,1 |
0 |
Уровень безработицы (безработицы к численности экономически активного населения) |
5,6 |
6 |
5,5 |
5,5 |
-0,4 |
0 |
Экономическая активность населения
(без корректировки сезонных колебаний)
Уровень безработицы по полу и виду поселения (без корректировки сезонных колебаний) в процентах
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское население | |
2013 г. |
|||||
Январь |
6 |
6,4 |
5,5 |
4,8 |
9,7 |
Февраль |
5,8 |
6,1 |
5,4 |
4,7 |
9 |
Март |
5,7 |
5,9 |
5,4 |
4,8 |
8,4 |
Апрель |
5,6 |
5,8 |
5,2 |
4,4 |
9,3 |
Май |
5,2 |
5,5 |
4,8 |
4,5 |
7,4 |
Июнь |
5,4 |
5,8 |
5,1 |
4,6 |
8 |
Июль |
5,3 |
5,8 |
4,8 |
4,6 |
7,5 |
Август |
5,2 |
5,7 |
4,7 |
4,3 |
8,1 |
Сентябрь |
5,3 |
5,6 |
4,9 |
4,5 |
7,7 |
Октябрь |
5,5 |
5,5 |
5,4 |
4,6 |
8,3 |
Ноябрь |
5,4 |
5,6 |
5,3 |
4,7 |
7,9 |
Декабрь |
5,6 |
5,7 |
5,4 |
4,7 |
8,3 |
2014 г. |
|||||
Январь |
5,6 |
6,1 |
5,1 |
4,5 |
9,1 |