Безработица:виды, факторы,основные показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы по теме «Безработица: виды, факторы, тенденции в современной России» являются изучение и исследование проблемы безработицы в современной России.
Данная цель обусловлена на выполнение следующих задач:
- рассмотреть безработицу как социальное явление;
- изучить виды безработицы и её основные показатели;
- охарактеризовать факторы, способствующие явлению безработицы;
- проанализировать качественные и количественные характеристики рабочей силы Забайкальского края;
- оценить факторы, способствующие явлению безработицы;
- провести структурный анализ показателей Забайкальского края с показателями республики Бурятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Безработица как социальное явление………………...…….…….…..6
Виды безработицы и основные показатели………….……………....9
Факторы, способствующие явлению безработицы………………...15
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анализ качественных и количественных характеристик рабочей силы Забайкальского края……………………………………………25
Оценка и отбор факторов, способствующих явлению безработицы…………………………………………………………..27
Структурный анализ показателей Забайкальского края с показателями республики Бурятия……………………....…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...….36

Файлы: 1 файл

скинуть.docx

— 90.36 Кб (Скачать файл)

            Важнейшее направление изучения безработицы – ее экономический аспект. Вместе с тем безработицу нельзя рассматривать только как экономическое явление. Необходимо учитывать ее социальные стороны (влияние на уровень жизни населения, на уровень квалификации безработных и т.п.).

             В России проблема безработицы возникла на переходе к капиталистическому пути развития. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.

             Свертывание деятельности большого числа организаций, резкое ухудшение социально-экономического положения негативно сказались на эффективности использования накопленного производственного потенциала, став причиной резкого роста безработицы населения. Возникшая возможность миграции населения в страны дальнего зарубежья привела к потере высококвалифицированные кадров, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы, что привело к снижению качества рабочей силы.

             Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства стало разрушение связей между отраслями и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции привели к снижению объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих.

             Экономически активное население не могло удовлетворить требованиям новой экономики, которая нуждалась в активных работниках, способных самостоятельно обучаться, активно действовать, не боясь брать на себя ответственность. Существующее в то  время негативное отношение к малому предпринимательству препятствовало созданию новых рабочих мест, тем самым, способствуя безработице.

             К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

             Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д.   

              Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ.

              Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить, не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.

             Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше.

             Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и так далее. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему.

             Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.

              Циклическая безработица, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу).

               Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.

             Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время.

              В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

             Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

             Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.

             Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: 

             - зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;

              - скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.

              Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

             Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

             Безработица измеряется двумя основными показателями:

             *   уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным.

              В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.

             * продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.

             Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах  его главной производительной силы – рабочей силы,  существенное сокращение  потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств  налогоплательщиков) на выплату пособий  по безработице,  переквалификацию безработных и их трудоустройство.

             Очевидно, что  при неполном  использовании  имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме  экономики в стране не может быть и речи.

             Немалый урон безработица наносит и жизненным  интересам людей,  не давая им реализовать  свои созидательные  потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности,  в  котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое  главное,  резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя  росту заболеваемости и преступности, обостряя  социальную напряженность  в обществе.

              Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых  показателей  для определения общего состояния  экономики, для оценки его эффективности.

1.3. Факторы, способствующие  явлению безработицы

              Проблему безработицы усугубляет  трудное материальное положение,  толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

             В соответствии с уже накопленным  службой занятости опытом и  мнением экспертов увеличение  числа безработных в РФ будет  способствовать наличие следующих  факторов:

             -   подавление  безработицы (досрочные  проводы  на  пенсию мужчин в 58, женщин в 53);

             - частичная принудительная безработица  (сокращенный рабочий день, сокращенная  рабочая неделя, удлинение отпусков);

             -  условная безработица (непостоянная  работа);

             - временная безработица (декретный  отпуск, уход за ребенком, за инвалидами  детства, тяжелобольными и стариками,  отпуск без сохранения содержания);

              - потенциальная безработица (в  связи с выходом на инвалидность);

               - безработица в связи с высвобождением  женщин из производства с вредными  и опасными условиями труда;

              - безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

              - вынужденная безработица (вследствие  отсутствия сырья, энергии, комплектующих,  приведшего к остановке предприятия);

             - безработица вследствие повышения  производительности труда и его  интенсификации;

             - безработица вследствие демобилизации,  увольнения в запас и структурной  перестройки в армии;

             - безработица членов семей военнослужащих  и военных советников, возвращающихся  в РФ из-за рубежа;

            - безработица в закрытых городах  в связи с конверсией и городах  заводах вследствие остановки  предприятий;

            - первичная безработица (выпускники  школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

             - безработица молодежи, отчисленной  из учебных заведений или прекратившей  обучение по собственному желанию;

             - безработица вследствие недостаточной  профессиональной квалификации;

             - безработица субъективная вследствие  нежелания или неспособности  переквалифицироваться и получить  иную профессию;

            - безработица вследствие вынужденной  миграции (беженцы);

            - безработица специалистов работавших  по долгосрочным контрактам за  рубежом;

             - безработица возвращающихся из  мест лишения свободы;

             - безработица тех, кто после  длительного перерыва хочет возобновить  работу;

            - безработица вследствие стихийных  бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений  в результате взрывов или военных  действий);

             - безработица в связи с невозможностью  без нарушения паспортного режима  и утраты жилья перемещаться  из мест с избытком трудовых  ресурсов в регионы с избытком  рабочих мест.

            Это далеко не все реально  существующие пути пополнения  армии потенциальных безработных.  Под неучтенными источниками  подразумеваются несколько групп  населения. Как и в каждом  государстве в России есть  определенная часть населения  не желающая работать, - люмпен-элемент.  Эта группа постоянный иждивенец  государства, на биржу труда  не пойдет и не будет зарегистрирован  в качестве безработных. Однако  эта масса людей, достигающая  по некоторым оценкам несколько  миллионов человек, не оказывая  давления на рынок труда, тем  не менее, будет постоянно оказывать  давление на бюджет, особенно  когда войдет в силу закон  о пособиях на бедность. Вторая  группа - прямо или косвенно связанные  с криминальным миром. По мере  борьбы государства с преступностью,  люди входящие в преступные  группировки пополнят ряды безработных.  Третья группа - люди состоятельные,  но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

              Безработица как  экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от:

  •      - структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
  •       - экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

            - политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение       минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

  •    - сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
  •    - изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

              При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

             В социально - трудовой политике  первоначально превалировали меры, направленные на выработку и  реализацию механизмов, облегчавших  институциональные перемены в  собственности и структурные  сдвиги в экономике. Важнейшими  из них были поддержание доходов  на минимальном уровне и гарантии  занятости в условиях спада  производства и роста безработицы. 

              В русле демократизации общества  было модернизировано законодательство  о труде и занятости путем  приведения его в соответствии  с международно признанными правилами:  сокращена рабочая неделя, увеличена  минимальная продолжительность  отпусков, расширены гарантии занятости  безработных, началось реформирование  социального страхования. 

              Регулирование социально - страховых  отношений способствовало их  нормализации во время приватизации  экономики, установлению перемирия  между нынешними работниками  и их будущими хозяевами.

              Поддержание доходов на минимальном  уровне стало целью социальной  защиты населения, пострадавшего  от правительства «реформаторов».

             Государство на время отказалось  от прямой регламентации в  оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию  через налоги. Понемногу росло  реальное наполнение средней  заработной платы,  отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

             В связи с рыночными изменениями  наметился переход от жестоких  социалистических к более гибким  видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям  и т.п.). При этом почти сошла  на нет традиционная роль органов  труда как госнадзирателя за  использованием рабочего времени,  дисциплины, производительностью, условиями  и оплаты труда.

              Вместе с тем увеличивалась  вынужденная безработица, порожденная  новыми условиями функционирования  предприятий и формами найма.  Высвобожденные по экономическим  мотивам составили более половины  официально зарегистрированных  безработных. Именно для них,  квалифицированных работников со  стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные  гарантии занятости, альтернативные  косметическим мерам по трудоустройству  социально незащищенных маргиналов.

              Неуклонный рост структурной  безработицы предопределял необходимость  преобразования фондов занятости  в полноценную систему социального  страхования. 

              Безработица из негативного явления  превращалась в постоянно действующий  фактор развития рынка труда  и обострения конкуренции за  рабочие места. Надо было считаться  с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

             Следуя правительственному курсу  социальной защиты, служба занятости  трансформировалась в организацию  по борьбе с безработицей. Были  продолжены раздачи гарантий  ее клиентам по растущему числу  специально проводимых мероприятий.  Причем упор делался на выигрышные  в глазах общественности проекты  в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия  занятости сознательно  принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

             Курс на обеспечение возможно  полной занятости и предотвращение  безработицы не решал важнейшую  задачу реформ - повышение эффективности  производства. Когда экономический  кризис усилился, обновленное к  тому времени правительство увидело  выход из него в достижении  финансовой стабилизации, фактически  в ускоренном развитии финансово  - промышленного капитала путем  мобилизации ресурсов накопления.

            В условиях катастрофической  нехватки инвестиций, что вполне  естественно для системного кризиса,  активного вывоза из страны  капиталов и сокращения возможностей  инфляционного кредитования  промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям  пришли узкопрагматические  задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

              Обеспечение занятости и массовая  безработица находятся под контролем  государства. Оказывается легче  приостановить высвобождении работающих  без оплаты, чем наладить работу  предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. 

              Недостаток трудовой мотивации  и доходов по основному месту  работы замещается государственными  компенсациями: социальными гарантиями  на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

              Наряду с этим расширяется  «исход» ранее многочисленного  слоя квалифицированных работников  с простаивающих предприятий,  бесперспективных производств. 

              Вместе с распадом наукоемких  отраслей промышленности растет  депрофессионализация  высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу.

             Суть новой социально - трудовой  политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной  занятости, заждавшейся на низкоэффективном  труде и социальных гарантиях  неработающим, к рыночной системе,  предполагающей полную свободу  труда и выбора занятий, экономически  обоснованную резервную армию  труда и безработицу. 

              Особенно важной является социальная  либерализация наемного труда,  прежде всего через радикальную  реформу трудового законодательства  в полном соответствии требованиями  рыночной экономики. 

              Надо коренным образом изменить  «дух законов» о труде, бес  всяких оговорок признать рабочую  силу товаром, собственником которого  является свободный от внеэкономического  принуждения и административного  диктата индивид. Как хозяин  уникального товара он имеет  права на приоритет на рынке  труда, его цена формируется  в зависимости от способности,  образования, квалификации, опыта.

             Для обеспечения свободы труда  необходимо окончательно избавиться  от рудиментов тоталитарной эпохи  (прописки, спецучета кадров, административных  ограничений приема и произвольных  увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы  свободного рынка труда. Среди  них принципиально важны справедливая  оплата, надежная охрана и достойные  условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

              Давно пора заменить архаичные  и неэффективные формы законодательного  регулирование труда, например, единый  для всех размер минимальной  заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной  защиты на практике, в ситуации  бюджетного дефицита, превращаются  в государственные нормы фиксированного  порога бедности трудящихся. Взамен  следует установить минимум оплаты  за единицу отработанного времени  (час) и заложить в основу  тарифных систем.

             Предстоит признать приоритет  социального партнерства по закону  над государственным управлением  трудом в его бюрократическом  исполнении. Поэтому необходимо  ограничить роль государства  в обеспечении занятости, включая  отказ от глобальных федеральных  программ, попыток унифицировать  нормы и нормативы социальной  и экономической «защищенности»  от безработицы. Для этого необходимо  создать независимую от правительства  и местной администрации систему  активного содействия безработным  на основе страховых взносов.  Следует рассматривать безработицу  как неотъемлемый элемент рынка  труда, а под обеспечением занятости  понимать трудоустройство вынужденно  безработных и трудовую активизацию  добровольно незанятых с использованием  преимущественно экономических  стимулов привлечение к труду.

              Государственные гарантии незанятому  населению должно заменить обязательное  страхование структурной и профессиональной  безработицы. Нужно очистить экономически  обусловленную безработицу от  социальных наслоений популистского  толка: передать безработных,  лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к  профессиональному труду, в органы  социальной опеки для последующей  трудовой реабилитации путем  приобщения к посильным для них занятиям.

              По мере углубления реформ  число безработных должно возрастать  в прямой пропорции с повышением  эффективности производства и  реальной оплаты за труд.

              Более того, необходимо форсировать  структурную безработицу в соответствии  с реализацией программ реструктуризации  производства, создавая на ее  базе мобильный резерв рабочей  силы, используемый для интенсивного  развития экономики. Прежде всего,  следует стремиться к поддержанию  взаимосвязи занятости, зарплаты  и инвестиций в оптимальном  соотношении, что является условием  социально - экономической сбалансированности.

             Только так может быть обеспечена  надежная экономическая основа  для создания новых рабочих  мест, расширяющих сферу эффективной  занятости, что, в свою очередь,  приведет к «рассасыванию» безработицы,  понижению ее уровня при стабилизации  развития. Именно тогда становится  возможным создание в обозримой  перспективе динамичной, адаптированной  к глубинным рыночным трансформациям  в экономике социально - трудовой  сферы.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе:

  • По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней.
  • Основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая, выделяется также скрытая, сезонная и т.д.
  • Показателями явления безработицы являются её уровень и продолжительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. . Анализ качественных и количественных характеристик рабочей силы Забайкальского края

              По данным за 2011 год, Забайкальский  Край находится на 74 месте по уровню безработицы, который составил 10.90%, тогда как средний уровень по стране составил 6.60%. Минимальный уровень безработицы 1.40% зафиксирован в Городе Москва, а максимальный в 48.79% - в Республике Ингушетия.

            Усредненных статистических данных  о занятости и безработице  в Забайкальском Крае за 2008-2011 года представлены в таблице  1.

 

            Таблица 1. Статистические данные  о занятости и безработице  в Забайкальском крае за 2008-2011 года

 

Год/показатель

2009

2010

2011

Экономически активные

549 000

532 000

543 000

Занятые

482 000

472 000

484 000

Безработные

67 000

61 000

59 000

Уровень безработицы

12,15

11,38

10,9


            На 2011 год уровень безработицы  снизился по сравнению с предыдущим 2010 годом, таким образом, уровень  безработицы за 2009-2011 года имеет  отрицательную динамику.

             Рассмотрим распределением численности занятых в экономике Забайкальского края людей по возрастным группам, данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Численность занятых  в экономике по возрастным группам  в 2009-2011гг. в процентном соотношении

Год/возрастная группа

2009

2010

2011

До 20

3,3

2,5

2,94

20-24

11,3

10,6

11,12

25-29

15

14,6

14,42

30-34

13,4

13,1

12,82

35-39

10,7

11,5

11,26

40-44

12,4

10,8

13,34

45-49

14

13,9

14,62

50-54

11,8

13,2

11,94

55-59

5,9

7,2

5,22

60-72

2,2

2,6

2,3


             Ситуация, связанная с распределением  численности занятых в экономике  людей по возрастным группам,  имеет следующие особенности:  первое место принадлежит возрастной  группе 45-49 лет. Второе место при  распределении получила возрастная  группа 25-29 лет. На третьем месте  - группа 45-49 лет. Таким образом,  основная трудовая нагрузка приходится  на трудоспособные возрастные  группы, в составе которых есть  как наиболее опытные (45-49 лет), так и молодые кадры.

             При распределении численности  занятых в экономике людей  по уровню

образования первое место  занимает среднее общее (среднемноголетний  уровень 26,6%), на втором месте среднее  профессиональное образование (СМУ  равен 22,04%), на третьем месте высшее профессиональное образование (СМУ 20,36%). Четвертое, пятое, шестое и седьмое  места занимают соответственно начальное  профессиональное, основное общее, неполное высшее и начальное общее образование.

2.2. Оценка и отбор факторов, способствующих явлению безработицы

             Средняя заработная плата в  Забайкальском крае равна 21 тысяче  рублей (данные за 2011 год). Однако  эта сумма сильно варьируется  в зависимости от экономической  сферы. Так, работники, занятые  в сельском хозяйстве получают  в среднем 5121 рубль, в торговле  – 12889 рублей, в здравоохранении  – 15075 рублей, в строительстве  – 18043 рубля.

             Самыми востребованными профессиями  в Забайкалье на сегодняшний день являются каменщик, бетонщик, зоотехник, агроном,  инженер. Однако количество поступающих на соответствующие факультеты вузов гораздо меньше поступающих на факультеты социологии и психологии.  

             Среди абитуриентов вот уже  который год остаются престижными  юридическое и экономическое  направления. В действительности  же, молодому юристу или экономисту  найти работу очень сложно. Потребность  в них совсем не велика, а  что касается работодателей, то  они предпочитают опытных специалистов.

             Следует отметить, что в последние  годы наблюдается отток населения  из Забайкальского края, в особенности  – молодежи. Только за прошлый  год регион покинули 7 тысяч молодых  людей в возрасте до 29 лет. Многие  чиновники видят причину этого  в том, что в крае очень  мало достойных рабочих мест. Большинство вакансий – низкооплачиваемые,  именно из-за этого они и  не пользуются спросом. Как  и в любых других регионах, в Забайкалье есть граждане, которые попросту не хотят работать, но все же большинство безработных стремиться трудоустроиться.

             В столице Забайкалья, Чите, уровень безработицы составляет 1,5%. Специалисты отмечают, что ситуация на рынке труда города, в целом, благоприятна. Во многом это заслуга центров занятости, которые активно работают с населением, предоставляя временные рабочие места, а так же возможность профессионального обучения и переобучения.

             Многие предприятия Читы открывают  новые рабочие места. Так как  главная отрасль города – энергетика, то здесь больше всего востребованы  специалисты данного профиля,  особенно инженеры. Главные энергетические  предприятия - Читинская ТЭЦ-1 и  Читинская ТЭЦ-2, в настоящее время  ведут активный поиск высококвалифицированных  специалистов.

              В городе действует  завод ЗАО «Читинские Ключи», занимающийся производством пива и безалкогольных напитков. Руководство завода готово предложить соискателям множество вакансий, причем, как для людей с высшим образованием, так и с профессиональным.

             Еще одна активно развивающаяся  область читинской экономики  – строительство. Здесь так  же необходимы люди с инженерным  образованием, строители, подсобные  рабочие.

             Среди самых востребованных кадров  столицы Забайкалья - конструкторы  и технологи. Не составит труда  найти работу и бухгалтеру  – при наличии диплома о  высшем образовании и знании  соответствующих программ. Но работодатели  предпочитают опытных специалистов, начинающим же трудоустроиться  в разы тяжелее.

             Что касается заработной, то одни  из самых высоких окладов у  работников финансовой сферы  – до 26 тысяч рублей. Те, кто занимается  добычей и распределением газа  и электроэнергии получают в  районе 25 тысяч рублей. Гораздо меньше  получают работники сферы здравоохранения  и сельского хозяйства: их оклады  на 72-74% ниже среднекраевого.

2.3. Структурный анализ  показателей Забайкальского края  с показателями республики Бурятия

           Сравним показатели по безработице  в Забайкальском крае с аналогичными  показателями в республике Бурятия,  данные для сравнительного анализа  представлены в таблицах 3 и 4. 

Таблица 3. Показатели занятости  и безработицы в Забайкальском  крае за 2000-2011 годы

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы

2011

543 000

484 000

59 000

10,90

2010

532 000

472 000

61 000

11,38

2009

549 000

482 000

67 000

12,15

2008

551 000

469 000

82 000

14,89

2007

537 000

482 000

54 000

10,12

2006

523 000

477 000

46 000

8,84

2005

543 000

483 000

60 000

11,13

2004

519 000

454 000

64 000

12,41

2003

522 000

443 000

79 000

15,12

2002

567 000

504 000

63 000

11,07

2001

505 000

423 000

82 000

16,21

2000

534 000

457 000

77 000

14,36


Таблица 4. Показатели занятости  и безработицы в р. Бурятия  за 2000-2010годы

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы

2011

458 000

417 000

42 000

9,10

2010

469 000

421 000

49 000

10,39

2009

457 000

392 000

64 000

14,07

2008

485 000

429 000

56 000

11,65

2007

458 000

399 000

59 000

12,90

2006

451 000

390 000

61 000

13,46

2005

453 000

399 000

54 000

11,95

2004

443 000

375 000

68 000

15,32

2003

454 000

377 000

77 000

16,93

2002

452 000

383 000

70 000

15,41

2001

442 000

361 000

81 000

18,37

2000

486 000

393 000

93 000

19,10


             Динамика показателей занятости  и безработицы в Забайкальском  крае с 2000 года показывает, что  самый низкий уровень безработицы  зафиксирован в 2006 году, а самый высокий в 2001 году. По республике Бурятия самый низкий уровень безработицы приходиться на прошедший 2011 год, а самый высокий на 2000 год.

            Наглядно представим динамику  уровня безработицы в Забайкальском  крае и республике Бурятия  на диаграмме (рис. 1 и рис. 2).

            

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы  в Забайкальском крае за 2000-2011 гг

Рисунок 2. Динамика уровня безработицы  в республике Бурятия за 2000-2011гг

            Сравнивая показатели уровня  безработицы в Забайкальском  крае и республике Бурятии  можно сделать вывод, что по  показателям в целом за 2000-2011 годы, динамика в республике Бурятии  имеет более положительную тенденцию  к снижению, чем в Забайкальском  крае.

      

Выводы по главе:

  • По данным за 2011 год, Забайкальский Край находится на 74 месте по уровню безработицы, который составил 10.90%, тогда как средний уровень по стране составил 6.60%. Минимальный уровень безработицы 1.40% зафиксирован в Городе Москва, а максимальный в 48.79% - в Республике Ингушетия.
  • Самыми востребованными профессиями в Забайкалье на сегодняшний день являются каменщик, бетонщик, зоотехник, агроном,  инженер. Однако количество поступающих на соответствующие факультеты вузов гораздо меньше поступающих на факультеты социологии и психологии.  
  • Сравнивая показатели уровня безработицы в Забайкальском крае и республике Бурятии можно сделать вывод, что по показателям в целом за 2000-2011 годы, динамика в республике Бурятии имеет более положительную тенденцию к снижению, чем в Забайкальском крае.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Проведение данного исследования  по вопросу безработицы позволило  прийти к следующим выводам:

            - Безработица представляет собой  сложное социально-экономическое  явление, при котором часть  экономически активного населения  не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

             - Безработица является естественным  сопровождением экономического  развития в условиях конкуренции.  Наличие различных видов безработицы  требует минимизации в первую  очередь, циклической, сезонной  и структурной безработицы для  поддержания полной занятости  населения и достижения высокого  уровня экономического развития.

             - Несмотря на разные причины  возникновения, безработица является  естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства.

            - Безработица влечет за собой  ряд положительных и негативных  последствий, выступая и как  фактор повышения эффективности  труда, и, как фактор снижения  уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

            При переходе к капиталистическому  развитию многие промышленные  предприятия потерпели крах, оказавшись  неконкурентоспособными.  Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.

           В целях снижения безработицы  государство располагает различными  методами, связанными с разработкой  способов переподготовки безработного  населения, социальной поддержкой  безработных, содействием в создании  дополнительных рабочих мест  и т.д.

             Предлагаемыми способами снижения  уровня безработицы в России  выступают: повышение доверия  к службам занятости, более  равномерное географическое распределение  трудовых ресурсов, реализация программ  поддержки молодых квалифицированных  специалистов, развитие самозанятости  населения, государственное содействие  открытию новых предприятий и  предоставление рабочих мест, информационная  помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет),

      

.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 115 с.
  2. Бедрина Е.Б., Козлова О.А. Введение в экономическую теорию: учебное пособие – Москва: Академия, 2009. – 210 с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – Москва: Юрайт, 2005. – 400 с.
  4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: учебник. – СПб.: Питер, 2009. – 560с.
  5. Мамедов О.Ю. Современная экономика: учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 602с.
  6. Курс экономической теории / Под ред. М.И.Плотницкого, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимова. – Минск: Интерпрессервис, 2003. – 256 с.
  7. Курс экономической теории: учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.  - СПб.: Питер, 2006. - 832с.
  8. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2000. – 348c.
  9. Экономическая теория: учебник / Под ред. Николаевой И.П. – М.: Проспект, 2009. – 576 с.
  10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.gks.ru
  11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.economic.chita.ru

 

 


Информация о работе Безработица:виды, факторы,основные показатели