Бизнес планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, а только перемещает ее в первичное производственное звено – предприятия и их объединения. Даже в стране в целом область необходимого планирования не заменяется полностью невидимой регулирующей рукой рынка.

Файлы: 1 файл

Бизнес планирование ЭУЗО.docx

— 28.44 Кб (Скачать файл)

Бизнес планирование ЭУЗО

2, Ошкордина А.А., Давыдова Н.С.

Планирование – закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональных и эффективных инструментов и способов своего исторического развития и выживания. Оно имело место и существует в той или иной форме и соответствующих нормах во всех общественно-экономических системах, на любых предприятиях.

Ключевые слова : бизнес-планирование, медицинские организации 

 

Business planning in healthcare organizations

Oshkordina AA, Davydova NS

Planning - natural search results of human society the most efficient and effective tools and methods of its historical development and survival. It took place and there in one form or another, and the corresponding norms in all socio-economic systems at all plants.

Keywords: business planning, health care organizations

До недавнего времени  основным плановым документом деятельности предприятия был техпромфинплан, который представлял собой жесткую конструкцию, выстроенную в заданных условиях и работающую, в основном, на собственные цели. Достижение цели при меняющейся внешней среде, возникновение в этой связи риска потери средств – такие проблемы в техпромфинплане не решались. Разделы плана были взаимоувязаны показателями и расчетами, что создавало видимость прочности конструкции. Но, как известно, только гибкость позволяет конструкции оставаться прочной, приспосабливаясь к изменениям условий, возникновению непредвиденных ситуаций. Предприятие в условиях жесткого централизованного планирования лишено самого главного – связи с окружающей средой, в силу этого оно работает не на потребителя, а на план, управляется не экономическими отношениями, а директивами «сверху». Несостоятельность таких техпромфинпланов исторически доказана глубоким экономическим кризисом в России. 
Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов и производимой продукции может эффективно осуществляться тремя способами:

  • на основе рыночной саморегуляции;
  • системой адекватных плановых механизмов;
  • путем одновременного использования рыночных и плановых начал.

Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Рынок не подавляет  и не отрицает плановость вообще, а  только перемещает ее в первичное  производственное звено – предприятия  и их объединения. Даже в стране в  целом область необходимого планирования не заменяется полностью невидимой  регулирующей рукой рынка. И на Западе и на Востоке государства определяют стратегии своего экономического развития, глобальные экологические проблемы, крупные социальные и научно-технические  программы, распределение бюджета  страны, оборону и др. На уровне же предприятий осуществляется не только стратегическое планирование, но и  детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению  и даже рабочему месту. 
В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе. Интегративная формула «рынок и план» по своей сути более полно отвечает как личным интересам руководителей, так и общим региональным и государственным задачам подъема экономики и ускоренного выхода из кризиса. 
Известно, что при планировании своей деятельности предприятия имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без систематического планирования, поэтому для эффективной финансово-хозяйственной деятельности в рыночной среде необходимо иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса.  
Можно выделить несколько причин, способствующих разработке бизнес-плана:

  • процесс формирования бизнес-плана является эффективным методом фокусирования идей, позволяет определить цели и оценить собственные возможности для организации бизнеса и управления им. Бизнес-план является способом проверки жизнеспособности коммерческого предложения еще до начала финансовых вложений.
  • процесс планирования определяет параметры и цели, которые служат критериями оценки развития и рентабельности бизнеса.
  • большинство предприятий и учреждений не обладают достаточными ресурсами для полного самофинансирования, они нуждаются в получении дополнительного финансирования для успешного ведения бизнеса.

По мере реализации и изменения  обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей. Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия. Успех в мире бизнеса зависит от трех элементов:

  • понимания состояния дел на данный момент
  • представления желаемого уровня развития предприятия
  • планирование перехода из одного состояния в другое

Составление бизнес-плана  позволяет решать эти проблемы, в  частности, активно развивать производство, привлекать инвесторов, партнеров и  кредитные ресурсы.  
Управление предприятием в условиях рынка представляет собой систему взаимосвязанных функций: планиро¬вание - организация - координация - мотивация - контроль. 
Планирование - это определение целей и путей их достижения. Оно состоит из следующих этапов:

  • разработка общих (стратегических) целей;
  • определение конкретных, детализированных целей на задан-ный, сравнительно короткий период времени;
  • определение путей и средств их достижения;
  • контроль за реализацией поставленных целей (путем сопос-тавления плановых данных с фактическими).

На современном этапе  реформирования здравоохранения приоритетными  являются следующие направления:

  • структурные изменения в отрасли с перераспределением ресурсов из высоко затратных технологий лечения в секторы первичной медико - социальной помощи;
  • построение многоступенчатых связей «вертикальных» и «горизонтальных» отношений субъектов здравоохранения в новых условиях управления и финансирования;
  • регулирование финансово- расчетной политики и налогообложения государственных учреждений здравоохранения;
  • оптимизация использования ресурсов отрасли;
  • повышение эффективности труда медицинского персонала.

В связи с этим медицинским  учреждениям необходимо решить рыночные, производственные, финансово-экономические, стратегические задачи:

  1. рыночные – направлены на увеличение оказания услуг до безубыточного состояния, овладение определенными секторами рынка, обеспечение высокого качества медицинских услуг, организации служб маркетинга и менеджмента;
  2. производственные – направлены на сокращение прямых материальных затрат (по медикаментозному обеспечению, питанию, мягкому инвентарю и т.д.), обеспечение нормативной нагрузки медицинского персонала, повышение эффективности труда, обновление и расширение предоставляемых медицинских услуг, увеличение объема сервисных услуг;
  3. финансово- экономические – направлены на достижение безубыточного функционирования, обеспечение эффективного сочетания поступления финансовых средств по источникам финансирования в соответствии с объемами услуг, привлечение финансовых средств под разработанные инвестиционные проекты, обеспечение оперативного планирования затрат и прогнозирование цены;
  4. социальные – направлены на повышение заработной платы медицинскому персоналу за счет внедрения новых форм организации и оплаты труда, внедрение системы мотивации оплаты труда по конечному результату, привлечение молодых квалифицированных специалистов.

Разработка конкретного  бизнес-плана в большинстве случаев  процесс творческий, основанный на учете не только общих закономерностей  бизнеса, но и специфических условий, в которых находятся учреждения, личного опыта и знаний руководителя.  
В современных социально-экономических условиях развития в здравоохранении выделяют 3 вида бизнес-планов:

  1. Инвестиционный проект, предполагающий внедрения новых медицинских технологий, открытия структурных подразделений, кабинетов и т.д.
  2. Проект, направленный на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности медицинского учреждения, т.е. план разработки мероприятий направленный на повышение эффективности деятельности учреждения.
  3. Проект развития производственной и экономической деятельности медицинского учреждения в краткосрочном или долгосрочном периоде времени (план деятельности медицинского учреждения).

Основная цель инвестиционного  бизнес-плана – привлечение инвестиций для осуществления эффективной  экономической деятельности. Задача – доказать инвестору выгодность, окупаемость вложенных средств. В медицинских учреждениях чаще всего применяются именно инвестиционный бизнес – план, так как учреждения здравоохранения, как правило, являются объектами с ограниченными ресурсами. 
Задача разработки бизнес – планов в здравоохранении состоит в построении стройной системы эффективного планирования и базируется на:

  • достижении экономической эффективности внебюджетной деятельности;
  • окупаемости совокупных расходов;
  • разработке системы оценочных экономических показателей деятельности;
  • увязке централизованного управления и нормирования в деятельности с рыночными требованиями.

Однако необходимо помнить: только создание хорошего бизнес-плана  не ведет к устойчивой прибыльной деятельности предприятия. Бизнес-план – это программа, способ, позволяющий  проследить достижение результатов  фактической работы, получить возможность  отреагировать на потенциальные  проблемы, которые могут возникнуть в производственной деятельности и  при необходимости изменить или  откорректировать бизнес - стратегию. 
Основные адресаты бизнес-планирования – банкиры, инвесторы и финансисты, которых интересуют прежде всего вопросы прибыльности, но также и аргументы в пользу проекта, благодаря которым эти результаты будут достигнуты. Общепринятыми в мировой практике являются методы планирования, основанные на «кэш фло» (cash flow), что дословно означает поток наличности. 
Организация предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, как показала мировая практика, становится надежным делом только тогда, когда у ее истоков формируется бизнес-план, являющийся основой для оценки перспективности вновь создаваемых предприятий или намеченных для реализации проекта предоставления новых медицинских услуг, а так же для мероприятий при реконструкции организаций или учреждений с сохранением или с изменением их функций, при антикризисном управлении, приватизации и т.д. 
В условиях рыночных реформ существенно изменяются взаимоотношения между основными субъектами здравоохранения: пациентом и медицинским учреждением. Коммерциализация здравоохранения, выражающаяся в увеличении объема платных медицинских услуг, внедрении различных организационно-правовых форм предпринимательства и развитии частной врачебной практики, предопределяет изменение экономического статуса медицинской организации. Теперь и пациент, и медицинская организация являются субъектами рынка медицинских услуг. В этих условиях возрастает значение такого направления деятельности самостоятельного хозяйствующего субъекта, как бизнес-планирование.  
В условиях формирования рынка платных медицинских услуг, увеличивающейся конкуренции, недостаточном финансировании государственных и муниципальных систем здравоохранения и встаёт вопрос о привлечении дополнительных финансовых ресурсов других отраслей народного хозяйства и кредитных учреждений. Инструментом привлечения дополнительных финансовых средств в медицинских учреждениях в условиях недофинансирования из бюджета является разработка бизнес-плана.  
Для здравоохранения, как отрасли с преимущественно бюджетным финансированием, бизнес-план до сих пор считается не основным и необязательным документом. Разработок алгоритмов и методик применительно к отрасли на сегодняшний день практически нет. Медицинское учреждение как объект бизнec-планирование является объектом с ограниченными ресурсами. Часто в отношении них жестко задаются внешние условия деятельности и нормируется пpoцecс расходования бюджетных и целевых средств. Строго говоря, владение методикой бизнес-планирование в общем понимании этого процесса, воспринимается в отрасли чаще применительно к инвестиционным проектам.  
Методика бизнес-планирования в медицинских учреждениях характеризуется ключевыми определениями:

  • эффективное планирование и управление;
  • нормативное расходование ресурсов;
  • аналитический характер процесса составления перспективной стратегии развития. 
     

Задача разработки бизнес-планов в здравоохранении состоит в  построении стройной системы эффективного планирования и базируется на:

  • достижении экономической эффективности внебюджетной деятельности;
  • окупаемости совокупных расходов;
  • разработке системы оценочных экономических показателей деятельности;
  • увязке централизованного управления и нормирования в деятельности с рыночными требованиями.

Решению данных задач должна способствовать методика эффективного планирования деятельности бюджетного учреждения здравоохранения. Ключевые моменты бизнес-планирование — это  оценка инициаторами проекта:

  1. потенциальных потребителей;
  2. конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
  3. сегмента рынка;
  4. срока окупаемости капиталовложений;
  5. достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи.

Таким образом, эффективное бизнес-планирование позволит организовать внутреннюю сторону процесса оказания медицинских услуг. Оно также будет способствовать увязке ориентиров бюджетной деятельности учреждений с рыночными ориентирами в перспективе. 
Бизнес-план, как правило, состоит из семи основных разделов:

  • аннотация проекта (бизнес-идеи);
  • краткая характеристика хозяйствующего субъекта;
  • организационный план;
  • производственный план;
  • план маркетинга;
  • финансовый план;
  • резюме и оценка эффективности.

Раздел 1 – Аннотация проекта, в котором отражается актуальность выбранной и внедряемой бизнес-идеи, цель проекта, задачи, краткое описание сути проекта. При формировании цели медицинского учреждения в бизнес-плане предполагается использовать: количественные (объемы медицинских и сервисных услуг по потокам, объемы медицинских услуг в денежном выражении, размер прибыли медицинской организации и т.д.); и качественные показатели, характеризующие освоение новых медицинских технологий и новых видов медицинских услуг, разработку новых рынков, выбор качественных критериев оценки результатов лечения и т.д. 
Раздел 2 – Краткая характеристика медицинского учреждения включает следующую информацию об организации:

Информация о работе Бизнес планирование