Описание истории развития компании
и анализ отрасли
Описание происхождения и истории
развития компании имеет целью формирование
у лиц, принимающих инвестиционные решения,
четкого представления о предприятии
как объекте инвестирования или возможном
партнере при реализации инвестиционного
проекта.
Описание предприятия должно включать
в себя следующие данные:
- описание предприятия, его организационно-правовая
форма, юридический и почтовый адрес;
- краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);
- уставный капитал предприятия;
- учредители и распределение капитала между ними;
- организационная структура предприятия;
- дочерние предприятия;
- состав звена управления (сведения о руководителях: занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия
и его структура;
- структура активов (основной и оборотный капитал);
- характеристика материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных
запасов;
- описание текущего состояния предприятия, анализ баланса;
- специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта;
- доля рынка продукции, представляемой предприятием;
- потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы
потребления;
- позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположения источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.);
- при необходимости – согласие органов местной власти на реализацию проекта.
Описание и анализ состояния
и перспектив развития отрасли в
бизнес-плане решает две задачи:
- изучение состояния и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования;
- получение исходной информации для прогноза
объема производства и реализации продукции
и услуг предприятия с учетом конкуренции.
Для решения первой задачи целесообразно
провести анализ состояния отрасли
и описать возможные тенденции
ее развития. А также описать предприятия
отрасли и развития соответствующих производств
в планируемых регионах сбыта продукции
внутри страны и за рубежом.
При описании отрасли необходимо отразить
следующую информацию:
- определение экономического сектора отрасли (наука, производство, распределение, услуги и т.п.);
- перечень основной продукции и услуг, предлагаемых данной отраслью промышленности;
- сезонность;
- географическое положение отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный, международный);
- описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать
предприятие;
- характеристика имеющихся основных клиентов;
- характеристика потенциальных клиентов;
- наиболее перспективные клиенты.
Для решения второй задачи необходимо
проанализировать основных конкурентов
на внешнем и внутреннем рынке
по следующим позициям:
- номенклатуре и объемам выпускаемой продукции;
- конкурентоспособности продукции;
- рынки, на которых работают конкуренты, и их доли на этих рынках;
- состояние производственной базы конкурентов;
- ценовая политика и политика в области сбыта;
- сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция и потребители, рекламный
пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение
и т.д.).
Описание продукта
В этом необходимо дать краткое описание
потребительских свойств продукции,
предлагаемой предприятием, а также
результаты сравнительного анализа
с аналогами на рынке.
Описание продукции включает в
себя следующее:
- наименование изделия и его спецификация;
- функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция);
- основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;
- показатели технологичности и универсальности продукции;
- соответствие стандартам и нормативам;
- стоимостная характеристика;
- стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство);
- требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию);
- возможности дальнейшего развития продукции;
- концепция развития продукции следующих поколений;
- сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной
собственности;
- структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время;
- условия поставки продукции;
- преимущества продукции перед аналогами;
- экспортные возможности продукции.
Маркетинг и продажи
В разделе дается оценка рыночных
возможностей предприятия. Объем сбыта
продукции (услуг) с точки зрения
прогнозирования является наиболее
важным и сложным, поскольку анализ
существующего рынка и политика
формирования уровня и структуры
спроса на продукцию определяют результаты
реализации инвестиционного проекта.
Результаты исследования рынка
являются также базой для разработки
долгосрочной стратегии и текущей
политики предприятия и определяют
его потребности в материальных,
людских и денежных ресурсах.
Раздел состоит из нескольких частей.
Первая часть предполагает описание
существующей ситуации на рынке: структуру
рынка, конкуренцию, других поставщиков
аналогичной продукции или заменяющей,
эластичность спроса по ценам, реакцию
рынка на социально-экономические
процессы, описание каналов распределения
продукции, темпов роста потребления и
т.д.
Основными количественными характеристиками
рынка являются емкость рынка
и спрос на продукцию предприятия.
Определение спроса включает в себя
оценку величины и структуры текущего
спроса и перспективу его изменения. Текущий
спрос определяется общим количеством
продукции, проданной по определенной
цене на конкретном рынке за какой-либо
период времени (обычно 3-5 лет). Информация
должна позволить оценить размеры и структуру
текущего спроса, а также основные сегменты
рынка по конечному пользователю, географическому
делению и категориям потребителей.
При описании предполагаемого рынка
сбыта продукции предприятия
следует указать:
- основные предприятия, работающие на рынке;
- продукцию конкурентов;
- отличительные характеристики предполагаемых рынков и сегментов рынков (необходимая потребность в продукции и степень удовлетворения потребности с учетом демографических факторов, географического месторасположения, сезонных тенденций);
- размеры предполагаемого рынка (общая численность покупателей, годовой объем продаж продуктов и услуг, ожидаемый рост размеров рынка);
- проникновение на рынок (доля рынка, охватываемая территория, обоснование масштабов проникновения);
- важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных
предполагаемых рынках;
- второстепенные рынки и их основные характеристики;
- установление контактов с потенциальными покупателями, их готовность приобретать продукцию при различном уровне цен, предоставление информации покупателям;
- цикл покупок продукции потенциальными клиентами, процесс оценки решений, ответственность и право выбора окончательного решения – администраторы, торговые агенты, инженеры и т.д.;
- время между моментом размещения заказа и моментом поставки продукции (первичные заказы, повторные
заказы, покупки больших партий продукции).
Желательно показать способы выявления
партнеров (по справочникам, публикациям,
правительственным документам и
др.).
Во второй части раздела необходимо
дать описание существующей конкуренции
на рынке:
- тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка); существующая конкуренция, доля рынка; потенциальная конкуренция (время существования «окна возможности» до возникновения новой конкуренции в результате появления конкурента);
- конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) – способность удовлетворить потребности рынка, проникновение на рынок, репутация предприятия, устойчивость финансового положения, ведущие сотрудники предприятия;
- важность предполагаемого рынка для конкурентоспособности предприятия;
- препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки);
- законодательные ограничения (подкрепленные законом требования потенциальных покупателей и правительства;
способы удовлетворения требований, необходимое
для этого время, издержки, связанные с
удовлетворением требований) и прогнозируемые
изменения в законодательных требованиях;
- факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее удовлетворение потребностей, эффективность
поставок продукции или предоставления
услуг, подбор кадров, географическое
месторасположение).
В третьей части раздела необходимо
привести результат анализа конкурентных
качеств продукции (услуг) предприятия,
которые оказывают значительное
влияние на разработку ценовой и сбытовой
стратегии маркетинга и используются
при формировании плана производства.
Анализ конкурентоспособности продукции
проводят, как правило, по показателям
потребительских качеств и стоимостным
показателям в соответствии с общепринятыми
методиками. Сопоставление продукции
с имеющимися аналогами определяет ее
место среди них. На этом этапе может быть
определена в первом приближении цена
на продукцию (услуги). В следующей части
приводится описание ценовой стратегии
предприятия. Определение исходной цены
на продукцию базируется на результатах
анализа спроса, цен конкурентов и оценка
издержек предприятия на производство
и реализацию продукции.
Ценовую стратегию и выбор методики
ценообразования определяют, в
основном, два фактора:
- тип рынка (рынок свободной конкуренции, олигополистический рынок, монополистический рынок);
- характер целей предприятия, основными из которых являются: максимизация текущей прибыли, завоевание определенной доли на рынке, завоевание лидерства по качеству продукции.
На базе результатов анализа
состояния и тенденций развития
рынка, описанных выше, формируется
план сбыта продукции (услуг) предприятия.
В данной части раздела описывается:
- стратегия проникновения на рынок;
- стратегия роста;
- стратегия приобретения (других предприятий);
- стратегия предоставления марки и прав другим предприятиям;
- каналы распределения продукции;
- условия оплаты продукции: процент продаж в кредит, с авансовым платежом, по факту с указанием уровней скидок, надбавок к цене и т.д.;
- величина запаса готовой продукции на складе;
- время задержки платежей за реализованную продукцию;
- инфляционные характеристики и др.;
- сводные данные по объему продаж и цене продукции на внутреннем и внешнем рынке.
Производство и распределение
Главная задача раздела – показать
потенциальным партнерам, что предприятие
в состоянии реально производить
определенное количество товаров в
необходимые сроки и с требуемым
качеством. Данные этого раздела
бизнес-плана желательно приводить
в перспективе на 2-3 года, а для
крупных предприятий – на 4-5 лет.
Производственный план (по объему
продукции и смете затрат) формируется
на основе плана сбыта продукции
и расчета производственных мощностей
предприятия, а также прогноза производственных
запасов и потерь. Для описания
структуры производственного процесса
необходимы следующие данные:
- структура производства, планируемого к использованию в рамках инвестиционного проекта;
- технологическая схема;
- схема распределения производственного процесса в пространстве и времени;
- инфляционные характеристики;
- трудоемкость выполнения операций, тарифы по оплате труда основных производственных рабочих;
- данные о квалификации персонала;
- структура персонала и виды затрат на персонал;
- перечень исходных материалов и комплектующих изделий, их количество и стоимостные
характеристики;
- основные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, объемы и условия поставок;
- необходимое количество энергии, газа, сжатого воздуха, пара и т.д. и стоимость единицы их потребления;
- перечень услуг сторонних организаций, необходимых
для осуществления процесса производства
и реализации продукции;
- объем внутренних и внешних перевозок по всем видам транспорта, тарифы по перевозкам;
- <span class="Body_002