Безработица в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Одной из коренных социально - экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.

Содержание работы

1. Введение...................................................................................................................................................3
2. Понятие безработицы и причины ее образования................................................................................5
2. 1. Типы безработицы и ее показатели..................................................................................................11
3. Социально - экономические последствия безработицы.....................................................................15
3. 1. Методы борьбы с безработицей.......................................................................................................17
4. Безработица в России и ее причины....................................................................................................20
4.1. Особенности безработицы в России и ее регулирование...............................................................25
5. Заключение.............................................................................................................................................27
6. Библиографический список................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 102.29 Кб (Скачать файл)

Существенно изменилось отношение российского общества к безработице. В 1990 - 1992 гг. среди политиков и ученых преобладало мнение, что безработица положительно влияет на эффективность труда тех, кто пока занят, и что в целом безработица - это благо. Ныне, когда миллионы российских граждан на личном опыте узнали, что такое безработица, все более стала утверждаться мысль, что в социально ориентированной рыночной экономике безработица не допустима, что ее рост может привести к социальному взрыву. Предотвращение ускоренного роста безработицы и последующее сокращение ее становятся важнейшей задачей социальной политики.

 

 

 

5. Заключение

 

 

Есть основания считать, что динамика безработицы в России останется примерно такой же, как до сих пор, т. е. в ближайшие годы будет расти, но, как и прежде, невысокими темпами. Для существенного сокращения масштабов безработицы необходимы экономический рост и соответствующая структурная перестройка экономики.

 Арсенал  средств собственно политики  занятости достаточно широк и  уже давно апробирован мировой  практикой. Это различные способы  субсидирования оплаты труда, механизм  квотирования рабочих мест, организация  оперативного переобучения граждан, стимулирование их территориального  перераспределения, стимулирование  работодателей к созданию рабочих  мест для труда на условиях  гибких режимов рабочего времени, регулирование совместительства  и, наконец, организация временных  общественных работ.

 Активное  использование этих механизмов  в развитых странах, особенно  общественных работ и других  гибких форм занятости, обеспечивает  высокую мобильность безработных  и существенно снижает продолжительность безработицы. Такими механизмами необходимо овладевать и в нашей стране.

Со времени принятия Закона «О занятости населения в Российской Федерации» прошло более десяти лет. Условия, в которых он создавался, значительно отличались от нынешних с точки зрения и состояния российской экономики, и проводимой в стране социальной политики.

 В начале 90-х годов главной задачей законодательства о занятости являлась гарантированная поддержка людей, временно оказавшихся без работы и желающих ее найти. К их числу относились граждане, потерявшие работу в результате сокращения штатов и уволенные по собственному желанию, вновь ищущие работу (молодежь, домохозяйки и т. п.), военнослужащие, уволенные в связи с сокращением Вооруженных сил, и члены их семей, инвалиды III группы и другие социально уязвимые категории населения.

 Объем страховых  взносов, перечисляемых работодателями  в Государственный фонд занятости населения, значительно превышал расходы на реализацию службой занятости программ на рынке труда. Численность зарегистрированных по стране безработных на начало 1992 г. не превышала 100 тыс. человек, а объем средств Государственный фонд занятости населения (ГФЗН) позволял обеспечить охват соответствующими программами более  миллиона безработных. Избыток средств в фонде занятости породил определенный либерализм по отношению к работодателям, которые бесцеремонно выталкивали на улицу лишних работников, ничего не предпринимали для улучшения качества кадров. Да и увольняемые не предъявляли особых претензий к администрации предприятий, поскольку размер пособия по безработице был довольно высок и порой превышал величину зарплаты. Причем многие зарегистрированные безработные зачастую подрабатывали в сфере теневого бизнеса.

 Тогда казалось, что если незанятым гражданам  выплатить достойное пособие  по безработице и предоставить  возможность переобучаться по профессиям, востребованным рынком, то негативные социальные последствия «шоковой терапии» окажутся нивелированными.

 Однако по  мере нарастания кризисных явлений в экономике ситуация в области занятости продолжала ухудшаться, застойная безработица охватила многие регионы, неплатежи в фонд занятости стали массовыми, многие территории столкнулись с хронической нехваткой средств даже на выплату пособий. К сожалению, по прошествии десяти лет с момента начала реформ положение в лучшую сторону не изменилось.

 Сегодня  ощущается настоятельная необходимость  в выработке новых подходов  к решению проблемы безработицы. Прежде всего речь идет о  совершенствовании законодательства  о занятости с точки зрения правил взаимодействия субъектов рынка труда (государства, работодателей, профсоюзов и наемных работников как плательщиков страховых взносов), изменения условий присвоения статуса безработного, повышения ответственности работодателей и профсоюзов за соблюдение Кодекса Законов о Труде (КЗоТа), усиления роли региональных администраций в регулировании положения на местных рынках труда. Если законодательство оставить без изменений, безработица превратится в мощный катализатор социального напряжения. Уже в ближайшее время количество безработных может превысить 20% численности трудоспособного населения.

 Поэтому  целесообразно принять радикальные  превентивные меры, направленные, с одной стороны, на повышение ответственности работодателей и профсоюзов за состояние рынка труда, с другой - на ужесточение условий, регламентирующих поддержку незанятого населения со стороны государства (в частности, при присвоении статуса безработного, определении порядка и размера назначаемых пособий). Одновременно следовало бы расширить полномочия регионов, касающиеся функционирования местных рынков труда, передав им некоторые права из Центра (например, формирование региональных фондов занятости населения, стимулирование работодателей, инвестирующих средства в создание рабочих мест и т. д.).

 Кроме того, назрела необходимость корректировки  позиции Министерства труда и социального развития РФ в осуществлении политики на рынке труда как в центре, так и в регионах, финансировании федеральных и региональных программ  занятости населения.

 

 

 

 

6. Библиографический список.

 

  1. Макроэкономика Анисимов А.А, Артемьев Н.В, Тихонова О.Б_2011 -598с.
  2. Экономика. Учебник /Под ред. д.э.н. А.И.Архипова, д.э.н. А.Н.Нестеренко, к.э.н. А.К.Большакова. М.: Экзамен, 2005.
  3. Экономические науки, 2010. - № 11.
  4. Ядгаров Я. История экономической мысли. М., 2009.
  5. Плакся В.И. Безработица: теория современная российская практика (социально-экономический аспект). - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 384 с.
  6. “Рынок труда: занятость и безработица” Никифорова А.А., Москва, 2008
  7. Видяпин В.Л. Экономическая теория: учебник / В.Л. Видяпин – М.: Инфра-М, 2007. - 671c.
  8. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. 2007. № 5.
  9. Куликов В. В. Безработица в России несопоставима со спадом производства. // ЭКО. 2005. № 1.
  10. Современная  экономика:  Учеб.  Пособие  /  Научн.  ред.  О.  Ю. Мамедов, 2010. - 316 c.
  11. http://www.gks.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Приложение 1

Таблица 1

Таблица усредненных статистических данных о безработице в России по годам

 

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы, %

2012

75 676 000

71 545 000

4 131 000

5,46

2011

75 779 000

70 857 000

4 922 000

6,5

2010

75 478 000

69 934 000

5 544 000

7,35

2009

75 694 000

69 410 000

6 284 000

8,3

2008

75 700 000

71 003 000

4 697 000

6,2

2007

75 289 000

70 770 000

4 519 000

6

2006

74 419 000

69 169 000

5 250 000

7,05

2005

73 581 000

68 339 000

5 242 000

7,12

2004

72 985 000

67 319 000

5 666 000

7,76

2003

72 273 000

66 339 000

5 934 000

8,21

2002

72 357 000

66 659 000

5 698 000

7,88

2001

71 547 000

65 123 000

6 424 000

8,98

2000

72 770 000

65 070 000

7 700 000

10,58



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 2014 г.

2013 г.

Январь 2014 г. (+;-) к

Январь

4 квартал

в среднем за год

Январю 2013 г.

Декабрю 2013 г.

Тыс. чел

           

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

74627

75208

75423

75529

-581

-471

Занятые

70447

70730

71274

71391

-283

-461

Безработные

4180

4477

4148

4137

-297

-10

В процентах

           

Уровень экономической активности (экономически активное население в возрасте 15-72 лет)

68,1

68,2

68,4

68,5

-0,1

0

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

64,3

64,2

64,7

64,8

0,1

0

Уровень безработицы (безработицы к численности экономически активного населения)

5,6

6

5,5

5,5

-0,4

0



8. Приложение 2

8. Приложение 2

Таблица 1

Экономическая активность населения 
(без корректировки сезонных колебаний)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Приложение 3

Таблица 1

Уровень безработицы по полу и виду поселения (без корректировки сезонных колебаний) в процентах

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

2013 г.

         

Январь

6

6,4

5,5

4,8

9,7

Февраль

5,8

6,1

5,4

4,7

9

Март

5,7

5,9

5,4

4,8

8,4

Апрель

5,6

5,8

5,2

4,4

9,3

Май

5,2

5,5

4,8

4,5

7,4

Июнь

5,4

5,8

5,1

4,6

8

Июль

5,3

5,8

4,8

4,6

7,5

Август

5,2

5,7

4,7

4,3

8,1

Сентябрь

5,3

5,6

4,9

4,5

7,7

Октябрь

5,5

5,5

5,4

4,6

8,3

Ноябрь

5,4

5,6

5,3

4,7

7,9

Декабрь

5,6

5,7

5,4

4,7

8,3

2014 г.

         

Январь

5,6

6,1

5,1

4,5

9,1

Информация о работе Безработица в рыночной экономике