Безработица в Воронежской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Территория – 52,6 тысяч квадратных километров. Эксплуатационная длина железнодорожных путей проходящих по территории области составляет – 1 060,1км Общая протяженность автомобильных дорог в области составляет 11 443,3 км, в том числе: федерального значения – 802,9 км; регионального значения – 7418,4 км;– местного значения – 1 960 км; ведомственных и частных автомобильных дорог – 1 262 км. Население области составляет 2 335 789 человек.

Содержание работы

Общая характеристика Воронежской области
Географическое положение и природо-климатические условия
Отрасли специализации в Воронежской области
Анализ социально-экономических процессов
Структура населения Воронежской области
Динамика движения населения
Безработица в Воронежской области.
Уровень, причины, особенности, виды безработицы, характерные для Воронежской области
Бюджет Воронежской области в 2014 году.
Перспективы прекращения безработицы
Сравнительная характеристика показателей безработицы

Файлы: 1 файл

Аналитическая работа.docx

— 122.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

      1. Перспективы прекращения безработицы

По состоянию на 1 декабря 2012 г. лишь 1,1% жителей Воронежской области официально числились в качестве безработных. Со времен Советского Союза, когда безработица называлась тунеядством и предусматривала уголовную ответственность, это – самый лучший показатель занятости в истории региона.

Разумеется, речь идет об уровне безработицы среди экономически активного населения области. С начала года число безработных сократилось на 31,5% (или на 5,7 тыс. человек) и сегодня составляет 12,3 тыс.

Естественно, если говорить об общем уровне безработицы, а не только среди экономически активного населения, то цифры будут несколько иными. Общий уровень остается в регионе еще достаточно высоким, хотя положительная динамика к его снижению приобрела устойчивый характер.

На сокращение уровня безработицы повлияло прежде всего полное преодоление кризисных явлений в экономике Воронежской области. Предприятия, которые во время кризиса были вынуждены сокращать сотрудников, вышли на прежние позиции и даже нарастили объемы производства. Улучшение инвестиционного климата повлекло за собой появление интересных крупных производственных проектов и, как следствие, создание новых рабочих мест. Плюс ко всему – активно сработали службы занятости населения.

На 1 декабря число заявленных в эти службы вакансий составило 13,4 тыс., что на 0,1 тыс. больше, чем на начало года. Максимальное число вакансий – 20,0-21,1 тыс. – было заявлено в мае-июне 2012 г. Напряженность на рынке труда с начала года снизилась с 1,5 незанятых граждан, претендующих на одну вакансию, до 1,1 человека.

Согласно данным за 11 месяцев текущего года, в службы занятости населения за трудоустройством обратилось более 80 тысяч человек. В результате обеспечено работой было более  65 тысяч из них. Трудоустройство 81% обратившихся – это, согласитесь, достаточно серьезный показатель.

Чтобы удержать заданный темп, в Воронежской области сегодня реализуются региональная программа, направленная на борьбу с безработицей – «Содействие занятости населения Воронежск ой области на 2010-2014 годы. Основной акцент в реализации обозначенных в них мероприятий делается на адресность в оказании государственных услуг, учет специфики рынков труда муниципальных образований, повышение эффективности мер активной политики занятости.

По информации регионального управления занятости, несмотря на устойчивую тенденцию оздоровления на рынке труда, в области есть ряд проблем, которые еще требуется решать. Так, сильны еще диспропорции территориального и профессионально-квалификационного плана. Проще говоря, спрос на работников определенных профессиональных навыков, проживающих на той или иной территории, не всегда соответствует имеющемуся предложению. И эту проблему предстоит решать в самое ближайшее время.

Впрочем, мероприятия, предусмотренные областной целевой программой «Содействие занятости населения Воронежской области на 2010-2014 годы», отчасти позволяют находить варианты выхода из ситуации. Так, говорят в управлении, до конца года услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы профессии, трудоустройства, профессионального обучения получат не менее 40,8 тыс. человек. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 3,5 тыс. человек, в оплачиваемых общественных работах примут участие 6,8 тыс. человек, 1,1 тыс. безработных из числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы, будут трудоустроены на временные рабочие места, в свободное от учебы время начнут работать 8,9 тыс. несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет, 3,5 тыс. безработных примут участие в социально-адаптационных программах.

В рамках же региональной программы «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2012 год» реализовывались мероприятия, направленные на поддержку слабозащищенных категорий населения. Так, за 2012 г. было создано 214 дополнительных (в том числе специальных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, 13 дополнительных (в том числе надомных) рабочих мест для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и 68 дополнительных (в том числе надомных) рабочих мест для трудоустройства многодетных родителей. К реализации мероприятий программы привлечено 223 работодателя.

По словам Юрия Бая, реализация мер государственной поддержки занятости в 2012 году оказала существенное влияние на повышение уровня жизни населения области. Этот тезис подтверждает и статистика, демонстрирующая серьезный рост средней заработной платы в Воронежской области. По данным регионального департамента труда и социального развития, в январе-сентябре 2012 г. она выросла по отношению к средней зарплате за 2011 год на 18,3% (в РФ – 10,2%) и составила 19 тысяч рублей.

Введение новых систем оплаты труда позитивно повлияло на динамику заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений. По предварительной оценке, за период 2010-2012 годов она выросла в здравоохранении в 1,5 раза, в образовании и социальной защите – в 1,3 раза. Однако сохраняется значительная дифференциация оплаты труда бюджетников относительно среднего уровня по области.

– В мае 2012 г. президентом РФ Владимиром Путиным был подписан ряд указов, касающихся доведения зарплат работников бюджетной сферы до средней по экономике в регионе, – говорит губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. – Для одних категорий, например, работников образования, доведение доходов до этого уровня запланировано уже к концу 2013 г., для других – до 2018 г., с плавным ежегодным повышением. С учетом исполнения этих указов почти половину расходной части бюджета следующего года мы потратим на выплату заработной платы бюджетникам. Но надо понимать, что темпы повышения зарплат в ряде случаев будут зависеть от финансовых возможностей муниципалитетов. Конечно, областной бюджет будет оказывать им в этом вопросе посильную помощь.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Сравнительная  характеристика показателей безработицы

    1. Уровень безработицы с показателями в целом по России.

В таблице ниже отражена экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет в процентах на конец каждого года. Самая низкая безработица на протяжении последнего десятилетия остается в Москве, на конец 2012 года менее 1%. Высокая безработица остается в Северо-Кавказском федеральном округе — Чечне (27-32%) и Ингушетии (45-50%). 11

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на третью неделю февраля 2014 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2014г. составила 75,2 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,2 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в феврале 2014г. составил 5,6% (без исключения сезонного фактора

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в феврале 2014г. составил 64,8%

По сравнению с январем 2014г. численность занятого населения в феврале 2014г. увеличилась на 552 тыс.человек или на 0,8%, численность безработных - на 49 тыс.человек, или на 1,2%. По сравнению с февралем 2013г. численность занятого населения осталась на том же уровне, численность безработных уменьшилась на 107 тыс.человек, или на 2,5%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,4 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2014г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 953 тыс.человек, что на 2,4% больше по сравнению с январем 2014г. и на 13,2% меньше по сравнению с февралем 2013 года.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в феврале 2014г. около 72% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2014г. составила 25,5%, среди безработных женщин - 31,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в феврале 2014г. его использовали 63,6% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали более трети безработных.

По данным за 2012 год, Воронежская Область находится на 33 месте по уровню безработицы, который составил 5.55%, тогда как средний уровень по стране составил 5.46%. Минимальный уровень безработицы 0.81% зафиксирован в Городе Москва, а максимальный в 47.68% - в Республике Ингушетия.

Таблица усредненных статистических данных о занятости и безработице в Воронежской Области по годам

 

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы

2012

1 164 000

1 100 000

65 000

5,55

2011

1 172 000

1 096 000

76 000

6,45

2010

1 152 000

1 065 000

87 000

7,54

2009

1 168 000

1 067 000

101 000

8,63

2008

1 158 000

1 098 000

61 000

5,25

2007

1 147 000

1 087 000

59 000

5,18

2006

1 174 000

1 110 000

64 000

5,42

2005

1 154 000

1 066 000

88 000

7,59

2004

1 097 000

1 001 000

96 000

8,73

2003

1 110 000

1 018 000

92 000

8,25

2002

1 140 000

1 039 000

101 000

8,88

2001

1 106 000

1 000 000

106 000

9,55

2000

1 171 000

1 053 000

119 000

10,12


 

График усредненного уровня безработицы в Воронежской Области (по годам, %) по данным таблицы

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

%

10,12

9,55

8,88

8,25

8,73

7,59

5,42

5,18

5,25

8,63

7,54

6,45

5,55


 

 

График усредненного числа экономически активных людей в Воронежской Области (по годам, в тыс.чел) по данным таблицы

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Тыс.чел.

1171

1106

1140

1110

1097

1154

1174

1147

1158

1168

1152

1172

1164


 

 

 

 

4.2. Уровень безработицы по регионам России

В таблице ниже отражена экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет в процентах на конец каждого года. Самая низкая безработица на протяжении последнего десятилетия остается в Москве, на конец 2012 года менее 1%. Высокая безработица остается в Северо-Кавказском федеральном округе — Чечне (27-32%) и Ингушетии (45-50%).

 

 

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2011

2012

Российская Федерация

10,6

7,9

7,8

7,1

6,2

7,3

6,5

5,5

Центральный федеральный округ

7,8

5,1

4,7

4

3,6

4,6

4,1

3,1

Белгородская область

6,1

8,1

5,9

5,6

4,1

5,2

4,4

3,8

Брянская область

13,4

8,6

8,8

6,8

6,5

8

7,1

5,4

Владимирская область

12

10,4

9,1

10,9

5,6

6,2

5,8

4,4

Воронежская область

10,1

8,9

8,6

5,5

5,3

7,5

6,6

4,9

Ивановская область

10,4

6,9

4,6

4,2

5,1

7,6

6,6

5,2

Калужская область

8,8

6,6

6,3

5,6

4,8

6,5

5,6

4,4

Костромская область

8,8

5

5,9

5

5,1

6,2

5,3

5,6

Курская область

10,5

7,1

7,4

7,3

6,4

8,2

6,5

4,6

Липецкая область

8,7

4,9

4,2

4,9

4,9

4,5

4,9

4,1

Московская область

7,8

4,4

3,7

3

2,8

3,3

3,7

2,8

Орловская область

8,6

6,7

5,9

6

6

9

6,3

4,7

Рязанская область

9,5

8,1

5,8

5,2

5,5

8,4

7,3

4,9

Смоленская область

12,3

11,1

9,1

8

7,1

7,4

7,7

3,1

Тамбовская область

8,3

9,5

9,6

8,7

9,2

7,9

6,6

5

Тверская область

9,1

4,7

5,3

4,5

5,1

6,6

6,1

5

Тульская область

10

6,1

4,6

2,7

3,5

5,8

5,3

3,3

Ярославская область

7,4

3,8

4,7

3

6

7,6

5,2

4

г. Москва

3,9

1,4

1,6

1,6

0,9

1,7

1,4

0,9

Северо-Западный федеральный округ

9,6

6,2

6

5

5,2

6,2

5,3

4

Республика Карелия

11,3

7,8

7,3

3,6

8,4

9,6

8,7

7,7

Республика Коми

12

9,2

12,4

12,4

7,3

10,3

8,5

7

Архангельская область

12,4

8,1

7,2

5,9

7

7,2

6

4,6

Ненецкий автономный округ

11

7,3

7,5

5,6

7,7

6,6

9,2

7

Вологодская область

8,3

6

6,3

5,3

5,9

7,9

7,5

7,1

Калининградская область

15,6

7,2

6,5

4,5

8,7

10,6

9,2

5,8

Ленинградская область

9,6

7

6,8

5,9

6

5,2

4,4

3,8

Мурманская область

13,4

10,3

11

6,7

7

8,9

8,8

8,4

Новгородская область

7,6

6,3

6,1

5,5

4,9

5,7

4,9

3,7

Псковская область

11,7

8,1

5,6

7,4

6,8

9,7

9,2

7,5

г.Санкт-Петербург

6,2

3,4

2,7

2,4

2

2,6

1,9

1

Южный федеральный округ

12,9

9,6

9,6

8,2

6,5

7,6

7

6,2

Республика Адыгея

14,3

13,5

17,3

13,9

7,3

9,3

8,4

8,1

Республика Калмыкия

20,7

18

22,4

16,9

15,8

14,8

14,2

13,1

Краснодарский край

12,8

7,6

8,8

7,4

4,8

6,7

6

6,5

Астраханская область

11,5

10,9

11

7,9

7,5

8,3

8,9

7,3

Волгоградская область

9,5

8,4

9,4

8,6

8,1

8

6,9

6,7

Ростовская область

15

11,4

8,6

8

6,6

7,8

7,3

5,2

Северо-Кавказский федеральный округ

20,4

17,4

19,2

22,9

16,2

16,9

15

13,1

Республика Дагестан

26,5

24,1

27,2

22,3

13,4

14,8

12,8

12,2

Республика Ингушетия

30,3

43,7

46,3

58,5

55

49,7

48,8

47,3

Кабардино-Балкарская Республика

16,9

19,1

25,7

20,7

18,3

12,7

10,8

9,4

Карачаево-Черкесская Республика

21,5

12,1

16,9

19,4

16

10,3

9,6

8,2

Республика Северная Осетия - Алания

28,5

12,6

11,7

8,5

10,1

9,8

8,4

9,6

Чеченская Республика

-

-

-

66,9

35,5

43,1

36,7

26,8

Ставропольский край

13,9

9,7

9,6

8,9

7,8

6,9

6

5

Приволжский федеральный округ

9,8

7,7

7,8

6,5

6,3

7,6

6,6

4,8

Республика Башкортостан

11,6

8,3

7,1

6,5

5,2

9

7,7

5,3

Республика Марий Эл

11,9

13,6

9,1

10,2

9,2

10,5

10

5,1

Республика Мордовия

10,6

9,4

6

4,7

2,4

5,3

5,2

4,6

Республика Татарстан

8,4

5,3

7,3

5,6

4,9

6,3

4,7

4,3

Удмуртская Республика

9,7

7,9

8

8,4

7,9

9,3

7

6,7

Чувашская Республика

9,1

9,4

9,9

8,6

8,1

9,2

7,7

5,2

Пермский край

10,6

9,1

7

6,9

8,5

8,5

7,6

6

Кировская область

8,2

6,8

8,7

7,9

7,3

8,8

8,4

6,5

Нижегородская область

7,8

7,8

7,4

5,3

5,6

7,8

7,2

3,1

Оренбургская область

12

10,3

10,7

6,5

7,1

7,4

6,3

5,6

Пензенская область

11,4

7,3

6,9

6,5

7,8

6,6

5,3

5

Самарская область

10,2

5,4

5,3

4,3

4,2

5,7

5,1

2,9

Саратовская область

9,8

7,6

9,9

8,2

7,9

6,3

6

5,2

Ульяновская область

6,6

6,1

9,5

6,9

7,3

8,9

6,9

5,4

Уральский федеральный округ

10,1

8,1

7,5

6,8

5,5

8

6,9

6,1

Курганская область

12,9

10,7

12,5

12,4

9,2

12,2

10,3

8,8

Свердловская область

10

8,5

7,3

7

4,8

8,5

7,3

6,6

Тюменская область

10,8

8,7

8,7

6,8

6,5

6,9

5,9

4,7

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

11,4

10,1

9,7

6,1

7,6

7,5

6,3

5,1

Ямало-Ненецкий автономный округ

8,6

6,8

6,5

5,4

5,7

4,4

3,7

3,1

Челябинская область

8,6

6,5

5,2

5,1

4,4

7,6

6,7

6,4

Сибирский федеральный округ

12,8

10,1

10

9

8,3

8,7

8,2

7,5

Республика Алтай

17,3

11,3

9,6

11,6

12,6

12,3

13,4

11,8

Республика Бурятия

19,1

15,4

15,3

13,5

11,6

10,4

9,1

8,7

Республика Тыва

23,6

20,3

19,7

20,5

19,2

22

18,4

11,9

Республика Хакасия

12,2

8

10,3

9,1

7,3

9,1

7

4,5

Алтайский край

11,7

8,3

9

8,8

8,4

8,8

8,7

8

Забайкальский край

14,4

11,1

12,4

8,8

14,9

11,4

10,9

11

Красноярский край

12,2

7,8

9,2

9,9

6,5

6,3

6,1

5,4

Иркутская область

11,6

11,1

10,5

8,9

8,7

10,2

9,2

9,6

Кемеровская область

10,6

9,3

9,8

7,3

6,7

9

8,2

6,9

Новосибирская область

13,3

11,4

9

7,4

7,3

7,6

6,8

6,6

Омская область

14

9,5

9,1

9,3

8

8,1

7,8

7,9

Томская область

13

11,2

10,1

9

8

7,9

9,1

6,4

Дальневосточный федеральный округ

12,6

8,7

8,8

7,5

7,9

8,7

7,4

6,4

Республика Саха (Якутия)

11,2

7,1

8,8

9,5

9

8,8

8,8

8,5

Камчатский край

16,3

11,6

11

9,1

8,9

7,1

6,3

5,3

Приморский край

12,3

9,1

9,6

8

7,5

9,7

8,1

6,7

Хабаровский край

12,2

7

6,6

6

8,7

9,1

6,8

5,2

Амурская область

13,7

10,7

11,2

8,2

5,1

6,9

6,1

5,5

Магаданская область

11

8,2

7,9

5,4

7,3

5,7

4,5

3,3

Сахалинская область

13,2

9,4

7,4

4,6

8,1

9,3

8,2

7,6

Еврейская автономная область

15

9,1

8,3

9,8

10,1

9,4

8,8

8,7

Чукотский автономный округ

10,3

4,5

3,5

3,7

4,7

4,1

5,4

3,7

Информация о работе Безработица в Воронежской области