Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 20:51, реферат
Описание работы
В 1776 году вышла в свет книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» выдающегося шотландского экономиста Адама Смита. Это труд, благодаря которому новая наука (название «политическая экономия» появится только в начале XIX века) получила законченные очертания, позволив привести в систему накопленные знания в области экономики. С Адама Смита должен начинаться список экономистов, оказавших влияние не только на развитие экономической теории, но и на общественное сознание. Его книгу, «евангелие экономистов», почти два с половиной столетия читают не только специалисты.
Содержание работы
Введение2 Биография Адама Смита3 Идеи5 Адам Смит в России8 Актуальность. Вместо заключения9 Список использованной литературы13
«Согласно Адаму Смиту, благодаря
рынку каждый человек, преследующий собственную
выгоду, увеличивает общее благо. Когда
булочник печет булки, он не думает о всеобщем
благе, он думает о выгоде. Но в результате
его деятельности всеобщее благо увеличивается».
Ю. Латынина. «Рой или антибулочник»
Введение.
В 1776 году вышла в свет книга
«Исследование о природе и причинах богатства
народов» выдающегося шотландского экономиста
Адама Смита. Это труд, благодаря которому
новая наука (название «политическая экономия»
появится только в начале XIX века) получила
законченные очертания, позволив привести
в систему накопленные знания в области
экономики.
С Адама Смита должен начинаться
список экономистов, оказавших влияние
не только на развитие экономической теории,
но и на общественное сознание. Его книгу,
«евангелие экономистов», почти два с
половиной столетия читают не только специалисты.
Книга Смита содержала такое
богатство идей, что из нее выросло несколько
направлений и школ современной экономической
мысли. Основными идеями были теория свободы
политического и экономического либерализма
и трудовая концепция богатства. Он характеризует
рыночную экономику как либеральное общество,
в котором каждый человек может свободно
преследовать свои интересы. Этот «экономический
человек» выбирает поле деятельности,
руководствуясь узкокорыстным интересом,
желает улучшить свое благосостояние.
Но он производит товары и тем самым способствует
упрочнению благосостояния всего общества.
По Смиту, в основе хозяйственной деятельности
лежит внутренний порядок, создающий гармонию
между усилиями отдельных товаропроизводителей.
Смит стал основополагающей
фигурой экономического либерализма –
фундаментального принципа в классической
политической экономии. В основе идеи
экономического либерализма лежало представление
о том, что экономические законы действуют
подобно законам природы. В результате
их действия в обществе стихийно устанавливается
«естественная гармония». Государству
нет необходимости вмешиваться в действие
экономических законов. Последователи
экономического либерализма верят, что
политическая свобода и социальная справедливость
неотделимы от экономической свободы
и используют философские аргументы в
поддержку экономического либерализма
и свободного рынка.
Биография Адама
Смита.
Согласно Уолтеру Бэджготу
(английскому экономисту и публицисту
конца XIX века), «книги Адама Смита едва
ли можно понять, если не иметь представления
о нём как о человеке». В 1948 году Александр
Грей писал: «Кажется странной наша плохая
осведомлённость о подробностях его жизни…
Его биограф почти поневоле вынужден восполнять
недостаток материала тем, что он пишет
не столько биографию Адама Смита, сколько
историю его времени».
Адам Смит родился в июне 1723
(точная дата его рождения неизвестна)
и крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском
округе Файф в семье таможенного чиновника.
Его отец, которого также звали Адам Смит,
умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается,
что Адам был единственным ребенком в
семье, так как нигде не найдено записей
о его братьях и сестрах. Считается, что
в Керколди была хорошая школа, и Адама
с детства окружали книги.
В возрасте 14 лет поступил в
Университет Глазго, где два года изучал
этические основы философии под руководством
Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он
изучал логику (что было обязательным
требованием), далее перешёл в класс нравственной
философии; изучал древние языки (особенно
древнегреческий), математику, астрономию,
имел репутацию странного (мог среди шумной
компании вдруг глубоко задуматься), но
умного человека. В 1740 году он поступил
в Бейллиол-Колледж в Оксфорде, получив
на продолжение образования стипендию,
и закончил обучение в нём в 1746. Смит критически
отзывался о качестве обучения в Оксфорде,
написав в «Богатстве народов», что «В
Оксфордском университете большинство
профессоров в течение уже многих лет
совсем отказалось даже от видимости преподавания».
В университете он часто болел, много читал,
но ещё не проявлял интереса к экономике.
В 1748 году Смит начал читать
лекции в Эдинбурге под покровительством
лорда Кэймса, с которым познакомился
во время одной из поездок в Эдинбург.
Изначально это были лекции по английской
литературе, позднее — по естественному
праву (включавшему юриспруденцию, политические
учения, социологию и экономику). Именно
подготовка лекций для студентов этого
университета и стала толчком к формулировке
Адамом Смитом его представлений о проблемах
экономики. Идеи экономического либерализма
он стал высказывать, предположительно,
в 1750—1751 года.
Адам читал лекции по риторике,
искусству написания писем и позднее по
предмету «достижение богатства», где
он впервые детально изложил экономическую
философию «очевидной и простой системы
природной свободы», что нашло отражение
в его самой известной работе «Исследование
о природе и причинах богатства народов».
В 1751 году Смит был назначен
профессором логики в Университете Глазго.
Смит читал лекции по этике, риторике,
юриспруденции и политической экономии.
В Глазго Смит жил 13 лет, регулярно уезжая
на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался
уважением, завёл себе круг друзей, вёл
образ жизни клубного человека-холостяка.
Источником информации о развитии
идей Смита являются записи лекций, сделанные
предположительно в 1762-63 годах одним из
его студентов и найденные экономистом
Эдваном Кэннаном. Согласно лекциям, курс
нравственной философии в исполнении
Смита к тому моменту являлся скорее курсом
социологии и политической экономии; высказывались
материалистические идеи, а также начала
идей, получивших развитие в «Богатстве
народов». К другим источникам относятся
найденные в 1930-х годах наброски первых
глав «Богатства»; они датируются 1763 годом.
В этих набросках содержатся идеи о роли
разделения труда, понятия производительного
и непроизводительного труда, и так далее.
В 1763-66 годах Смит прожил во
Франции, будучи воспитателем герцога
Баклю. Данное наставничество сильно улучшило
его положение: он должен был получать
не только жалованье, но и пенсию, что в
дальнейшем позволило ему не возвращаться
в университет и работать над книгой. До
поездки в Париж, Смит и Баклю полтора
года жили в Тулузе, и несколько месяцев
— в Женеве. Здесь Смит посетил Вольтера
в его женевском поместье.
После возвращения из Франции
Смит полгода прожил в Лондоне в качестве
неофициального эксперта при министре
финансов, а с весны 1767 года он шесть лет
безвылазно прожил в Керколди, работая
над книгой. Он жаловался, что напряжённая
однообразная работа подрывает его здоровье,
и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл
нужным оформить права на книгу в качестве
наследства для Юма в случае его смерти.
Сам он считал, что едет в Лондон с готовой
рукописью, однако на самом деле в Лондоне
ему потребовалось три года на доработку,
дополнительное чтение и изучение статистических
отчётов. При этом книгу он не писал сам,
а диктовал писцу, после чего правил и
обрабатывал рукопись и давал переписывать
её набело. Частью доработки являлось
включение в книгу некоторой информации
вместо ссылок на другие публикации других
авторов.
Известность Смит получил после
публикации книги «Исследование о природе
и причинах богатства народов» в 1776 году.
Книга в деталях описывает последствия
экономической свободы. В книгу включены
обсуждения таких концепций, как laissez-faire
(принцип невмешательства), роль эгоизма,
разделение труда, функции рынка и международное
значение свободной экономики. Богатство
народов открыло экономику как науку,
запустив доктрину свободного предпринимательства.
В 1778 году Смит был назначен
главой таможенного управления Эдинбурга,
Шотландия. Он получал оклад в 600 фунтов
стерлингов, вёл скромный образ жизни
в съёмной квартире, тратил деньги на благотворительность;
единственной его ценностью была его библиотека.
К работе он относился серьёзно, что мешало
научной деятельности; первоначально,
впрочем, он планировал написать третью
книгу, всеобщую историю культуры и науки.
После его смерти были найдены и опубликованы
заметки об истории астрономии и философии,
а также об изящных искусствах. При жизни
Смита «Теория нравственных чувств» была
издана 6 раз, а «Богатство народов» —
5 раз; третье издание «Богатства» было
значительно дополнено, была включена
глава «Заключение о меркантилистической
системе». В Эдинбурге у Смита был свой
клуб, по воскресеньям он устраивал ужины
для друзей, бывал, среди прочих, у княгини
Воронцовой-Дашковой. В Эдинбурге Смит
умер после продолжительной болезни 17
июля 1790 года.
Идеи.
Создавая основы новой науки,
Смит опирается на ньютоновскую картину
мира, рассматривая экономику как механизм,
приводимый в равновесие некой силой свыше
— «невидимой рукой» рынка (Провидением).
Адам Смит впервые в мировой экономике
разработал учение о хозяйстве как о системе,
в которой действуют объективные, не зависимые
от воли людей законы.
Согласно системе экономической
свободы, государство играет роль «ночного
сторожа» и выполняет следующие обязанности:
поддерживает правопорядок, обеспечивает
безопасность, содержит общественные
учреждения. Не следует забывать, что Смит
писал для своих современников, отсюда
его метафора относительно ночного сторожа.
Идея ограничения роли государства была
вызвана борьбой против произвола абсолютизма.
Главная задача экономической
политики государства — гарантировать
всем основные экономические свободы:
свободу предпринимательства, свободу
торговли и конкуренции. Смит настаивал
на отмене привилегий, цеховой регламентации,
требовал отмены законов о поселении,
ограничивающих свободное перемещение
рабочих, отмены высоких торговых пошлин.
Он рассматривал основные принципы налогообложения,
позволяющие не только обогащать государство,
но и увеличивать благосостояние подданных.
Система естественной свободы представлялась
в XVIII веке универсальным средством процветания
и всеобщего благосостояния.
Идея о трудовом происхождении
богатства — тоже результат раздумий
о средствах процветания общества. Объявив
источником богатства народов труд в материальном
производстве, Смит противопоставил свою
идею господствующим в течение трех веков
утверждениям о том, что богатством являются
деньги в их блестящей форме золота и серебра,
а источником богатства — внешняя торговля,
неэквивалентный обмен. Шотландский ученый
доказал, что материальное производство
значительно важнее других способов достижения
благосостояния. Богатство — результат
деятельности товаропроизводителей, склонных
к обмену, производящих товары и торгующих
ими на свободных рынках.
Обе упомянутые идеи как, впрочем,
и многие другие его умозаключения, вдохновляли
экономистов в последующие столетия. Одни
«восторженные поклонники» делали акцент
на идее экономической свободы и «невидимой»
руки и идеализировали свободную рыночную
экономику как равновесную и саморегулируемую
систему. Как пишет лауреат Нобелевской
премии по экономике А. Сен, «...создали
из него (Смита) "гуру" принципа собственного
интереса, вопреки тому, что он говорил
на самом деле».
Марксисты считали его предшественником
Карла Маркса в разработке трудовой теории
стоимости, критикуя и опровергая другие
определения ценности, встречающиеся
в книге Адама Смита.
В основе экономической теории
Адама Смита лежат наблюдения как экономического,
так и философского характера, частично
разработанные самим Смитом, частично
почерпнутые им у других авторов. В целом
же его исследование стало возможным только
благодаря тем социально-политическим
и экономическим переменам, которые происходили
в Европе в XVIII веке и заключались в развитии
рыночного производства и складывании
устойчивых обменных отношений. Адам Смит
был современником этих процессов и можно
сказать, что его экономические воззрения
развивались вместе с развитием самой
экономики.
Экономические замечания Смита
касаются прежде всего трех территорий:
Шотландии, Англии и Европейского континента.
Так, например, на основе личных наблюдений
за процессом разделения труда на одной
из шотландских фабрик, производящих булавки,
Смит обосновал свой тезис о зависимости
объемов выпускаемой продукции и расширения
рынков сбыта от уровня разделения труда,
а также - о связи между такими явлениями,
как разделение труда и производительность.
Смит приходит к выводу о том,
что расширение процесса разделения труда
было одним из прогрессивных последствий
уничтожения внутренних границ, которое
принесло автоматическое увеличение рынка
сбыта и возможность увеличения объемов
выпускаемой продукции. Высоко оценивая
значение разделения труда, автор “Богатства
народов” по сути дела раскрыл один из
основных принципов развития товарного
производства.
Смит обратил внимание и на
другое следствие экономических перемен:
на почти троекратное возрастание (в сравнении
с ценами начала XVIII в.) цен на шотландский
скот, которое произошло после заключения
торгового соглашения между Англией и
Шотландией. Англо-шотландское соглашение,
открывшее для Шотландии английские рынки,
способствовало также увеличению цен
на мясо.
В число экономических наблюдений,
описанных в “Богатстве народов”, входят
также: трех- и четырехкратное - в сравнении
с прошлым столетием - возрастание земельной
ренты в предгорных районах Шотландии;
относительно низкий уровень ренты с шотландских
оловянных копий; стимулирующее воздействие
на развитие экономики края деятельности
банков, которые наладили выпуск ценных
бумаг, почти вдвое увеличив денежный
оборот страны; зависимость цен в производстве
стекла, железа и других металлов от изменений
цен на уголь; отрицательное воздействие
регламентации цен на хлеб и т.п..
Анализируя экономические наблюдения
Адама Смита, можно сказать, что его теоретическое
исследование было в целом направлено
против теории и практики меркантилизма,
а также тех феодальных институтов и пережитков,
которые тормозили развитие капиталистических
отношений. Противопоставляя расточительности
дворянства и непроизводительному расходыванию
средств предприимчивость и трудолюбие
купцов и промышленников, Смит обосновывал
преимущества капитализма и призывал
ориентироваться на его развитие.
Описывая свои наблюдения, Адам
Смит осуждал феодальную традицию закрепощения
крестьян, которое он сравнивал с рабством
и характеризовал как основное препятствие
для прогресса земледелия. Поместные поборы
(например, французская талья) осуждались
как покушение на крестьянскую собственность
и препятствие для капиталовложений в
сельскохозяйственное производство. По
убеждению Смита, только в городах накопления
“трудолюбивой части сельского населения”
могли найти себе надежное и
производительное применение.