Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:43, курсовая работа
Целью данной работы является анализ процесса бюджетного регулирования, его формы и методы в России на современном этапе экономического развития, а также способы его осуществления, достоинства и недостатки данного процесса.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Бюджетное регулирование как основа межбюджетных отношений государства
1.1. Понятие и принципы построения межбюджетных отношений …………...4
1.2. Основные формы и методы бюджетного регулирования,
их роль и значение…………………………………………………………..6
Глава 2. Анализ практики выделения финансовой помощи регионам
2.1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета субъектам РФ..11
2.2. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ……………....18
Глава 3. Вопросы совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации
2.1. Основные проблемы межбюджетных отношений в РФ ………………...24
2.2. Перспективы совершенствования бюджетного
регулирования в РФ......................................................................................26
Заключение………………………………………………………………….………....28
Список использованной литературы…………………………………………...….29
Распределение
дотаций из ФФПР представлено на рисунке
1.
Рис.1 Крупнейшие получатели федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2008г.
Источник: Бюджетная система Российской Федерации / Щеголева Н.Г., Леонова Т.А.- М.: Маркет ДС. 2008 – с. 121
Помимо ФФПР были созданы другие фонды, направленные на поддержку регионов. В 2000 году был создан Фонд регионального развития, ключевой целью которого является аккумулирование инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы.
Рис.2 Регионы с самыми маленькими бюджетами.
Источник: Бюджетная система Российской Федерации / Щеголева Н.Г., Леонова Т.А.- М.: Маркет ДС. 2008 – с. 121
Рис 3.
Регионы с самыми большими бюджетами.
Источник:
Бюджетная система Российской Федерации
/ Щеголева Н.Г., Леонова Т.А.- М.: Маркет
ДС. 2008 – с. 121
В 2001 году в федеральном бюджете создается Фонд компенсаций. Средства этого фонда в виде целевых субвенций направляются на финансирование федеральных мандатов (решений, принятых федеральными органами власти). Цель данного фонда – обеспечение равного доступа всех граждан к социальным гарантиям государства.
Фонд
софинансирования социальных
расходов был создан в 2002 году в составе
федерального бюджета для частичного
возмещения расходов территориальных
бюджетов в связи с повышением первого
разряда единой тарифной сетки работников
бюджетных учреждений и предоставления
населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных
услуг (табл.1).
Таблица 1
Формы финансовой помощи из федерального бюджета
Характеристики | ФФПР РФ | ФК | ФССР | ФРР |
Цель | Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам | Финансирование федеральных законов (социальных пособий и льгот) | Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере | Поддержка развития региональной инфраструктуры |
Принцип распределения | Формула на основе оценки налогового потенциала и нормативных расходов | Формула на основе численности лиц, имеющих право на получение социальных льгот | Формула на основе расходов | На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов |
Тип финансовой помощи | Дотации (с особыми условиями) | Субвенции | Субсидия (долевая) на определенную статью расходов (отрасль) | Субсидии (долевая) на финансирование инвестиционных проектов и программ |
Условия предоставления | Для высокодотацион-ных регионов кассовое обслуживание бюджетов Федеральным казначейством | Целевое использование средств | Уровень ниже нормативного и выполнение программ реформ | Софинансирование |
Порядок использования | Финансовыми органами | Гражданами
и предприятиями через |
Финансовым
органам при подтверждении |
Предприятиям через органы Федерального казначейства |
Статус | С 1994 г. | С 2001 г. | С 2004 г. | С 2000 г. |
Источник:
Бюджетная система Российской Федерации
/ Щеголева Н.Г., Леонова Т.А.- М.: Маркет
ДС. 2008 – с. 122
Фонд реформирования региональных финансов создан в 2002 году для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах.
2.2.
Межбюджетные трансферты
из бюджетов субъектов
РФ
Межбюджетные
трансферты из бюджетов субъектов РФ
предоставляются в местные
-
финансовой помощи местным
- субвенции местным бюджетам из региональных фондов компенсаций;
-
средств, перечисляемых в
-
иных безвозмездных и
-
бюджетных кредитов местным
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам (за исключением субвенций из региональных фондов компенсаций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ о налогах и сборах.
В целях унификации методологии формирования и распределения средств фондов финансовой помощи местных бюджетов Минфин РФ разработал и утвердил Приказом от 27 августа 2004 г. № 243 «Методические рекомендации субъектам РФ и муниципальным образованиям по формированию межбюджетных отношений».
Фонды финансовой поддержки муниципальных образований создаются с целью обеспечения муниципальных образований финансовыми ресурсами для реализации полномочий органов местного самоуправления. Эти задачи решаются путем сокращения отставания уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов с низким уровнем бюджетной обеспеченности собственными доходами от уровня, достаточного для выполнения муниципальных полномочий. Таким образом, финансовая помощь выделяется муниципальным образованиям с недостаточным уровнем бюджетной обеспеченности. Вместе с тем бюджетная обеспеченность зависит от налогового потенциала муниципального образования. Следовательно, для определения необходимости выделения финансовой помощи конкретному муниципальному образованию в процессе бюджетного планирования необходимо сделать расчеты его налогового потенциала и бюджетной обеспеченности.
Налоговый потенциал (НП) – это оценка доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования. При расчете данной величины используются показатели, которые объективно характеризуют возможность получать налоговые доходы с налоговой базы, закрепленной за муниципальным образованием:
где: НПi – объем налогового потенциала i-го муниципального образования;
ПД – суммарный по субъекту РФ прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех муниципальных образований данного типа; НБi – объем добавленной стоимости в i-м муниципальном образовании; Кi – поправочный коэффициент на отраслевую структуру i-го муниципального образования; НБ – суммарный по субъекту РФ объем добавленной стоимости.
Налоговый потенциал по видам налогов оценивается исходя из предположения, что имеющаяся на территории муниципального образования налоговая база используется со средней по региону эффективностью (с одной единицы измерения, в которых выражена налоговая база, собирается одинаковый объем налога). В свою очередь, налоговый потенциал по всем видам налогов в целях данного расчета определяется по формуле:
где: НПi – сумма налогового потенциала в i- м муниципальном образовании (объем налогового потенциала).
Кроме
показателей налогового потенциала,
при расчете бюджетной
Поправочный коэффициент рассчитывается по формуле:
где КРПi – поправочный коэффициент расходной потребности i-го муниципального образования; - доля влияния j-го ценового фактора в среднем по субъекту РФ; - значение j-го ценового фактора в i-м муниципальном образовании; - значение j-го ценного фактора в среднем по субъекту.
Таблица 2
Перечень показателей, характеризующий налоговый потенциал субъектов Российской Федерации
Налог | Показатель | Источник |
Налог на прибыль организаций | объем прибыли крупных и средних организаций | ФСГС |
НДФЛ | фонд начисл. ЗП работникам организаций | ФСГС |
Налог на имущество орг-ий | среднегодовая полная учетная стоимость ОФ крупных и средних коммерческих организаций | ФСГС |
УСН, ЕНВД | розничный товарооборот, оборот общественного питания, объем реализации платных услуг населению по всем каналам реализации | ФСГС |
Акцизы | объем отгруженной алкогольной продукции, спирта этилового, вина предприятиями, объемы производства пива | ФСГС |
НДПИ | объем добычи нефти, стоимость добычи полезных ископаемых | ФСГС, ФНС |
Источник: Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Режим доступа: http://www.minfin.ru/.
Для выравнивания бюджетной обеспеченности могут применятся различные методы, например:
- метод пропорционального выравнивания;
-
метод выравнивания до
- комбинированный метод.
Метод пропорционального выравнивания бюджетной обеспеченности состоит в распределении средств фондов финансовой поддержки пропорционально отставанию уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов от уровня бюджетной обеспеченности, выбранного в качестве критерия выравнивания.
Метод выравнивания до максимально возможного уровня заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки таким образом, чтобы после выравнивания уровень бюджетной обеспеченности наименее экономически развитых муниципалитетов был одинаков.
Комбинированный метод предполагает либо последовательное использование метода пропорционального выравнивания и метода выравнивания до максимально возможного уровня, либо применение метода пропорционального подтягивания несколько раз с различными критериями выравнивания бюджетной обеспеченности. Фонд финансовой поддержки делится при этом на следующие части.
Региональные фонды финансовой поддержки:
Размер фонда рассчитывается исходя из разницы в оценках суммарных расходных потребностей и доходных возможностей поселений и на основе применения следующей формулы:
ФФПП = В(Р-ПД),
где В- доля разницы оценок расходных потребностей и доходных возможностей бюджетов поселенческого уровня, которая будет покрываться из регионального ФФПП; Р – суммарная оценка расходных потребностей на выполнение полномочий поселенческого уровня; ПД – суммарный прогноз доходов поселений по всем видам местных и закрепленных налоговых и неналоговых доходов.
При определении объема ФМР учитывается не только уровень обеспеченности граждан объектами социальной сферы, но и уровень бюджетной обеспеченности.
Информация о работе Бюджетное регулирование в процессе исполнения бюджета