Безработица в современной Росси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них:
- проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Содержание работы

Введение
1. Безработица: сущность, классификации и причины
1. Сущность безработицы
2. Классификация безработицы
3. Причина безработицы
2. Безработица в Российской Федерации и меры борьбы с ней
1. Анализ занятости и безработицы в России и в Республике Башкортостан
2. Государственная политика борьбы с безработицей в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

экономика 1.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, это  сохранение государственного сектора в экономике. В самом начале рыночных реформ, когда превалировала государственная собственность и продолжалась государственная поддержка предприятий, в том числе и убыточных, инфляционное падение заработной платы в связи с редким и запаздывающим индексированием дало возможность предприятиям сохранять занятость даже в условиях снижения объемов производства.

Во-вторых, это  увеличение скрытой безработицы  в форме неполного рабочего времени, отпусков без сохранения содержания. Будучи формально занятыми, такие работники нигде не учитываются в качестве безработных и официально не ищут другого места работы, хотя являются безработными по существу. Как правило, частично занятые имеют так называемую вторичную занятость или самозанятость.

В-третьих, сильного роста безработицы, особенно в первые годы после радикальных экономических преобразований, не наблюдалось из-за снижения предложения на рынке труда. Практиковавшиеся досрочные пенсии, тенденция увеличения занятых домашним хозяйством (в основном женщины), распространение индивидуальной трудовой деятельности, - все это сократило предложение рабочей силы на рынке труда.

Не подтверждают прямой связи между динамикой  занятости, ВВП и безработицей явления, на первый взгляд, парадоксальные. Дело в том, что согласно официальной статистике, в 1997г. при росте ВВП на 0,4% по сравнению с 1996г., реальная безработица упала почти на 6%, зарегистрированная – на 20%, а вот занятость при этом не только увеличилась, а сократилась на 1,4%. Вызывает некоторое удивление два фактора: во-первых, опережающее сокращение безработицы по сравнению с ростом ВВП; во-вторых, уменьшение безработицы одновременно с падением занятости.

Представляется, что указанные явления невозможно объяснить только статистическими  погрешностями и ужесточением условий присвоения статуса безработного. Падение занятости на фоне, казалось бы, благополучных показателей экономического роста можно объяснить двумя причинами. Во-первых, сохранением высокого уровня скрытой безработицы, которая постепенно «выплескивает» свой потенциал на открытый рынок труда даже в условиях некоторой стабилизации. Во-вторых, увеличение скрытой безработицы (теневой) занятости, которая «оттягивает часть рабочей силы и безработных с открытого рынка труда. Часто скрытая безработица прямо переходит в скрытую занятость, при этом показатель официальной занятости падает, а показатель безработицы не увеличивается.

Итак, скрытая  безработица и теневая занятость  – два мощных фактора, искажающий реальный уровень безработицы в  России и одновременно являющихся скрытым потенциалом будущих проблем в области занятости и безработицы. Однако эти факторы пока находятся в латентном состоянии, между тем уровнем даже официальной безработицы довольно высок.

  1. Безработица в Российской Федерации и меры борьбы с ней
    1. Анализ занятости и безработицы в России

Безработица, главная  проблема 2010 года, продолжает расти. Об этом свидетельствуют последние  данные Росстата. Начиная с сентября 2009 года, опросы населения проводятся ежемесячно. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2010 г. составила 76,1 млн. человек, или более 54% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,1 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн..человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с сентябрем 2009г. численность занятого населения увеличилась на 700 тыс.человек, или на 1,0%, численность безработных сократилась на 732 тыс.человек, или на 12,7% (рис.2).

 

Рисунок 2 – Динамика численности экономически активного населения

в России (млн.чел)

Численность безработных  снизилась с 5,2 млн.человек в августе 2010г. до 5,0 млн.человек в сентябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный  как отношение численности безработных  к численности экономически активного населения - с 6,9% до 6,6%. (рис.3).

 

Рисунок 3 – Уровень безработицы в России

Уровень занятости  населения (отношение численности  занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в сентябре 2010г. составил 63,8% (табл.1).

Таблица 1 - Экономическая активность населения

 

Сентябрь 2009г.

2010г.

Сентябрь 2010г. (+, -) к

июль

август

сентябрь

III квартал

сентябрю 2009г.

августу

2010г.

Тыс. человек

             

Экономически  активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

76165

76219

76484

76133

76279

-32

-351

занятые

70400

70862

71236

71100

71066

700

-136

безработные

5764

5357

5248

5032

5212

-732

-216

В процентах

             

Уровень экономической  активности (экономически активное население  к численности населения в  возрасте 15-72 лет)

68,4

68,4

68,7

68,3

68,5

-0,1

-0,4

Уровень занятости (занятые к численности населения  в возрасте 15-72 лет)

63,2

63,6

63,9

63,8

63,8

0,6

-0,1

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

7,6

7,0

6,9

6,6

6,8

-1,0

-0,3


Общая численность  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,1 раза превышает  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1598 тыс.человек (на 107 тыс.человек меньше, чем в конце августа 2010г.). (рис.4).

 

Рисунок 4 – Динамика численности безработных (млн.чел)

Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий  населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в сентябре 2010г. 10% (0,5 млн.человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 41,7% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 58,3% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

Кроме различий методологического характера, которые  влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета служб занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. (рис.5).

 

Рисунок 5 – Способы поиска работы безработными

(в  % к общей численности безработных)

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 63% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в сентябре 2010г. составила 33%, среди безработных женщин - 41%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2010г. составила 47,5%, доля городских жителей - 64,2%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди городских жителей. В сентябре 2010г. это превышение составляло 1,7 раза. (табл.2).

Таблица 2 - Уровень безработицы по полу и  месту проживания (%)

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

2009

         

Февраль

9,4

10,2

8,6

8,2

13,1

Май

8,5

9,2

7,9

7,7

10,9

Август

7,8

8,3

7,4

6,9

10,7

Сентябрь

7,6

8,1

7,0

6,7

10,2

Октябрь

7,7

8,2

7,3

6,7

10,7

Ноябрь

8,2

8,4

7,9

7,4

10,5

Декабрь

8,2

8,8

7,6

7,1

11,5

2010

         

Январь

9,2

9,9

8,4

7,8

13,4

Февраль

8,6

9,5

7,8

7,5

12,0

Март

8,6

9,3

7,9

7,2

12,8

Апрель

8,2

8,7

7,6

7,1

11,3

Май

7,3

8,0

6,6

6,2

10,6

Июнь

6,8

7,2

6,4

5,6

10,4

Июль

7,0

7,5

6,5

6,0

10,2

Август

6,9

7,4

6,3

6,0

9,5

Сентябрь

6,6

6,8

6,4

5,7

9,5


Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных  в сентябре 2010г. составил 35,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,3%, 20-24 лет - 21,5%. По сравнению с августом численность безработных в возрасте 15-19 лет снизилась на 126,4 тыс.человек (или на 28,6%), в возрасте 20-24 лет - на 121,5 тыс.человек (или на 10,1%).

Высокий уровень  безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (28,1%) и 20-24 лет (13,3%) (рис.6).

 

Рисунок 6 – Уровень безработицы по возрастным группам в феврале 2010 г. (в % от экономически активного населения)

В среднем среди  молодежи в возрасте 15-24 лет уровень  безработицы в сентябре 2010г. составил 15,1%, в том числе среди городского населения - 14,5%, среди сельского населения - 16,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,8 раза, в том числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,0 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 32,2% составляют лица, срок пребывания которых  в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год  и более ищут работу 30,3% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы  существенно выше, чем среди городских, и в сентябре 2010г. составила, соответственно, 33,6% и 28,5%.

Наличие опыта  работы. В численности безработных 26,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В сентябре 2010г. их численность составила 1,4 млн.человек и сократилась по сравнению с сентябрем 2009г. на 0,3 млн. человек или на 15,7%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (19% - за счет молодежи до 20 лет, 49% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет).

В сентябре 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи  с высвобождением или сокращением  численности работников, ликвидацией  организации или собственного дела, составила 21,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 25,3%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей  критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. (рис.7).

 

Рисунок 7 – Уровень безработицы по федеральным  округам в 2009-2010 гг. (в % от экономически активного населения)

Данные по субъектам  Российской Федерации приведены  в приложении 1. В целях повышения  репрезентативности данных об экономической  активности населения показатели занятости  и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за два последних месяца.

    1. Государственная политика борьбы с безработицей в России

Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило  вопрос безработицы и занятости  населения в число наиболее актуальных.

Мы уже называли основные причины безработицы и специфику российского рынка труда, поэтому охарактеризуем государственную политику борьбы с безработицей в Российской Федерации. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной  безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной  безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Цель государственной  политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства (рис.8).

Информация о работе Безработица в современной Росси